В Группе «Илим» в рамках приоритетного инвестиционного проекта «Большая Коряжма» работает самая современная в России бумагоделательная машина
В Коряжме – седьмая по счёту и первая отечественная автономная меловальная установка. 19 октября 2013 года стало днём рождения российской глянцевой бумаги, ей дали имя – «Омела». Новую продукцию импортозамещения полиграфисты приняли сначала настороженно, потом вошли во вкус и стали требовать полную линейку граммажей – от самой тонкой до самой плотной. Ведь закупать бумагу у одного производителя выгодней по многим причинам.
О том, какие трудности пришлось преодолеть, чтобы ответить на вызовы рынка, технолог меловального цеха Павел Спирихинрассказывает технолог меловального цеха филиала Группы «Илим» в Коряжме Павел Спирихин.
– Кто подал идею расширения линейки мелованных бумаг?
– Как всегда – рынок. А если более конкретно, то наши покупатели. Ещё в 2014 году на встрече в Коряжме они высказали предложение расширить линейку граммажей мелованных бумаг. На тот момент у нас был довольно узкий диапазон: от 105 г/м² до 150 г/м². Можно сказать, после этой встречи у специалистов нашего цеха пошёл мыслительный процесс: что делать и вообще – можно ли что‑то сделать?
– Что означает граммаж для потребителя?
– Если взять, допустим, производителя бумаг в Европе, он старается выпускать полную линейку бумаг, начиная от 70 г/м² и заканчивая 300‑граммовыми сортами бумаги. Бумага каждого производителя достаточно уникальна, она обладает своими печатными свойствами, оптическими характеристиками, пухлостью, плотностью, и полиграфисты стараются покупать бумагу одного производителя. А то ведь как может получиться: обложка изделия более белая, а внутренние страницы с желтизной. Более того – для разных бумаг требуются разные режимы печати. Если типография покупателя настроилась под нашу бумагу, то ему нужна вся линейка. Да и работать с одним поставщиком менее хлопотно.
Мы были лишены этого преимущества – возможности предоставить весь спектр граммажа. Нашу 150‑граммовую «Омелу» мало кто брал, для обложек она немного недотягивала. Низкий граммаж (80–90 г/м²) – для более массового сегмента, и он очень сейчас востребован. Из одной тонны бумаги получается большее количество листов. Соответственно, расходы на тираж более низкие. Чем легче бумага, тем выгоднее типографиям, тем выше спрос на неё.
– Если всё так очевидно, что мешало просто взять и расширить диапазон граммажа?
– Мелованную бумагу 90 г/м² мы освоили не то чтобы сходу, но там не было явных тупиков. И она сразу очень хорошо пошла на рынке. А вот с бумагой 80 г/м² всё было далеко не просто. Существовал ряд ограничений. Бумага-основа, например. У нашей 7‑й бумагоделательной машины нижний край – 60 г/м², бумага-основа для «восьмидесятки» должна быть 54 г/м² или ниже, что называется «вне границ дизайна». Чем ниже вес основы, тем больше можно нанести меловальной пасты, тем лучше будут печатные свойства. Но и тем сложнее её производить как на бумагоделательной машине, так и на меловальной установке. Провели серию опытных выработок, но, в конце концов, нашли решение. Так и по верхней границе для «двухсотки» – у машины предел 130 г/м², но на 7‑й бумагоделательной добились требуемых 150 г/м². Мы, в своём цехе, занимались подбором дизайна лезвий меловальных станций, чтобы добиться экстремально низкого или, наоборот, высокого веса наноса пасты, пробовали новые стержни на сайзере. Большие затруднения вызывал подбор показателей самой меловальной пасты для новых сортов, режима сушки, каландрирования.
На протяжении четырёх месяцев, пока отлаживали режим, почти половина продукции уходила в брак. Появились уже настроения оставить всё как было, не заморачиваться. Но дирекция по продажам отрезала пути к отступлению. Когда они получили первую продукцию, протестировали, получили очень позитивные отзывы. И что называется, плотненько насели на менеджмент филиала.
– Значит, убытки стоили того?
– Я уверен, что да. С нынешней линейкой мелованных бумаг мы можем удовлетворить почти любого покупателя. Эту продукцию начинают использовать в упаковочном сегменте рынка. В частности, для наружных слоёв гофрокартона. Наша бумага привлекательна очень хорошими печатными свойствами. По крайней мере, они ничуть не хуже, чем у европейских производителей, которые считались эталонными в этой сфере. Бумагу берут, используют для премиальных сегментов упаковки, для бытовой техники, например, там, где упаковка должна демонстрировать яркость и сочность цветов отпечатка на поверхности. Для бумаг одностороннего мелования (эту технологию в Коряжме тоже освоили) потенциально большой рынок в Италии.
– Что такое одностороннее мелование? Это просто в два раза меньше работы или тут есть свои тонкости?
– Да, тут были проблемы. Во-первых, надо было менять работу нашего клеильного пресса, который наносит пасту с обеих сторон, а надо только с одной – пришлось над этим подумать. То же самое с каландрами. Требовалась значительная перенастройка системы управления качеством меловальной установки. И ещё проблема со скручиванием. Если наносить пасту только с одной стороны, бумага после нарезки начинает скручиваться в одну сторону. Приходится с другой стороны полотна также добавлять различные составы, чтобы избежать этого дефекта, компенсировать напряжение. Кто‑то из производителей наносит крахмал, кто‑то – различные эмульсии, увлажняет водой. Мы придумали свою рецептуру, наносим это очень тонким слоем на обратную сторону на клеильном прессе. Важная характеристика для обратной стороны – чтобы она хорошо клеилась при дальнейшей переработке. И у нас это свойство после нанесения «секретного» слоя осталось на должном уровне.