В прошедшие выходные в поселке Обозерском архангельские ветераны ПВО, энтузиасты и все желающие отметили эту круглую дату
Так как речь идет не о самолетах, а о воздушном шаре, «приземляться» тогдашние воздухоплаватели в какой-то определенной точке не рассчитывали. Полет был, скорее, учебно-испытательным. Дело в том, что в то время Нестеров сотоварищи учился в Петербургской офицерской воздухоплавательной школе.
И вот, 18 августа 1912 года, Нестеров предпринял 13-часовой полёт на аэростате, пролетев 750 верст. Полёт проходил на высоте 1500 метров. Это было серьёзным достижением отечественного воздухоплавания. А на самолете свой первый самостоятельный вылет Нестеров осуществил только через месяц.
Не сказать, чтобы в Архангельской области не знают об этом событии: на месте приземления нестеровского аэростата стоит стела. Но она не в лучшем состоянии на сегодняшний день, поскольку была поставлена еще в советские годы, и похоже, за ней никто не ухаживает. Конечно, тому есть причины – она расположена в труднодоступном месте, в трех километрах от поселка.
Как начиналась русская авиация с энтузиастов, так ее историю и продолжают хранить такие же энтузиасты. Вот и праздник в Обозерском, в который вошло возложение цветов к стеле-знаку приземления Нестерова, состоялся только благодаря пропагандистам истории авиации.
Не отказали в помощи и руководители архангельского отделения Северной железной дороги. Теперь на станционном вокзале все пассажиры могут видеть памятную табличку с информацией о том, чем интересен Плесецкий район историкам отечественной авиации. Кроме того, на празднике можно подняться над землей на современном воздушном шаре. Это, так сказать, для полноты впечатления.
По словам одного из организаторов праздника Николая Кононова, бывшего директора архангельского музея авиации Севера, в его мечтах – сделать праздник в Обозерском ежегодным, и даже витает в воздухе уж совсем авантюрная идея – повторить маршрут курсанта Нестерова из Петербурга в Обозерский на воздушном шаре.
Через два года после обозерских приключений, в 1914 году, в Первую мировую войну, русский ас погиб, впервые в истории боевой авиации совершив воздушный таран австрийского тяжелого самолета «Альбатрос», в котором находились пилоты Франц Малина и барон Фридрих фон Розенталь. К слову, австрийское командование посулило большие деньги тому, кто собьет самолет Нестерова, но, по-видимому, приз никому не достался – австрийские летчики тоже погибли.
Мест в России, связанных с основоположником высшего пилотажа и автором «мертвой петли», осталось совсем немного. Поскольку наиболее знаковые «нестеровские» места ныне находятся за пределами нашей страны – на Украине.
Так почему бы властям не поддержать архангельских энтузиастов в их желании увековечить имя Петра Николаевича Нестерова на карте Архангельской области и, тем самым, пропагандировать страницы отечественной военной истории?..
Личность и судьба Нестерова заслуживают биографического фильма уровня «Красного барона», - фильма, который посвящен немецкому асу Первой мировой войны Рихтгофену, тоже погибшему. И кто знает, может, поселок Обозерский еще «засветится» в подобном блокбастере? Если, конечно, об этом факте будут помнить не только энтузиасты.