02.05.2017 16:50

Под Архангельском недалеко от одной из железнодорожных веток обнаружены старинные рельсы

фото Виталия Крехалева

Датированы они позапрошлым веком и началом прошлого. Один рельс оказался американского производства – на нем стоит клеймо «Иллинойс, 1916».

Впрочем, «обнаружены» - не совсем точно. Вдоль железнодорожного полотна некогда стояли деревянные столбы электропередачи, каждый из которых поддерживали по два железных рельса. Столбы давно сгнили, а рельсы по-прежнему вертикально торчат из земли. Они заржавели, наклонились или погнулись под бременем времени.

Рядом проходят тропинки, и, вообще, тут места бойкие – недалеко озера с рыбой и ягодно-грибные места. Но на «ржавые железяки», вероятно, мало кто из рыбаков и грибников обращал внимание. А вот корреспонденты «Правды Севера» проявили любопытство и — вот тут уместно слово «обнаружили» — что рельсы-то старинные.

Датированы они 1898 годом и 1916-м, судя по клеймам. Правда, это только те, которые удалось осмотреть, возможно, есть и других годов. Один рельс и вовсе оказался американского производства – на нем стоит клеймо «Иллинойс, 1916». На другом рельсе — клеймо Надеждинского завода. Известно, что Надеждинский завод был основан на Урале в 1894 году для поставки рельсов на строящуюся в те годы Транссибирскую железную дорогу и назван так в честь жены фабриканта Александра Половцова.

В интернете нашлись сведения и о сталелитейном заводе в Иллинойсе. Эти заводы принадлежали самой крупной компании, изготавливающей около 30 процентов рельсов, используемых в США и во всем мире. А в годы Первой мировой войны Российская империя активно закупала американские товары, в том числе и рельсы.

Но как эти рельсы оказались в виде подпорки для столбов электропередачи вдоль «боковой» железной дороги на Севере, о которой известно, что она строилась в конце 1930-х в основном силами заключенных ГУЛАГа?

Свою версию возможных событий предложил Артем Бурменский, научный сотрудник отдела военной истории Архангельского краеведческого музея, который, по просьбе корреспондентов обследовал один из участков вдоль железнодорожного полотна.

Как считает сотрудник музея, просто-напросто эти рельсы в свое время были сняты с других участков Северной железной дороги по истечению срока службы и вторично использованы в качестве подпорок, дабы добро не пропадало. Дело в том, что недалеко находится большая узловая станция, где, возможно, старые рельсы хранились на складе.

- Рельса Надеждинского завода имеет маркер «К. Ж. Д.», - говорит Бурменский. - Артем БурменскийБольше всего рельс с такой маркировкой лежит на дорогах южной Сибири. Скорее всего, произведена по госзаказу, на то указывает маркер — Российские Казенные железные дороги – и, возможно, была продана Савве Мамонтову для достройки железной дороги Архангельск–Вологда: ее заканчивали как раз в 1898 году. Но возможны и другие варианты с вторичным использованием.

Появление американских рельсов на Севере Артем Игоревич связывает с Первой мировой войной. Отечественная промышленность не справлялась с требуемым объемом поставок, и многое, необходимое для ведения изнурительной Первой мировой войны, приходилось покупать у США.

Через Архангельский порт в то время шло очень много грузов, поскольку морской путь в Петроград был сильно затруднен – на Балтике шли боевые действия. Что-то оседало непосредственно на Севере, в том числе и рельсы. Начало Первой мировой войны в России отмечено железнодорожным строительным бумом – например, в кратчайшие сроки была введена в эксплуатацию Мурманская железная дорога. Так что, рельсы – это то, что в войну нужно «позарез».

- В 1916 году дефицит рельс в стране составлял 28 миллионов пудов, так как рельсопрокатные заводы были переведены на производство военной продукции, - говорит Артем Игоревич. - Тот же Надеждинский завод вообще в то время рельс не производил, а делал снаряды. А ежемесячная потребность только прифронтовых дорог доходила до двух миллионов пудов рельс. Поэтому в 1916 году Министерство путей сообщения в обход казны заказало в США 26,5 миллионов пудов. Возможно, «архангельская» рельса из этой партии…

- Но есть и другой вариант, - продолжил Бурменский. - Поскольку в стране был страшенный дефицит своих рельс, рельсы и крепления для них для Мурманской железной дороги поставляла американская компания «Гольбрук, Кабот и Роллинс», которая, видимо, закупала их по всем штатам. По 1000 тонн в сутки рельсы разгружалось в Архангельске. Что-то из такого объема неизбежно осело у нас. Они, в принципе, очень долговечные, эти рельсы. В настоящий момент в США около двух процентов действующих рельс — это рельсы, которые были проложены во время Первой мировой войны.

К слову, о работе Архангельского порта можно узнать на большой выставке «Архангельская губерния в годы Первой мировой войны» краеведческого музея, которая располагается в Гостиных дворах. Очень возможно, что сведения о найденных американских рельсах в ближайшее время появятся в этой экспозиции – сотрудники Архангельского краеведческого музея намерены вернуться в те места, когда окончательно сойдет снег, и хорошенько все «зафиксировать».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА, фото Виталия Крехалева