О Калестине Степановиче Коробицыне, который в «Правде Севера» отработал более сорока лет, мы рассказывали не раз. Легендарный фронтовой корреспондент, друг маршала Константина Рокоссовского…
Но есть воспоминания, которые повествуют о войне, с другой стороны, казалось бы – совсем не героической. Но сколько мужества и силы надо иметь, чтобы просто выносить фронтовую обыденность.
Воспоминания о Калестине Степановиче собрала его племянница Жанна Александровна Паршева и издала на их основе в 2009 году книгу «Романтик с улицы Поморской». Одно из воспоминаний самого Калестина Коробицына записал Владимир Алексеевич Иванов, журналист «Правды Севера»: «Осенью 1941 года немцы пёрли со страшной силой, – вздохнул Калестин Степанович. – Вечером, после того как откатились мы километров на 15, оказались в подмосковной деревеньке – старой, чистенькой и, судя по домам, зажиточной. Тут нам скомандовали: «Привал!» Я растянулся на траве у изгороди, ноги вытянул и сразу заснул как убитый. Проснулся от толчков – Ванечка Хабаров будит. «Вставай, – говорит, – курицу ощипать надо». Где он эту курицу ухватил или выменял у кого‑нибудь, некогда было спрашивать, а потом забылось… Походные кухни мы бросили, НЗ сшамали. А тут – на тебе! – курица. Как мираж. Только мы за неё взялись, кричат: «Танки!» Мы, конечно, ноги в руки – и наутёк. Километров пять отмахали по грязи в темноте, до леска добежали, свалились. Думаю: теперь меня домкратом не поднимешь, так устал. А Ванечка отдышался и пристаёт: «Костерок надо развести, курицу сварить». – «Не бросил её?!» – «Как можно?!»
Но и в леске мы не задержались, подняли нас по тревоге. Когда брезжить начало, остановились в каком‑то посёлке. Там по просьбе Ванечки старушка курицу нам выпотрошила и такой супчик сварганила – пальчики оближешь! В жизни ничего вкуснее не едал».
*********************************************************************************
Жизнь на тоненьких ножках
Не помню, когда и где увидела этот снимок, сделанный Калестином Степановичем Коробицыным. Да и снимком‑то его не назовёшь – настоящее произведение фотоискусства, и, может быть, он самое мощное «нет!» войне: рваные тучи на небе, и готовые их перекрыть клубы дыма недавних пожарищ. А на земле мёртвая кобыла со вздувшимся брюхом. С нею рядом на тоненьких ножках жалкий жеребёнок тянется к живительному молоку. Но напрасно.
У этого кадра своя история, не вспомнить которую невозможно. Рядом с кобылой – армейская машина, в кузове застыли солдаты. Среди них – глазастый шустрый архангельский паренёк Иван Хабаров. Он‑то и увидел эту картину на дороге и упросил Коробицына сделать снимок. Мастер впоследствии его назовёт «На дорогах войны».
Вера Румянцева, «Любовь держит человека на земле», «Правда Севера», 7 марта 2017 года
****************************************************************************************
имена
Ушли на фронт и не вернулись в редакцию: