Совсем недавно в Северный морской музей поступил уникальный документ – титульный лист книги английского путешественника Энтони Дженкинсона, изданной в Голландии в городе Лейдене в начале XVIII века издательством Питера Вандер Аа для купцов лондонской «Московской компании». Кто такой этот Энтони Дженкинсон, и почему титульный лист его книги поступил именно в коллекцию морского музея?
Энтони Дженкинсон, английский дипломат и путешественникДженкинсон – личность легендарная, знаменитый английский дипломат и путешественник, первый полномочный посол Англии в Московии. С 1557 по 1571 год он четыре раза побывал в Русском царстве, имея при себе грамоту посла английских государей и представителя Московской компании, основанной лондонскими купцами в 1555 году. Однако какое отношение имеет Дженкинсон к Архангельску и Русскому Северу? Кстати говоря, в 60‑е годы XVI века никакого Архангельска еще и в помине не было…
Но обо всем по порядку. С 1558–1583 годах Иван Грозный вел затяжную Ливонскую войну за выход Русского царства на Балтику. В то время единственным русским портом, или, если угодно, «окном в Европу» был город Холмогоры и Николо-Корельский монастырь в Двинском заливе Белого моря.
В 1551 году в Англии была создана компания «Mystery» («Мистерия и компания торговцев авантюристов для открытия регионов, доминионов, островов, и места неизвестных»). Основатели компании – Себастьян Кабот, Ричард Ченслор и сэр Хью Уиллоби намеревались найти северо-восточный путь в Китай в обход Испании и Португалии.
Для осуществления столь амбициозной цели компания снарядила экспедицию из трёх кораблей, которые вышли из Лондона 10 мая 1553 года. Корабль Ченслора «Эдвард Бонавентура» благополучно доплыл до Белого моря и 24 августа 1553 года вошёл в Двинский залив, пристав к берегу в бухте святого Николая у Николо-Корельского монастыря (сейчас в черте Северодвинска). Ченслор добрался до Холмогор, представился местному воеводе Фофану Макарову, который и отправил его в Москву, прямо к царю Ивану Васильевичу.
В Москве Ченслор получил аудиенцию у царя и передал ему письмо от Эдуарда VI, написанное на нескольких языках всем северным правителям. После переговоров царь выдал льготную грамоту для английской компании, которая давала право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу, строить дворы в Холмогорах и Вологде. В Лондоне «Mystery» была переименована в «Московскую компанию», которая и получила патент уже от королевы Марии Тюдор.
После гибели капитана Ричарда Ченслора осенью 1556 года Мария Тюдор направила Энтони Дженкинсона в качестве официального посла в Москву. А в следующем, 1557 году, Дженкинсон на борту своего корабля «Примроуз» через Холмогоры доставил на родину Осипа Непею, первого московского посланника, побывавшего в Англии. В 1557 и 1561 годах, когда переговоры с русским царем велись уже от имени Елизаветы I, главной целью Дженкинсона было получить охранные грамоты и право на беспрепятственный путь по Волге до Каспийского моря.
Регулярно из Англии в Беломорье начали прибывать десятки торговых кораблей. В 1557 году англичане налаживают канатное производство в Холмогорах и Вологде. К 1560 году местные работники уже овладели технологией, и большинство английских мастеров вернулись на родину. Английским мастерам во время их пребывания в Холмогорах платили по девять фунтов в год (из которых по два фунта в год клали на их счет в Англии).
И всё же главной целью «Московской компании» оставалось открытие торговых путей из Англии через Московию в Китай. Дженкинсон предложил царю Ивану открыть торговый путь в Китай через Бухару, и царь разрешил ему проезд от Белого моря до Каспия. Таким образом, Дженкинсон оказался первым западноевропейским путешественником, описавшим побережье Каспийского моря и Среднюю Азию во время своей экспедиции в Бухару в 1558–1560 годах. Результатом этих наблюдений стала самая подробная на тот момент карта Российского царства, Каспийского моря и Средней Азии, изданная в Лондоне в 1562 году под названием «Описание Московии, России и Тартарии».
Для нас, живущих на Русском Севере, особенно интересна та часть его книги «Первое путешествие, совершенное господином Антонием Дженкинсоном из города Лондона в русскую землю, начатое 12 мая 1557 г.», где англичанин описывает Поморье и его жителей за 28 лет до основания Архангельска:
Титульный лист книги английского путешественника Энтони Дженкинсона«…Идя от Лисьего Носа дальше, все наши четыре корабля в двенадцатый день указанного месяца благополучно прибыли на рейд св. Николая в русской земле, где мы и стали на якорь, пройдя от Лондона до этого рейда 750 лиг. Русский посланник со своей свитой в большой радости сошел на берег, а наши суда начали немедленно разгружаться. Приняв новый груз и дождавшись попутного ветра, они 1 августа отправились в Англию. 3‑го числа того же месяца я и некоторые мои спутники прибыли в город Колмогоры, лежащий на расстоянии около 100 верст от бухты св. Николая на широте 64° 25’. Я пробыл в Колмогорах до 15‑го; в этот день я отплыл на небольшой лодке вверх по реке Двине, которая течет очень быстро. В тот же день я проехал устье реки, называемой Пинега, по левую руку от нас, в 15 верстах от Колмогор. Оба берега реки Пинеги около ее устья очень высоки. Они состоят из алебастровых скал и покрыты лесом, а по всему берегу лежат стволы хвойных деревьев, которые, как говорят, находятся здесь со времен Ноева потопа. Так, подвигаясь вперед, 19 августа утром я доехал до Емца, лежащего приблизительно в 100 верстах от Колмогор. Вдоль всего этого пути русские выделывают много дегтя, смолы и золы из осины. Выехав отсюда, я прибыл в последний день августа в старинный город, называемый Устюг. В нем сливаются две реки; одна называется Югом, другая – Сухоной; обе сливаются в указанную реку Двину. Река Юг вытекает из страны татар, называемых черемисами, смежной с пермской землей, а Сухона берет начало из одного озера, неподалеку от города Вологды. Выехав из Устюга по реке Сухоне, мы прибыли в город, называемый Тотьмой. Здесь река очень мелка и дно каменисто; это место очень опасно для прохода здешних судов и лодок, которые они (русские) называют насадами и дощаниками и в которых перевозят товары из помянутых выше Колмогор в город Вологду. Суда, называемые насадами, очень длинны и широки, крыты сверху и плоскодонны; они сидят в воде не более, как на 4 фута и поднимают 200 тонн; на них нет никаких железных частей, но все сделано из дерева; при попутном ветре они могут плыть под парусами. В противном случае из многочисленных имеющихся на насадах людей иные тянут их, обвязав вокруг шеи длинные тонкие веревки, прикрепленные к насаду, иные же отталкиваются длинными шестами. На Двине очень много таких судов; по большей части они принадлежат вологжанам, ибо в этом городе живет много купцов, пользующихся вышеупомянутыми судами для доставки в Вологду соли с морского берега.
В течение всего путешествия я никогда не входил в дома, но останавливался в пустых местах на берегу реки и вез с собой провизию. Тот, кто хочет путешествовать в этих странах, должен иметь с собою топор, огниво и котелок, чтобы добывать огонь и варить мясо, когда оно есть; в этих странах мало помощи от людей; ее можно получить только в городах».
Энтони Дженкинсон, или как его называли в Московии «Антон», знаменит своей пикантной миссией царского свата. В 1567 году именно через него Иван Грозный вёл переговоры о браке с английской королевой Елизаветой I. Этот династический союз обеспечивал бы царю возможность убежища в Англии в случае полного поражения и оккупации Русского царства в ходе Ливонской войны.
Еще один интересный факт в биографии Дженкинсона – его дочь Энн Уотли была помолвлена с драматургом Уильямом Шекспиром до того, как он женился на Энн Хатауэй. Так что если пофантазировать, то не состоявшийся тесть великого драматурга не раз бывал на Русском Севере, а сам Шекспир, возможно, писал свои бессмертные пьесы при свечах из «московского сала» у окна, стеклённого русским слюдяным стеклом.