В стремлении привлечь новых прихожан религиозные организации порой выходят за рамки правового поля.
Вера – тема очень личная, но и она регулируется законом. Свобода совести и вероисповедания в нашем светском государстве гарантирована Конституцией. Каждый волен исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, если он при этом не нарушает ничьих прав.
В Архангельской области, как и по всей стране, живут люди разных религий. Представители конфессий, давно действующих в наших краях, стараются не нарушать закон о свободе совести и религиозных объединениях. Но в 2016 году правоохранительным органам пришлось привлечь к ответственности миссионеров новой для Архангельска церкви.
От Вологды до Камбоджи
Год назад в областной центр из Костромы переселилась семейная пара. На прежнем месте жительства супруги активно участвовали в жизни костромского отделения церкви христиан веры евангельской «Дом горшечника». Целью их переезда на Север было основание здесь такого же филиала.
Что это за церковь? Отдельной статьёй в Википедии она не обзавелась, но имеет целых три российских сайта. Один из них уже не обновляется, на другом доступна лишь главная страница со ссылкой на онлайн-трансляцию богослужений, которая недоступна, а вот на третьем можно почерпнуть кое‑какую информацию. Правда, читать разделы сайта могут только зарегистрированные пользователи.
По скупым данным из разных источников, церковь «Дом горшечника» – одно из движений неопятидесятников. В России действует с девяностых годов прошлого века. Центр располагается в Вологде, отделения есть в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Череповце, Южно-Сахалинске и других городах. Помимо России, «горшечниками» охвачены Украина, Китай, Монголия, Камбоджа и Куба.
Считается, что название церкви навеяно Библией: горшечник – сам Бог, создающий всё в этом мире.
Можно ли назвать эту церковь сектой? У слова «секта» есть масса определений, многие из которых содержат такой критерий, как обособленность по отношению к основным – наиболее массовым – религиям. В этом смысле «Дом горшечника» вполне можно назвать сектой.
В нашей стране она специализируется на реабилитационных центрах для алкоголиков и наркозависимых. Принцип их работы не раз освещался в СМИ: людей увозят в другой город, забирают у них документы и селят на съёмной квартире. Затем занимают тяжёлым и неоплачиваемым физическим трудом. Чаще всего реабилитируемые работают грузчиками – только за еду и кров. Вечером – молитва.
Если кто‑то начинает протестовать, его выставляют на улицу чужого города – как правило, на ночь глядя. Помыкавшись, он возвращается обратно. Говорят, что некоторые таким образом, и правда, исцеляются от пагубной зависимости.
Предупреждать надо!
Но вернёмся к приехавшим в Архангельск супругам. Кстати, глава семьи, призванный стать пастором новоиспечённых «горшечников», был судим и тоже страдал наркоманией.
Вскоре после их приезда в небольшом конференц-зале на проспекте Новгородском, который днём служит столовой, по вечерам стали проводить религиозно-миссионерские мероприятия.
На улицах города появились люди с флайерами – рекламными листовками, приглашающими на концерт, кинопоказ, театральный спектакль или другое шоу.
Такие флайеры обычно раздавали у крупных торговых центров, на пешеходной Чумбаровке и в прочих многолюдных местах. В листовках, как правило, не было ни намёка на религиозный характер мероприятия. Зато крупным шрифтом сообщалось о том, что на «концерте» будут бесплатные еда и напитки.
Летом на эти заманчивые предложения особенно охотно откликались подростки, которым нечем было заняться. На мероприятии действительно даром давали колу и крекеры, но – только после выступления адептов «Дома горшечника». Всё действо устраивалось ради проповеди и вовлечения в церковь новых членов. Песни, фильмы и театральные сценки также были на религиозную тему.
В конце всех приглашали помолиться и записывали номера мобильных телефонов для продолжения общения.
Напомним, в приглашениях о подобной тематике не предупреждали. Во-первых, это нарушение закона, а во‑вторых, просто не совсем честно. Если же организатор мероприятия и указывался, то самым мелким трудночитаемым шрифтом.
Но главное – среди публики оказалось много несовершеннолетних. Некоторым не исполнилось и четырнадцати. А согласно закону детей нельзя вовлекать в душеспасительные беседы без ведома их родителей.
Если на миссионерское мероприятие случайно придёт взрослый – он может сообразить, что к чему, и при желании уйти восвояси. Другое дело – подростки, у которых ещё как следует не сформировалось сознание. Возможно, поэтому они и составляют главную целевую аудиторию многих миссионеров.
Сантехник или проповедник?
В пресс-службе УМВД по Архангельской области нам сообщили, что в 2016 году была проведена проверка по фактам распространения среди молодёжи флайеров с информацией о концертах, которые на деле оказались религиозными собраниями.
Установлено, что эти материалы распространяли адепты религиозной организации – церкви христиан веры евангельской «Дом горшечника» в городе Костроме.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В отношении пастора и его последователей составлено пять протоколов об административных правонарушениях, в том числе по фактам вовлечения малолетних в религиозные объединения, а также осуществления миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства.
Также архангельский пастор «Дома горшечника» привлечён к ответственности за свою татуировку в виде свастики, то есть за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики.
Суды вынесли соответствующие решения.
Ещё два протокола об административных правонарушениях за незаконную миссионерскую деятельность составлены в отношении двух «горшечников», приезжавших в Архангельск из города Сокола Вологодской области.
По результатам этой проверки, в январе 2017 года управление Минюста РФ по Вологодской области вынесло пастору религиозной организации «Дом горшечника» в Соколе предупреждение о недопустимости нарушений закона.
Порой представители этой организации действуют, что называется, на грани. Так, пастор церкви в Архангельске работает сантехником и, по имеющимся данным, использует профессиональное общение с людьми в миссионерских целях. За это он пока не привлекался, но по закону миссионерская деятельность в жилых помещениях также запрещена.
Примечательно, что в самом начале своей миссии в Архангельске пастор называл себя официальным представителем костромского «Дома горшечника». Однако после выявленных нарушений стал утверждать, что действует как физическое лицо, то есть обычный человек, который хочет рассказать о своей вере другим.
Технология вовлечения в ряды церкви новых прихожан известна: сначала выявляются болевые точки, которые есть у каждого, затем начинается так называемая бомбардировка любовью. У человека должна возникнуть уверенность, что его поймут и поддержат только здесь и нигде больше. Но методы, с помощью которых будущего прихожанина подводят к этой мысли, не всегда дают ему ту настоящую свободу выбора вероисповедания, которая прописана в Конституции.