Есть документы, которые защищают или расширяют наши права. Вот только мы о них мало знаем.
К таким документам относится областное трёхстороннее соглашение между властью, работодателями и представителями работников. Его подписали губернатор региона, председатель Федерации профсоюзов, руководители ряда объединений работодателей.
Это соглашение действует уже два года и заканчивается в декабре нынешнего. Но оно пока осталось «не засвеченным» в СМИ, да и мало кто из работников знает, какие возможности даёт ему этот документ.
Алла Сафонова, председатель Федерации профсоюзов Архангельской области Основной разработчик областного трёхстороннего соглашения – Федерация профсоюзов Архангельской области. О том, зачем был нужен этот документ, что он даёт и как им можно воспользоваться, мы попросили рассказать председателя ФПАО Аллу Сафонову.
– Алла Владимировна, есть же действующее законодательство, зачем было принимать этот дополнительный документ?
– Этот документ в сравнении с действующим законодательством предусматривает повышающие гарантии и компенсации для работников.
– И не дублирует коллективный договор?
– Коллективный договор компании распространяется только на её работников, отраслевое тарифное соглашение – на работников предприятий конкретной отрасли. А региональное трёхстороннее соглашение – на всех работников и работодателей Архангельской области за исключением федеральных и муниципальных учреждений и организаций.
– На какое количество работников распространяется этот договор? Статистика есть?
– Согласно данным статистики, в регионе зарегистрированы и работают более 23000 организаций с численностью работников более 300 000.
Причём, согласно областному закону о социальном партнёрстве в сфере труда, трёхстороннее соглашение распространяется и на работодателей, добровольно присоединившихся к соглашению, и на тех, кто не успел отказаться от присоединения.
– А многие успели?
– От присоединения к действующему соглашению отказались всего 17 работодателей. Соглашение вступило в силу ещё 1 января 2015 года. Срок его действия заканчивается 31 декабря 2017‑го.
– И у работников ещё есть возможность воспользоваться теми возможностями, которые оно даёт. Назовите примеры обязательств, которые должны выполнять работодатели.
– Например, в соглашении есть пункт, согласно которому работодатель обязан молодому работнику в возрасте до 30 лет, не имеющему стажа работы, то есть впервые поступающему на работу, выплачивать надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном объёме, то есть 80 процентов к заработной плате или 50 процентов к заработной плате. Это в зависимости от места работы – организация расположена в районе Крайнего Севера или в местности, приравненной к Крайнему Северу, соответственно. Единственное условие выплаты процентной надбавки в полном объёме с первого дня работы – работник должен прожить в указанных северных условиях не менее пяти лет на дату трудоустройства.
– То есть молодёжь без стажа может получить эту надбавку с первого дня работы?
– Именно так. У нас даже был прецедент в коллективе. Сын нашей сотрудницы трудоустраивался в одну из строительных компаний Архангельска. Он давно живёт на севере. Молодому человеку установили 20‑процентный районный коэффициент, но отказали в 50‑процентной надбавке, так как у него не было стажа работы на Севере. Наша сотрудница позвонила руководителю этой фирмы и рассказала о принятом соглашении и обязательности их выполнения. И её сыну установили положенную надбавку в полном объёме с первого дня работы.
– Расскажите нашим читателям и о других гарантиях, которое даёт это соглашение.
– Работодатели должны оплачивать один раз в два года работнику и неработающим членам его семьи – это может быть муж, жена, несовершеннолетние дети до 18 лет, фактически проживающие с работником, – стоимость проезда в пределах России любым видом транспорта к месту использования отпуска и обратно.
– Но вроде такая норма есть и в законодательстве.
– Аналогичная статья 325 Трудового кодекса Российской Федерации распространяется только на работников федеральных госучреждений и ведомств.
– Но есть и другие организации, которые такие выплаты делают.
– Согласно статье 325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для организаций, не финансируемых из бюджета, определяется внутренними документами предприятия. Поэтому во многих организациях где‑то предусмотрена оплата проезда только пять тысяч рублей, где‑то – 15 тысяч, где‑то – только проезд на поезде, где‑то – проезд работнику, но не членам его семьи. Наше трёхстороннее соглашение закрепило единые правила для всех, права работников на бесплатный проезд по фактическим расходам один раз в два года любым видом транспорта.
– Есть такое, уже практически забытое понятие как индексация заработной платы, особенно в коммерческих организациях. Какие‑то нормы по этому поводу прописаны в этом соглашении?
– Да, соглашение предусматривает обязательную ежегодную индексацию заработной платы для работников коммерческого сектора экономики.
– Какое основание для этого должно быть?
– Основанием проведения ежегодной индексации является рост потребительских цен на товары и услуги в Архангельской области за прошедший календарный год. Индекс изменения можно найти на сайте Росстата по Архангельской области. Обязанность работодателей ежегодно проводить индексацию заработной платы работников является огромным плюсом нашего соглашения.
– Вы говорите о компенсации заработной платы в коммерческих организациях. А как быть с интересами бюджетников?
– Мы представляем интересы не только работающих в коммерческих организациях. Областные учреждения уже давно находятся в процессе реформирования системы оплаты труда. Почти все учреждения перешли на новую систему оплаты труда. Вопросов при применении новых систем очень много. И они, с нашей точки зрения, должны быть урегулированы, в том числе и в нашем трёхстороннем соглашении. И ряд обязательств по зарплате мы уже предусмотрели.
– Сейчас всё чаще можно слышать о задержке зарплаты. Есть ли в соглашении нормы, которые дополняют Трудовой кодекс, то есть дают ещё какую‑то дополнительную защиту работнику?
– Если работнику не выплачивают заработную плату более чем 15 дней, он имеет право приостановить работу и находиться дома. Соглашением предусмотрено, что работодатель должен оплатить работнику средний заработок за весь период приостановки работы. Такого пункта нет в Трудовом кодексе, это повышающие гарантии для работников по сравнению с действующим трудовым законодательством.
– Но наверняка находятся работодатели, которые, ссылаясь на экономические сложности, отказываются исполнять подобные пункты соглашения. Что здесь можно предпринять?
– У нас были случаи в 2015 году, когда работодатели отказывались оплачивать проезд работников и членов их семей к месту отдыха. Дело доходило до судов. Суд принимал сторону работников. Заключались мировые соглашения.
– А в связи с экономической нестабильностью не началось ли массовое бегство работодателей от своих обязательств?
– О массовых случаях мы не знаем. Но всегда найдутся работодатели, не желающие исполнять взятые на себя обязательства.
– То есть для работодателей это соглашение и его выполнение – вопрос престижа?
– Отчасти да. Это социальная ориентированность, забота о работниках. Работодатели понимают, что работник, о котором он заботится, трудится более эффективно. В результате обе стороны довольны.
– Соглашение действует уже два года, но – увы – далеко не все работники знают о том, что оно вообще существует. Может быть, о нём просто мало информации?
– Да, к сожалению, большая масса работников да и некрупных работодателей просто не знают о существовании соглашения. Хотя мы постоянно говорим об этом соглашении, и наши трудовые инспекторы проводят проверки с учётом требований соглашения. А само соглашение есть на сайте Федерации профсоюзов, правительства области, да и в юридической системе найти его несложно.
– Может быть, работодателю просто выгодно его умалчивать?
– Конечно. Брать на себя дополнительные обязательства – это большая ответственность, а брать её хотят не все. Поэтому работникам так важно знать свои права и возможности.