Открытая в Архангельске масштабная выставка современного искусства «Лики России» не вызвала ажиотажа среди посетителей. Почему?
Напомним, выставка располагается на пяти выставочных площадках города. О ней говорили как о самой значительной со времен 1964 года. Тогда в Архангельске проходила выставка художников Северо-Запада, и она вызвала такой неподдельный интерес горожан, что выстраивались очереди к открытию на протяжении всей ее работы. А выставка тоже была «разбросана» по пяти разным залам.
Почему сейчас залы пустуют? Что «не так» с нынешней выставкой?
Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», считает, что дело не в выставке, – в зрителе. Об этом мы и поговорили с архангельским искусствоведом.
Без громких имен
– Наш зритель к современному российскому искусству относится настороженно, – говорит Зоя Дмитриевна.
– А как же «сравнительная» выставка полувековой давности? На ней тоже было представлено тогдашнее современное искусство.
– Тогда сказывался недостаток информации и общий настрой общества, жаждущего перемен.
– А может, сегодняшнее искусство дискредитировало себя в глазах зрителя?
– Нет, не думаю. Так исторически сложилось, что зритель принимает в штыки все новые течения в искусстве – так было и с импрессионистами, и с русскими авангардистами, и в какой‑то степени – передвижниками XIX века. Но по прошествии времени все это стало классикой.
Кроме того, зритель идет на известные имена, а на представленной выставке нет художников, чьи фамилии «на слуху». Вспомните выставки Никаса Сафронова, Ильи Глазунова, Александра Шилова в Архангельске, вот на них было очень много посетителей, можно сказать, паломничество. Но мне не кажется, что это критерий качества в искусстве, скорее, это «медийная» и растиражированная популярность.
– Если художник неизвестен широкому зрителю, означает ли, что его работы слабые?
– Конечно, нет. В этом отношении выставка «Лики России» очень качественная. Там есть работы, которые, будь у нас возможность, мы бы приобрели для нашей музейной коллекции. Например, картину Ивана Лубенникова.
Искусство или эпатаж?
– А что, на ваш взгляд, сегодня нужно художнику, чтобы прославиться? Эпатаж?
– На выставке «Лики России» эпатажа меньше всего. Понимаю, некоторые зрители рассчитывали найти здесь если не громкое имя, то скандальное произведение, ассоциируя это со своим понятием современного искусства.
– А почему их нет, если они нужны для привлечения зрителя?
– Могу объяснить, почему нет эпатажных работ. Нынешняя выставка подготовлена Союзом художников России, они – главные кураторы и организаторы. А Союз художников – оплот традиции. И я думаю, что это хорошо. Актуальные художественные течения на выставке не представлены, поскольку в Союзе отбирали те произведения, которые ближе к традиции русского реализма.
– Зрители, видя только один срез современного искусства, высказывают разочарование?
– Я рада, если на выставке происходит разговор или завязывается дискуссия. Иногда говорят о некой «приглаженности», недостаточности социально значимых произведений. На больших всероссийских выставках, организуемых в советское время, можно было видеть произведения, которые говорили о художнике как о гражданине своей страны, на этой же выставке нет той высокой «гражданственности», которая была характерна для определенного времени. Представляется, что художник пишет картины в тиши своей мастерской, не вступая с обществом в контакт.
– «Приглаженность» – это умиротворенный пейзаж?
– В том числе. Могу назвать считанные работы, которые отвечали бы теме гражданственности – Николая Колупаева «Взводный», Сергея Гавриляченко «Последний поклон».
– Как архангельские мастера смотрятся на фоне представленных со всей России художников?
– Даже интереснее, чем другие. Их отличает современное прочтение времени, отзывчивость на новые веяния в изобразительном мире. У нас в музее ИЗО представлены работы Бориса Копылова, Зои Шадруновой, Дмитрия Трубина; в Добролюбовской библиотеке – графика Георгия Елфимова, Евгения Зимирева, Алексея Григорьева и других. Мы с вами говорили о том, какие работы мы бы приобрели для музея? Вот работы Бориса Копылова, показанные на этой всероссийской выставке – точно.
– На ваш взгляд, каков портрет современного художника?
– Образованный и интеллигентный. Они начитаны и работоспособны. Знают для чего и для кого пишут картины или создают скульптуры. Например, тот же Сергей Гавриляченко известен не только как художник и педагог, но и как теоретик, историк искусства, публицист.
Напомню, выставка «Лики России» пробудет в Архангельске только до марта. В нашем музее каждые выходные проводятся бесплатные экскурсии по выставке. Хотите иметь свое мнение, пусть и об одной грани современного искусства – приходите.
Эпатаж будет!
– Какие еще выставки предполагается показать в музее изобразительных искусств в нынешнем году?
– Разумеется, мы не можем не откликнуться на столетие Октябрьской революции. У нас замечательная коллекция этого периода и произведений, посвященных этому событию. В продолжение традиции показа творчества архангельских художников запланирована выставка Сергея и Зои Шадруновых. В планах и выставка поп-арта из петербургского «Арт-центра в Перинных рядах», с которым мы давно и плодотворно сотрудничаем.
– Это из которого демонстрировалась выставка «Линия любви»?
– Да. И все знают, какая буря негодования пронеслась над нашими музейными головами в связи с теперь уже прошлогодней выставкой «Линия любви». Нас критиковали и за форму, и за содержание. Хочу заявить, что ни о каких типографских репродукциях Пикассо, Матисса, Шиле речи не идет. Речь идет о литографиях – печатных оттисках с подлинных форм.
Что касается содержания… На таких выставках как раз и наблюдается ажиотаж, поскольку архангельский зритель не избалован выставками европейских мастеров. И где как не здесь говорить и спорить на темы искусства? На выставке поп-арта будет представлено, в том числе, творчество и такого культового художника как Энди Уорхол, автора знаменитой картины «Мэрилин Монро»…