18.01.2017 10:23

Посторонись, оранжевые едут!

Наш корреспондент отработал смену вместе с водителем грузовика-мусоровоза.

Поскачи-ка десять часов кряду

Кабина КАМАЗа – место высокое, так что, покачиваясь в кресле, чувствуешь себя наблюдателем. Свысока озираешь окрестности, пока тяжёлый оранжевый грузовик втискивается в извилистые дворовые улочки либо встраивается в поток других машин.

Насчёт «покачиваясь» – во время работы манипулятора, закидывающего содержимое мусорных баков в большой контейнер, автомобиль начинает ощутимо «штормить». А высокая кабина спустя час спусков-подъёмов даже при наличии подобающих ступеньки и поручней воспринимается уже не как преимущество, а как испытание – ноги начинает понемногу сводить. Так это я ещё не на каждой площадке выскакивал из кабины и влезал в неё обратно!

Уже одна эта особенность заметно усложняет работу водителя-оператора мусоровоза: поскачи‑ка так десять часов кряду, да две смены подряд. А ещё и контейнеры надо поправлять либо освобождать от внешних мусорных завалов.

Водитель Анатолий Шляхтин подтверждает: от такой нагрузки на ноги за несколько лет работы успел «заработать» варикоз – уже делал операцию.

Чудеса маневрирования

Город, особенно дворовые проезды, абсолютно не приспособлен для проезда специальной техники. Безусловно, площадки для мусорных контейнеров требуется выносить ближе к основной проезжей части. Ведь, помимо извилистого проезда по сильно пересечённой дворовой местности, здесь всё ограничено гаражами и заборами, заставлено автомобилями и завалено снегом. Снег, может быть, когда‑нибудь уже и почистят или сам растает, весной. А машин в городе будет становиться всё больше и больше.

Впрочем, не до каждой мусорной площадки можно добраться и вне дворов. Проблемы всё те же: автомобили и отсутствующая уборка улиц.

Кое-как зацепившись одной ногой на высоком снежно-ледяном бурте, Анатолий уже орудует рычагами манипулятора. Время дорого: за смену надо сделать два, а то и три рейса по городу с окончанием каждого на городской свалке, куда вывозятся из Архангельска отходы. Переводя на другие цифры – надо успеть за день опустошить мусорные контейнеры на 50‑ти или 70‑ти площадках. Поездишь тут, побегаешь…

Массивный мусоровоз застывает в узком просвете на улице Северодвинской. Дальше – никак: весь и без того неширокий проезд от Ломоносова до САФУ с двух сторон плотно уставлен легковушками. Проявив чудеса маневрирования при ходе вперёд и обратно, Анатолий бросает: «Не пролезть сейчас никак до контейнеров. После обеда попробуем».

Это техника ночует в тёплых боксах

Архангельское спецавтохозяйство – одна из восьми организаций, занимающихся вывозом мусора из города. И в новогодние сильные морозы работать в Архангельске могли лишь грузовики этого хозяйства – в этом предприятии техника ночует в тёплых боксах и утром заводится без проблем.

Также мусоровозы регулярно осматриваются перед выходом в рейс, ведётся оперативный и капитальный ремонт техники. Наш «железный конь», к слову, в начале смены задержался на полчаса в ангаре – надо было исправить систему гидравлики в манипуляторе.

Одни контейнеры (как правило, муниципальные) постоянно очищаются от мусора, другие (за вывоз которых управляющая компания не успела заплатить частникам) могут неделями стоять набитыми. И тогда вся площадка постепенно зарастает отбросами. Если управляющая компания предпочитает экономить ещё жёстче – рядом с контейнерами вырастает ещё и «горный хребет» из строительно-бытового мусора: ёлки, старая мебель, оконные рамы.

Летом работать на вывозе мусора проще, с точки зрения проезда. Но там возникает другая специфическая особенность: за день можно «усвоить» запах мусора. Особенно на свалке, особенно в безветрие. Но и для водителей, и для машин в парке спецавтохозяйства обеспечены все условия для мытья. Что и происходит по окончании каждой смены.

А сейчас, зимой, основное препятствие – это мороз, конечно. Даже при выверенной дистанции тяжёлую машину может на повороте «понести» по льду. Бывают и небольшие столкновения от этого. Тогда вызывают ГИБДД для оформления ДТП, и, так как грузовик оказывается на некоторое время в простое, в работе могут помочь другие мусоровозы.

О мусорщиках вспоминают – и недобрым словом, когда в городе грязно. Но их работу не очень замечают, когда чистота и порядок. В этом плане хотелось, чтобы она была наименее заметной. Но это стоит такого труда. Сам видел.

Справка
На улицах областного центра мусор из контейнеров вывозят десять автомобилей Архангельского «Спецхозяйства». В среднем это два-три рейса в день, в зависимости от количества заказов и протяжённости маршрутов. Самыми напряжёнными выдаются дни в начале и конце рабочей недели. Ещё два мусоровоза работают на уборке крупногабаритного мусора, с большими контейнерами. Эти совершают по городу шесть-восемь рейсов в день. И ещё три машины убирают от магазинов и офисов так называемый «безтарный» мусор, предварительно упакованный в мешки.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Николай КАРНЕЕВИЧ. Фото автора