22.12.2016 11:50

Сергей Андреев: Из моего окна виден весь город, комбинат и купол нашего храма

Фото Нины Стадульской

Глава администрации Новодвинска рассказал «Правде Севера» о том, каким стал уходящий 2016 год для города бумажников.

Сергей Андреев вступил в должность главы администрации Новодвинска только 24 марта. Тем не менее, мы попросили его рассказать о том, чем запомнится уходящий год ему и новодвинцам.

– Сергей Фёдорович, каковы итоги уходящего года для Новодвинска и для вас как главы администрации?

– Самым знаковым событием уходящего года для Новодвинска стало открытие детского сада «Радуга» на 280 мест. В нашем городе уже много лет не строились столь масштабные и нужные городу социальные объекты. И особенно нас радует то, что мы завершили строительство намного раньше запланированного срока. Работа, конечно, шла не без трудностей, но, тем не менее, сегодня детский сад уже радует новодвинских малышей и их родителей.

Но не все наши успехи были столь яркими. В основном шла обычная работа, но её результат тоже виден. Например, мы частично решили одну из главных проб­лем города – проблему плохих дорог. В уходящем году на борьбу с этой бедой мы потратили порядка 45 миллионов рублей. Ремонты прошли на многих улицах города: Ворошилова, 3‑й Пятилетки, 50‑летия Октября, площади Ленина и других. Тем не менее, в городе есть ещё целый ряд улиц, которые мы должны будем отремонтировать в 2017 году.

Кроме этого, совместно с региональным Фондом капитального ремонта мы обновили фасады 11 жилых домов в центре города. Для Новодвинска это достаточно много, если смотреть на него в масштабе области. Более того, в 2017 году мы совместно с Фондом планируем отремонтировать уже 20 домов.

Летом отремонтировали дорожки в парке за городским культурным центром, установили новые световые опоры для освещения центральной аллеи города, смонтировали 14 детских площадок вместо запланированных шести. В этом нам помогли Архангельский ЦБК, предприниматели города и депутаты Государственной думы.

– Недавно в горсовет был внесён бюджет на очередной год. Что он сулит горожанам?

– В следующем году нам предстоит работать, имея очень непростой бюджет. Главным образом это касается областного софинансирования, ведь именно оно помогало нам достичь тех результатов, о которых я сказал. Поэтому, формируя бюджет города, мы пытались сократить все расходы, которые нельзя назвать жизненно необходимыми.

Если говорить о цифрах, то бюджет самого Новодвинска составит чуть больше 800 миллионов рублей. Для нас это, конечно же, очень и очень немного. Естественно, что при таких исходных данных ожидать от 2017 года каких‑то масштабных проектов или сдачи крупных объектов – наивно. Тем не менее, мы намерены продолжать работать над благоустройством города, ремонтировать дороги, открывать новые спортивные и детские площадки, так или иначе мы будем готовиться к 40‑летию города, и я уверен в том, что город к этой дате будет выглядеть достойно.

– Одними из главных пунктов вашей конкурсной программы, с которой вы боролись за пост главы города, было решение квартирного вопроса новодвинцев. Как сейчас в городе бумажников обстоят дела со строительством жилья и насколько остро стоит проблема переселения из ветхого и аварийного жилфонда?

– К сожалению, решить эту проблему в один момент, имея лишь горячее желание, невозможно. Здесь играет роль целый комплекс факторов, не все из которых пока играют нам на руку.

Например, 2016‑й для Новодвинска станет последним годом участия в федеральной программе расселения из ветхого и аварийного жилья. Но это не наша вина, а условие федерального закона. Мы переселили по этой программе всех, чьё жильё было признано аварийным до 1 января 2012 года. Остальные новодвинцы, которые живут в ветхих деревяшках, в эту программу не попали – их жильё было признано аварийным позже. Мы говорили о том, что действие этой программы необходимо пролонгировать, с депутатами Госдумы от нашего региона. И Андрей Палкин, и Елена Вторыгина согласны с этим и намерены доказывать это на федеральном уровне, но пока факт остаётся фактом – в Новодвинске остаётся 23 аварийных дома, которые мы должны снести, а вместо них построить 12,5 тысячи квадратных метров жилья. Безусловно, это не под силу одному лишь муниципалитету. При этом всё, что нужно со стороны города, у нас есть.

– И какие выходы вы видите из этой ситуации?

– Их несколько. Во-первых, мы рады, что в решении жилищных проблем своих работников принимают участие предприятия города. Например, Архангельский ЦБК в 2017 году выделит более пяти миллионов рублей на софинансирование программы «Жильё для молодых семей». Благодаря этому, а также софинансированию из бюджетов области и города 15 молодых семей работников предприятия смогут получить сертификаты и приобрести на них новое жильё.

Второе направление – строительство коммерческого жилья. Оно и сегодня строится в Новодвинске, но свободные площади, которые имеются в городе, позволяют увеличить темпы. Есть и инвесторы, готовые взяться за это дело. Переговоры с ними мы уже провели.

Третий путь – это индивидуальное жилищное строительство. В Новодвинске уже выделен большой участок земли под ИЖС для многодетных семей, и так получилось, что он стал пилотным для города. Строительство там идёт с трудностями, но идёт. Мы же со своей стороны стараемся делать всё для того, чтобы оно благополучно завершилось: помогаем закончить проект, без которого строительство просто не может вестись, заканчиваем подключение линии электропередач для освещения улиц посёлка, добиваемся выделения дополнительных денег для разработки проектов улиц с ливневой канализацией и системой подачи холодной воды. Так что, как видите, мы намерены завершить начатое. В перспективе на этом участке должно быть построено минимум 160 домов.

«Не вешать на комбинат слишком многое»

– Одним из стратегических партнёров администрации Новодвинска в силу многих причин является Архангельский ЦБК, но так было не всегда. Как вы сегодня оцениваете сотрудничество с градообразующим предприятием, и какие главные проекты, совместно реализованные в уходящем году, вы бы хотели отметить?

– Так сложилось, что со времён начала перестройки практически все руководители города, как бы ни называлась их должность, были так или иначе связаны с градообразующим предприятием – с АЦБК. Конечно, в силу разных причин между ними не всегда было взаимопонимание. И это, безусловно, не самым лучшим образом сказывалось на городе.

Меня и Архангельский ЦБК тоже связывают тесные отношения: долгие годы я работал на комбинате в разных должностях, что до сих пор позволяет мне понимать те процессы, которые там происходят: финансовое состояние предприятия, его внутреннюю жизнь и направление развития. И именно поэтому, когда я принимал решение о том, идти мне на должность главы администрации или нет, я обсуждал этот шаг с акционерами и руководством комбината. Мы говорили о том, как мы будем строить наше сотрудничество, о том, что работать нам нужно совместно и взаимовыгодно. Понять, что на комбинате думают так же, для меня было очень важно, ведь очевидно, что городу и предприятию друг без друга не прожить.

Сегодня АЦБК и город связывают тесные партнёрские отношения, а роль комбината в жизни Новодвинска крайне значительна. Выделить конкретные проекты сложно – они все для нас важны. АЦБК поддерживает многие городские спортивные и молодёжные мероприятия, оказывает помощь в ремонте школ и детских садов, городской больницы. Комбинат обеспечивает работой нашу молодёжь и принимает активное участие в подготовке новых кадров.

Всё это говорит о том, что АЦБК проявляет социальную ответственность по отношению к городу, к людям, которые здесь живут, стремится в меру своих возможностей сделать их быт более комфортным, а город – современным.

Но нужно всегда помнить главное: Архангельский ЦБК – это коммерческое предприятие, и главная задача для него – получение прибыли. Более того, в этой прибыли заинтересованы и мы: ведь она пополняет наш бюджет в виде налогов. Поэтому мы не должны слишком многое вешать на комбинат, злоупотреблять его ресурсами и только лишь просить. У нас есть свой бюджет, и мы должны стараться жить по средствам.

– Новодвинск продолжает оставаться моногородом. О плюсах и минусах этого социально-экономического статуса написано и сказано уже немало, как и о том, что и городские, и региональные власти пытаются изменить ситуацию. А что конкретно делается в этом направлении, и самое главное – есть ли в этом смысл?

– На мой взгляд, к проблеме моногородов нельзя подходить в лобовую. Проблемы есть у тех из них, где предприятия либо закрываются, либо очень плохо себя чувствуют. В нашем же случае Архангельский ЦБК является не просто успешным предприятием, а одним из лидеров отрасли европейского масштаба. И речь сейчас надо вести о том, чтобы максимально помочь комбинату в его развитии. Делая это, мы понимаем, что вокруг АЦБК образуется целая сеть подрядных организаций и предприятий, которые так или иначе связаны с основным производством. Это ремонтные и сбытовые фирмы, поставщики, предприятия сферы услуг. Например, не так давно в Новодвинск пришло крупное предприятие общественного питания, которое имеет собственную производственную базу в Архангельске. Изначально они ставили перед собой цель –кормить работников АЦБК, но затем взяли на обслуживание и наши социальные учреждения.

Всё это сказывается на финансовом результате города. За последние годы он вырос не на проценты. Он увеличился в пять раз. Такого в области никто, кроме нас, не может показать.

Безусловно, нужно развивать малый бизнес, создавать для него все необходимые условия. И мы это, кстати, делаем. Я достаточно часто встречаюсь с предпринимательским сообществом города, и пока никто мне не сказал, что мы делаем что‑то не так. Но надо чётко понимать, что в валовом внутреннем продукте города доля малого бизнеса никогда не сравнится с АЦБК или фанерным заводом.

«Границы будут стираться»

– А как вы считаете, не будет ли при таком подходе стенаний о том, что Новодвинск снова превращается в рабочий посёлок при АЦБК?

– Знаете, когда мы говорим о том, что Новодвинск – это рабочий посёлок при АЦБК, мы повторяем стереотип, который прочно засел в нашем подсознании. Посмотрите вокруг: мир сегодня изменился коренным образом. Ещё совсем недавно в Новодвинск из Архангельска не было дороги. Вообще не было. Только железнодорожные пути. Сегодня же из Архангельска в Новодвинск можно доехать за 25 минут. По меркам Москвы это равнозначно пути в соседний квартал. О чём это говорит? О том, что и Архангельск, и Северодвинск, и Новодвинск сегодня находятся в условиях агломерации – они расположены настолько близко, что говорить о разобщённости между этими городами не приходится. С запуском же нового участка М-8 решился ещё целый ряд логистических проблем.

– Насчёт культуры, кстати. Новодвинск часто упрекают в том, что здесь негде отдохнуть или пройтись по магазинам…

– Это особенность не только Новодвинска. Так живут многие агломерации, похожие на нашу: Архангельск – Северодвинск – Новодвинск. Я снова приведу в пример Москву – там люди тоже ездят отдыхать в центр, где сосредоточено большинство музеев, театров, кинозалов, хороших ресторанов и кафе, а живут тем временем в спальных районах. Тем не менее, я позволю себе заступиться за наш город. По торговым площадям Новодвинск сегодня не уступает Архангельску. По генплану у нас их даже в полтора раза больше, чем требуется. И сегодня они продолжают строиться.

– Да, но крупные торговые центры с бутиками известных брендов всё‑таки расположены в Архангельске. И в выходные горожане за крупными покупками едут, например, в «Титан Арену», предпочитая её местным магазинам.

– Я не думаю, что с этим надо бороться. В конечном итоге, строить здесь крупный торговый центр в надежде, что в него будут приезжать покупатели из Архангельска, не очень умно. Никакой инвестор на это не согласится. То же и с дорогими ресторанами. Предложение ведь определяется спросом. И я уверен в том, что если он появится, то рынок на это отреагирует. Зато жители всех городов – и Архангельска, и Северодвинска, и Новодвинска – приезжают на нашу спортивную базу в Мечке. Я вам как спортсмен-любитель могу сказать, что сегодня это одно из самых популярных направлений зимнего отдыха для жителей этих городов. Вот так и работает этот взаимообмен: мы в Архангельск едем за покупками, а архангелогородцы к нам – за активным отдыхом, а некоторые, как ни странно, и на работу. Поэтому я считаю, что ярлык «рабочего посёлка» себя уже изжил.

– Идея объединить Архангельск, Северодвинск и Новодвинск в одно муниципальное образование, кстати, уже возникала и на вполне официальном уровне. Как вы к ней относитесь?

– В случае Архангельска и Новодвинска исторически так и было! В начале шестидесятых – конце семидесятых годов прошлого века Новодвинск был частью Исакогорского района Архангельска. Но когда сегодня начинают говорить об агломерации, то ошибочно подразумевают под этим административное слияние наших муниципалитетов в «большой Архангельск». Надо идти в другом направлении – принимать единые подходы к решению проблем, единые стандарты жизни на этих территориях и развивать единое культурное пространство, которое должно нас сближать и объединять. Это, кстати, касается и Приморского района. Ведь там, например, считают, что летом все три города живут именно в нём. И они правы, между прочим, ведь большинство из нас – дачники. Поэтому я думаю, что под агломерацией надо понимать всё‑таки не административное слияние, а одинаковые стандарты жизни. К сожалению, сегодня в наших городах они пока ещё различаются. Во многом это происходит потому, что традиционно и по понятным причинам больше внимания уделяется Архангельску и Северодвинску. Но я уверен в том, что со временем и эти границы будут стираться.

«Я чувствую себя новодвинцем»

– Уходящий 2016 год стал для вас первым в новой должности – главы администрации Новодвинска, как, в принципе, и первый год для Новодвинска без мэра, избранного напрямую населением. Как вы оцениваете его итоги для себя лично: удалось ли вам войти в новую для себя роль и смог ли город принять вас в качестве своего руководителя?

– Я хочу отметить, что смена власти в Новодвинске прошла достаточно спокойно и ровно. Нам удалось не сломать ни один из тех механизмов, который был отлажен предыдущей администрацией во главе с Владимиром Белоглазовым. И сегодня я считаю, что я вошёл в курс дел и несу полную ответственность за всё, что происходит в городе. Принял ли меня город? Во всяком случае он меня не отторгает – это точно. То есть идёт нормальная работа, в ходе которой, я как глава города опираюсь на интересы всех слоёв населения Новодвинска, социальных групп города и сотрудничаю со всеми уровнями власти.

– Вы живёте в Архангельске и ездите в Новодвинск на работу. Однако есть мнение, что для того, чтобы понимать город и полноценно им руководить, нужно в нём жить. Вы чувствуете себя новодвинцем? Или, может быть, для толкового менеджера это необязательно?

– Мне, кстати, постоянно задают этот вопрос. Да, сейчас я живу в Архангельске. Но при этом вся моя жизнь так или иначе связана с Новодвинском. Оканчивая институт, я писал дипломную работу, посвящённую АЦБК, затем я долгие годы работал на комбинате, потом возглавлял банк, главное отделение которого располагалось в Новодвинске, а последние годы возглавлял Новодвинский индустриальный техникум. Мой средний сын 28 лет назад родился в Новодвинске. И я не знаю, у многих ли новодвинцев из окна виден весь город. Из моего окна он виден, как виден и комбинат, и купол нашего храма. Поэтому я чувствую себя новодвинцем.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовал Олег КУЗНЕЦОВ