8 декабря в Архангельске стартует выставочный проект «Лики России», который объединит порядка 6000 работ художников, живущих в субъектах Российской Федерации.
Главный организатор выставки – Союз художников России. Решение доверить роль центра выставки Архангельску было принято на его XI съезде в феврале 2014 года. По словам председателя Архангельского отделения Союза художников Ольги Поповой, в столице Севера первая региональная выставка состоялась в 1964 году.
Сейчас в Выставочный зал Архангельского отделения Союза художников стекаются тысячи работ: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Всего от Архангельской области в экспозиции принимают участие 103 художника: 33 живописца, 12 графиков, два скульптора, а также 55 народных мастеров и один – декоративно-прикладного профиля.
Помимо Выставочного зала выставка в Архангельске займёт ещё три площади: музей изобразительных искусств объединения «Художественная культура Русского Севера», Гостиные дворы и областная библиотека имени Добролюбова.
Отбирали произведения искусства в два этапа: сначала на региональном, потом – центральном выставкоме в Москве.
– Отбор был достаточно жёстким, – отметила Ольга Попова. – И несмотря на небольшие поблажки нам как принимающей стороне на выставку прошли не все.
По словам художника Александра Сверчкова, который на выставке участвует с триптихом «В мастерской художника», наличие профессиональных барьеров на таком проекте очень важно.
– У наших коллег из Москвы колоссальный опыт, поэтому доверие к ним очень высокое. У нас достаточно много художников прошло, даже если сравнивать с большими региональными отделениями, например, с ярославским.
Побывав в заваленном свёртками Выставочном зале, мы убедились, что в Архангельск уже приехали работы из Красноярска, Кемерово, Краснодара, Махачкалы, Череповца, Нового Уренгоя, Воронежа, Орла, Хакасии, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Набережных Челнов, Тольятти, Перми и Ярославля. Спустя три месяца эти работы уедут обратно, хотя, как рассказала Ольга Попова, есть города, которые оставят присланные работы Архангельску в подарок, например – Казань.
«Это и есть процесс подготовки выставки»
На днях Архангельск посетили секретарь Союза художников России, народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Алексей Суховецкий и начальник отдела выставочной работы Союза Валентина Шапошникова.
– Мы никого не проверяем, просто знакомимся с пространствами экспозиции, – пояснил цель своего приезда Алексей Суховецкий. – Мы хотели посмотреть, в каких залах будет располагаться выставка, определиться, в каких помещениях разместятся определённые виды искусства: где живопись, где – скульптура, где – народное и так далее.
– Это принципиально: где какой вид искусства?
– Принципиально в плане условий экспонирования. Допустим, мы были в Гостиных дворах. Там замечательное помещение – ароматное, историческое, – но там сводчатая структура стен, на которых экспонировать графику не получится, а полотна – вообще исключено. Там, значит, нужно расположить или скульптуру, или народное, или декоративно-прикладное искусство. Пока своими глазами не увидишь, теоретически этого не представить.
– Алексей Николаевич, получается, через вас как председателя выставкома прошли все шесть тысяч работ?
– Мы разделились по видам искусств: скульптуру отбирала скульптурная комиссия, графику – графическая, живопись – живописная… Поскольку я сам живописец, то я живопись и смотрел. Мы и так практически полгода в электронном виде отсматривали представленные произведения.
– Наверное, при электронном осмотре была некоторая погрешность?
– Естественно, потому что есть масса факторов, например, дефекты съёмки – некоторые авторы просто на мобильник фотографировали и отсылали. Там такие искажения могли быть, что мало не покажется. Потом, когда на мониторе смотришь, на экране большое произведение искусства кажется такого же размера, как и маленький этюдик. Ещё искажение цвета – это само собой. Кроме того, некоторые авторы закладывали электронику так, что у нас в Союзе компьютер выдавал надпись: «Рассмотрение файла ведёт к повреждению всей системы». Некоторые изображения просто не открывались: можно снять в формате TIFF с разрешением гигантским, так оно же полдня открываться будет!
Но это уже не та система, которая была лет 20–30 назад, когда произведения приезжали на выставком со всей страны, и мы сидели неделями, с утра до вечера, и половину, допустим, отклоняли… И что получалось? Приезжала фура откуда‑нибудь из Астрахани с произведениями всех художников региона, а из них только треть брали, а две трети ехали обратно. Сейчас просто у организаций художников нет денег и возможностей действовать таким образом. Кроме того, в Москву не пускают автотранспорт из регионов: центр закрыт, внутрь МКАДа фура не въедет. Поэтому мы приняли решение, что выставкомы будут проходить в электронном виде, несмотря на все издержки и технологические несовпадения.
– Да и то просто нереально представить, что даже один живописный раздел вы бы сидели и отбирали вручную.
– Когда смотришь с утра до вечера работы не просто как зритель, а как тот, кто принимает решение, ты должен концентрироваться на каждой. Уже к обеду голова отказывается соображать, глаз замыливается. Непосвящённому человеку кажется: что там, картинки смотреть? А если его усадить на несколько часов смотреть эти картинки, он закричит «караул!»
– Самое страшное, что приходится отсеивать…
– Ну такое ведь иногда присылают – детский лепет, понимаете? После практики в художественном училище представляют этюды на выставку и считают, что это нормально. Там говорить не о чем, не то что брать на выставку. Но то, что все самые лучшие работы на выставку попали, это я вам могу сказать абсолютно компетентно. Нет такого, что какие‑то шедевры были не замечены. Наоборот, бывает, слабая работа проходит, но чтобы хорошие работы отбрасывались – это редчайший случай. Мы отбирали работы по художественному качеству и по интересу, который вызывает или не вызывает произведение в контексте этой выставки.
– Полагаю, должна была быть некая репрезентативность. То есть каждая работа должна отразить какой‑то аспект российской действительности?
– Да, да, а ещё должен быть драйв! Не просто берёзки и церквушки. Написаны они могут быть замечательно, но когда таких сюжетов 10, 20 или 100 подряд…
– Никто не захочет смотреть на одни берёзки!
– Конечно, мы же должны формировать выставку как некий организм, как нечто, интересное для восприятия зрителем.
– Но и как некий срез.
– Да, срез современного искусства, которое показывает взгляд художника на современную действительность. Не на то, что было 150 лет назад, хотя и это возможно. Можно смотреть глазами современного человека на некий исторический процесс, ради Бога. Хотя у нас задача была другая. Но в любом случае это должны быть интересные, профессиональные произведения, а не самодеятельность или абы что, лишь бы на выставку пройти. Ещё мы должны были учитывать то, что каждое отделение Союза художников в субъектах – а у нас их 104, – должно быть представлено хоть как‑то, хоть каким‑то видом искусства. Это тоже надо было учитывать. Поскольку выставка всероссийская, мы не могли отделаться одними Архангельском, Петербургом и Москвой.
– А вы, Алексей Николаевич, не принимаете участия в выставке?
– Я такой же художник, как и все остальные. Я дал две работы. Я буду показывать Москву. Москва ведь – тоже часть России, и немаловажная.
– Мне кажется, что этот проект – с одной стороны, путешествие…
– Взгляд на всю Россию, – подытожила Валентина Шапошникова.
– Да, а с другой стороны, возможно, поиск идентичности России?
– Правильно, но, понимаете, дело художников – создавать произведения. А дело искусствоведов – обосновывать в словесной форме, к чему это отнести. Потому что если художники будут этим заниматься, то они писать или ваять не смогут, только и будут, что придумывать словесные формы. Но тогда надо организовывать Союз писателей, а не художников. Наше дело – изображать, а не облекать это в слова.
– Почему именно Архангельск удостоился этой чести? Ведь выбирать центр такой выставки – всё равно, что определять столицу Чемпионата мира по футболу!
– Всё началось с инициативы, – сказала Валентина Шапошникова. – Здесь в Архангельске, как мы выяснили, более 50 лет не было подобной выставки, и, видимо, всё сообщество Архангельского отделения Союза художников к этому шло. Ведь это очень непростое дело – поставить вопрос в Союзе художников, подогнать материальную базу. И, главное, чтобы руководство откликнулось на этот зов. Мы встречались с министром культуры Вероникой Яничек, и мы почувствовали, что инициатива регионального Союза художников в правительстве поддержана. И эта поддержка – это не просто финансирование, но ещё и заинтересованность в том, чтобы выставка состоялась на высоком уровне.
– Процесс должен быть обоюдным, – добавил Алексей Суховецкий. – Мало того, чтобы одни художники стремились, они не обладают ресурсами, которые бы позволили этому стремлению осуществиться. Дело ведь ещё в чём? Многие на местах хотят провести мощную выставку: и художники хотят, и даже у администрации средства есть, – но нет достойных экспозиционных площадей. Мы очень часто с этим сталкиваемся. А здесь есть большие разнообразные площадки.
Мы и сами не так часто делаем выставки такого масштаба в регионах. У нас постоянно проходят всероссийские выставки в регионах, но по отдельным видам искусства: например, всероссийская выставка скульптуры в Липецке, выставка графики на Урале, пастели – в Омске. Но это только одна область творчества, понимаете? А тут сконцентрированы практически все виды искусства, которые у нас есть.
Одна транспортировка чего стоит. Художники же не самый организованный народ: кто‑то по‑хорошему упаковал, а кто‑то просто сунул в пакет. А кто‑то отослал картину в пластиковой раме, которая стопроцентно по дороге расколется. Важно проработать все нюансы вплоть до того, какие верёвки для подвеса и какие подставки под скульптуру использовать. Это и есть процесс подготовки выставки, незаметный, слава Богу, для зрителя.