21 ноября 50-летие отмечает председатель контрольно-счётной палаты Архангельской области Александр Дементьев.
От автослесаря до мэра Коряжмы, заместителя губернатора и руководителя КСП – неплохая карьера для человека, деревенского в душе.
Мужицкий выбор
До армии я работал в Коряжме автослесарем в бригаде КАМАЗистов. Потом – срочная служба. В автороте под Ногинском мы возили ракетные комплексы. А все основные житейские навыки – из деревни: все каникулы проводил на Виледи у бабушки с дедом, от которого научился косить, пахать, колоть... После армии, в 1987-м, пришёл на хлорное производство КЦБК электриком. Следом с вечернего отделения АЛТИ перевёлся в Питер, на экономический факультет. Этот выбор не был особо осознанным, просто специальность показалась конкретной. По ощущениям, не ошибся: что-то другое у меня, возможно, получалось бы хуже.
В 1992-м после института меня взяли на комбинат экономистом. Можно сказать, судьбу определила финансовый директор КЦБК Вера Михайловна Тимошина.
«Бред, не моё!»
Когда я уже был начальником финотдела комбината, мы целым цебэковским пулом пришли в Городскую думу Коряжмы – с бизнес-школой комбината, с инструментами контроллинга, аудита. Мы и администрацию города стали в этот формат подтягивать, требовали детальные расчёты, обоснования, задавали не- удобные вопросы. И тем, возможно, обратили на себя внимание. А когда прежний мэр Валерий Андреевич Мальчихин избрался депутатом Госдумы, встал вопрос, кому руководить Коряжмой?
Предложение пойти на выборы мне озвучил генеральный директор КЦБК Юрий Николаевич Заяц. И моей первой реакцией было «Бред! Не моё!» С позиции депутата я уже понял и не принял стилистику работы исполнительной власти, чиновников. Меня устраивала моя профессия, перспективы карьеры. И хотя всегда будоражили запредельные, непрогнозируемые предложения, смена сферы деятельности показалась авантюрой.
На выборах я победил. А комбинат потом всегда максимально поддерживал своего выдвиженца. Не помню, чтобы ушёл от директора без решения. Результаты по основным совместным городским проектам – и его заслуга. Поддержал комбинат и с командой, с предприятия со мной пришли высококлассные специалисты. И за год нам удалось так отстроить муниципальное управление, что ещё через год экономика города стала безубыточной. ПАТП, благоустройство, «Горсвет»... ПУ ЖКХ работали с прибылью. Сами технику покупали, ремонты городских сетей масштабно финансировали, оборудование обновляли. А это позволило высвободить средства бюджета на дороги, благо- устройство, социалку...
Речевое сопровождение
На первом моём Совете глав в областном правительстве сидевший рядом уважаемый глава одного из муниципалитетов очень эмоционально высказался по какому-то малозначимому вопросу. Сел и спрашивает: как я сказал? Имел в виду: какое произвёл впечатление? А у меня после комбината свежо ещё было: важно не как, а что. А тут, оказывалось, зачастую люди заточены не на содержание – на форму. Я и потом не раз наблюдал: вер- бальное, печатное сопровождение превосходит сделанное, достигнутое – трёп и пиар.
Взлёты
В бизнесе если просто попросишь «дай денег» – в ответ услышишь лишь собственное эхо. В бизнесе работают не просьбы – аргументы. Так и в муниципалитете от меня как от мэра ждали устойчивого и стабильного развития города. Одни и равные условия для всех. И для меня это была конкретная мужская работа.
Вот есть выражение «за спасибо не работаю». А для меня было высшей оценкой, когда люди на улице подходили, жали руку, благодарили. Это пробивало до сердца, окрыляло. Именно поэтому тот этап моей жизни был окрашен эмоциональнее, чем любой другой.
...и падения
Выборы в 2008-м я проиграл. Хотя по каждому направлению предвыборной программы отчитался до копейки. Считал, что справился, оправдал доверие коряжемцев. Думал, достигнутые результаты и будут моим главным аргументом.
Но, как оказалось, люди падки на обещания, им важнее пусть даже просто услышать про повышение лично их зарплат, их пенсий. И они услышали, что хотели. Я же не смог объяснить, что у мэра нет полномочий и возможностей на все их мечты. Признаюсь, к поражению не был готов. Несколько дней был в прострации, хотя корпорация мне сразу предложила работу в Питере. Но я остался в Коряжме. Около года отработал в Сбербанке, быстро поняв, что жёсткая регламентация – тоже не моё. В конце концов, когда позвали в ИлимСеверЛес, с радостью вернулся. И с изумлением обнаружил: за пять лет я сильно отстал. Пришлось догонять.
Нет конкуренции – нет результата
Предложение губернатора Михальчука занять позицию его заместителя по экономике для меня прозвучало уже не так престижно, как предложение баллотироваться в мэры. Да, уровень – выше, но зам – не первое лицо, не он устанавливает правила и определяет приоритеты. А вот возможность приобрести новый опыт и на областном уровне внедрить то, что получилось на городском, привлекла.
Но оказалось, и в субъектовой исполнительной̆ власти не все даже слышали про тот инструментарий, каким пользуются успешные бизнес-структуры. Разница в чём? В бизнесе жёсткая система планирования и фактической̆ оценки показателей̆. Бизнес свою состоятельность проверяет рынком, в жёстких конкурентных условиях. В исполнительной̆ власти в результатах их управления конкуренции нет. Поэтому достаточно вольно можно подходить к плановым показателям – на соответствие по срокам, по стоимости, по качеству. Потому что и со всеми просрочками, недоделками и перерасходами объект (например, детский сад) будет принят. С ним же не надо выходить на рынок.
Задача для следующего поколения
Скоро на муниципальную, государственную службу, на бизнес-позиции придут сегодняшние студенты. У них по возрасту наибольший̆ антикоррупционный̆ потенциал, обострённое чувство справедливости, в них ещё не проник вирус казнокрадства. И если мы сформируем у этого поколения принцип «ты не рукопожатный, если хомячишь из бюджета», тогда – однозначно – ситуация с коррупцией̆ изменится.
Как жизнь прозвучит
Прочёл у кого-то из французов: жизнь каждому из нас даётся случайно, вы не просили, и вас никто не спрашивал, хочешь ли ты появиться на свет. Точно так же: придёт время уйти – и не тебе решать, как и когда это произойдёт. Жизнь человека – как музыкальный инструмент. Взял, сыграл, вернул на место. Но от вас зависит – сыграть красивую мелодию, которая запомнится, или не очень красивую, или совсем не мелодию, а набор фальшивых визжащих звуков.
Надеюсь, я не фальшивлю.