Генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области Александр Бараев рассказал нам о том, как формируется тариф на капитальный ремонт, сколько стоит капремонт типовой пятиэтажки и по какому принципу будут отбираться подрядчики для проведения ремонтных работ.
- Александр Викторович, программа капитального ремонта, а вместе с ней и фонд капитального ремонта начали свою работу в 2014 году. И часто мы слышим скептические оценки работы этого механизма. А есть ли позитивные примеры вашей работы, которые уже можно привести?
- На самом деле сегодня процесс выбора способа накопления средств на предстоящий капитальный ремонт домов еще продолжается. Достаточное количество собственников многоквартирных домов продолжает принимать решение и переходить от системы «общего котла» к специальному счету, то есть принимает решение самостоятельно заниматься капитальным ремонтом своего многоквартирного дома. Мы очень часто получаем такие решения собственников жилья и после проверки вносим их в реестр и затем в лист ожидания. После этого, через полтора года эти решения вступают в силу и собственники могут приступать к капитальному ремонту.
Если же говорить о результатах работы по «общему котлу», то основные ремонтные работы по нему начались в 2015 году. Выполнено более 430 видов ремонтных работ на всех объектах Архангельской области. На их финансирование было потрачено порядка 200 миллионов рублей. В текущем году у нас в планах выполнить ремонтные работы по 197 многоквартирным домам – это порядка тысячи видов ремонтных работ. По состоянию на 1 сентября у нас завершены и оплачены работы порядка 400 видов ремонтных работ. В большой степени готовности находятся примерно еще 200 - 300 видов ремонтных работ, часть из них, причем, уже принята на комиссиях.
- Тариф, по которому сегодня рассчитывается стоимость капитального ремонта, составляет 6 рублей 66 копеек. Чем он обоснован и что делать для того, чтобы сдерживать тариф? С другой стороны, многие эксперты говорят о том, что если сдерживать тариф, то в результате мы можем получить обрушение программы, что ни к чему хорошему не приведет…
- Да, проблема в установлении размера минимального взноса есть, и она существует в большинстве регионов России. Ведь экономика капитального ремонта достаточно непростая, она требует значительных финансовых вливаний. При этом и в министерства строительства и ЖКХ и региональные власти понимают, что тариф нужно принимать исходя из финансовых возможностей населения. То есть тариф должен быть не только экономически, но и социально обоснован, чтобы у нас не получилось больших задолженностей по взносам. Да, у нас есть растущие расходы по стройке, да, мы видим, что растет стоимость материалов, что отражается на итогах выполненных работ. Но при этом мы понимаем, что предприятия, которые приступают к капитальному ремонту, часто работают за счет своих внутренних финансовых ресурсов. Поэтому установление тарифа – это вопрос баланса интересов жильцов и строителей. Поэтому установление тарифа – это достаточно сложный и аналитически непростой процесс. Тем не менее, полагаю, что в текущем году у нас будут приниматься новые тарифы на 2017 год. В каком направлении будет принято это решение? Пока сказать сложно. Но можно предполагать, что если повышение тарифа и будет, то оно будет не таким значительным. Все-таки тариф на капитальный ремонт должен оставаться социальным.
- А если соотнести суммы с результатом - например, сколько стоит капитально отремонтировать типовую пятиэтажку?
- Комплексный капитальный ремонт пятиэтажного шестиподъездного многоквартирного дома стоит порядка 10 миллионов рублей. Исходя из установленного тарифа копить такие деньги придется порядка 25-27 лет.
- А как узнать, когда будет произведен ремонт многоквартирного дома, в котором живет человек?
- Один из вариантов — это, конечно, изучить региональную программу капитального ремонта. Она, конечно, программа достаточно объемная: в нее на сегодняшний момент включены более 14 тысяч многоквартирных домов. И периоды реализации работ по каждому из них обозначены именно в этом документе. Поэтому самый простой способ, конечно, - обратиться к интернет-ресурсам. Например, можно зайти на наш сайт на региональном портале ЖКХ, и в разделе, посвященном нормативно-правовым документам, в том числе представлена и региональная программа капитального ремонта.
- Одна из самых, пожалуй, обсуждаемых тем это сроки проведения работ. Например, дома, требующие ремонта, стоят в очереди аж на 2038 год. Решается ли этот вопрос, можно ли сократить сроки ожидания ли сроки?
- Сроки, безусловно, будут меняться. Например, сейчас мы работаем над актуализацией программы и ожидаем, что в текущем году по части сроков произойдут существенные изменения. С чем это связано? Фактически выстраивание домов в очередность проведения капитального ремонта регулируется региональным законодательством, в том числе и нашим областным законом. То есть первоначальная версия программы включала в себя четыре основных технических критерия, исходя из которых выставлялось определенное количество баллов по каждому дому, и, соответственно, выстраивались очереди. По итогам ежегодного мониторинга, мы актуализируем степень износа домов и корректируем очередность. Затем новые данные включаются в новый вариант региональной программы с новой очередностью. В этом году мы будем применять уже новый, пятый критерий, который также регулируется областным законодательством. Это финансовая дисциплина собственников жилых помещений. То есть те многоквартирные дома, которые имеют наибольший процент собираемости будут получать большее количество баллов и тем самым они будут претендовать на более ранние сроки выполнения работ.
- Еще одна сложная ситуация, характерная для нашего региона, заключается в том, что жители домов платят за капитальный ремонт, а затем дом вдруг признается аварийным. Что будет с накопленными деньгами в таком случае?
- Такие моменты регулируются жилищным законодательством. Средства в дальнейшем будут направлены на оплату сноса или реконструкции многоквартирного дома. Ведь по закону собственник многоквартирного дома отвечает за свое имущество до самого последнего момента его существования. То есть, не только до момента проживания и признания дома аварийным, но и дальнейшая судьба, связанная с этим имуществом, также лежит в сфере ответственности каждого собственника помещения.
- Из разных источников доходит информация и о том, что жители новостроек не должны платить за капитальный ремонт. Это заблуждение?
- Отчасти, да. Жилищный кодекс в 2015 году эту ситуацию отрегулировал, и региональным законодателям было дано право принимать решение об отсрочке от уплаты взносов на капитальный ремонт для жителей новостроек. Такой закон принят и в Архангельской области - собственники многоквартирных домов, которые недавно введены в эксплуатацию, имеют право на отсрочку в два года. То есть, после ввода здания в эксплуатацию и после включения его в региональную программу у собственников жилья есть два года «каникул», когда они не платят взносы в фонд капремонта. Но за эти два года жильцы должны определиться с выбором способа формирования фонда в «общем котле» или на специальном счете.
- О специальном счете и «общем котле». Если тот или иной собственник жилья не хочет вносить деньги в общий котел, что он должен предпринять?
- Самый действенный способ, и мы всегда о нем говорим, когда общаемся с собственниками жилых помещений в муниципальных образованиях это аккумулирование денежных средств на специальном счете. То есть, если собственники не хотят аккумулировать денежные средства в «общем котле», то необходимо собрать общее собрание жильцов, обсудить эту ситуацию и принимать решение о формировании фонда на специальном счете. Но опять же нужно иметь в виду, что решение это вступит в силу только через полтора года с момента его фиксирования в протоколе. Хотя этого не стоит пугаться, так как все денежные средства, которые были аккумулированы на тот период в «общем котле», будут перечислены в дальнейшем на специальный счет. Собственники же начнут свою деятельность по капитальному ремонту дома уже с определенным финансовым багажом, который они сумели накопить с 2014 года.
- А бывает так, что собственники жилья возвращаются обратно к региональному оператору и по каким причинам чаще всего это происходит?
- Таких случаев было лишь несколько. Связано они были как раз с теми первыми многоквартирными домами, жильцы которых еще в 2014 году приняли решение об открытии специального счета. Тогда они не приняли во внимание то, что на них в дальнейшем лягут обязательства, связанные с распространением квитанций, с проведением ремонтных работ по своему дому, но затем оказались не готовы их исполнять. В итоге, у жильцов накопилась большая задолженность.
- Сегодня многие горожане видят, как обновляются фасады домов, при этом жители других домов уже задаются вопросом - когда же их дом ждет такое обновление? Что можно им ответить?
- Я бы посоветовал обратиться к региональной программе и в ней посмотреть на какой период запланирован ремонт дома с учетом ближайших изменений. Если собственники жилья не готовы ждать, значит им нужно принимать решение и самостоятельно организовать работать по своему дому. В этом случае специальный счет – это тот инструмент, который позволяет быстро реагировать на изменение состояния своего дома и оперативно принимать решение и организовывать выполнение ремонтных работ.
- В России был принят закон, в соответствии с которым расходы на капитальный ремонт многоквартирных домов будут компенсироваться людям старше 70 лет. Я знаю, что в общей сложности регионам выделено порядка 3,6 миллиардов рублей. Что из этой суммы получит Архангельская область?
- Действительно, в январе текущего года вступили в силу поправки в законодательство РФ, которые ввели дополнительные льготы для пожилых собственников помещений и инвалидов. Единственный их особенность в том, что получение льготы по возрасту носит заявительный характер. То есть людям необходимо обращаться в отделение социальной защиты населения по своему округу территориальному или муниципалитету, чтобы заявить о том, что они имеют право на получение льгот.
- Исполнители работ по капитальному ремонту будут отбираться по единым федеральным правилам. Что это за правила и какова причина введения таких инноваций? Подрядчики не справляются и плохо исполняют свою работу?
- Первоначальная редакция Жилищного кодекса давала региональным властям полномочия по самостоятельному определению методов отбора подрядных организаций. В нашей области были достаточно серьезные требования к подрядным организациям, хотя в других субъектах страны была установлена более вольная методика по распределению работ. И, скорее всего, в связи с этим федеральными законодателями было принято решение об установлении единых правил именно в работе с капитальным ремонтом по всей России. Недавно вышло специальное постановление правительства России, которое и регулирует все эти моменты. В соответствии с ним подрядные организации сначала квалифицируются по опыту работы и возможности работы в системе капитального ремонта – всего потенциальный подрядчик должен отвечать десяти требованиям. Затем отбор будет осуществляться уже региональным органом исполнительной власти из тех подрядчиков, которые соответствуют федеральным требованиям и входят в реестр добросовестных подрядных организаций. Между такими предприятиями и будет проводиться конкурс в форме электронного аукциона, который будет проводить региональный оператор. Такая двухэтапная система отбора будет работать на всей территории России.
- Спасибо за беседу!