Город-побратим Архангельска – норвежский Вардё, – стоит на узком острове на севере Варяжского залива, в самой северной части страны. Там прошли традиционные Поморские дни.
В большом обозе под названием «Тайбола. Культурная экспедиция» помимо художников-скульпторов были волонтёры, преподаватели художественной школы из Северодвинска, которые давали мастер-классы по росписи козуль. Михаил Бронский приехал со своим «Бронским чаем», он учил желающих шенкурской росписи. Танцоры из колледжа культуры показывали народные танцы, уличный театр «Змей радуга» крутил огонь, команда творческого объединения «Северный огонь» снимала фильм.
Толпы народу ахали и удивлялись
Василий Подойницын, творческое объединение «Северный огонь»:
Ксения Шамакова и Василий Подойницын– Мы поехали в Вардё небольшой съёмочной группой – три человека. Делаем телевизионную передачу. Покажут её в конце августа на канале «Россия-24» и на северодвинском «СТВ».
Организаторов фестиваля трое, и мы никак не могли понять, к кому же обратиться. Деньги кончились, как только мы заплатили за квартиру, и два дня жили впроголодь, а потом нашли Мишу Бронского, и жизнь наладилась.
Поморский фестиваль для города – большое событие. На огненное шоу «Змей радуга» толпы народу собирались, ахали и удивлялись.
«Давайте всех накормим!»
Михаил Бронский, мастер народных ремёсел:
Михаил Бронский– По ощущениям – как будто мы попали в Кенозерский парк, в Вершинино, а никак не в Норвегию. Это – другая Норвегия, которую мало кто знает и видит. И даже сами норвежцы приезжают на неё посмотреть.
Меня пригласили как мастера по ремёслам, «Бронский чай» – как интересный продукт поморской кухни. А у меня трагедия: практически всё лето жил в городе, а не в деревне, на заготовках иван-чая почти не был. И вот выезжаем из Архангельска, вижу – иван-чай уже отцвёл. Подъезжаем к Мурманску – он ещё цветёт, в Норвегии – только-только зацвёл, а в самом Вардё местами даже ещё не начал цвести! Но в основном – громадные малиновые поля на берегу моря.
Все говорят: «Миша, смотри сколько чая! Давай сделаем». И мы с Аней Петровой, она работает в Норвежском консульстве, пошли вечером на промысел. Собрали иван-чай в пакет, все в пыльце. Мяли руками – мясорубок там нет, и сделали листовой иван-чай. Он немного другой, не такой, как из русской печи, но все обалдели от запаха. И гости пришли на запах.
Когда поездка ещё только планировалась, нам сказали: «Есть два варианта. Может поехать маленькая делегация, и тогда всех размещаем и кормим, или большая – и тогда вы готовите сами». Естественно, согласились на второй вариант.
И тут выяснилось, что у меня красный диплом повара, и девочки передали мне кухню. И началось. Сначала только наших кормили, человек двадцать пять, потом норвежцы подтянулись. В один из вечеров наши добрые норвежцы сказали: «О! А давайте всех угостим барбекю! Ребята, готовьте на шестьдесят человек!»
Это вообще‑то шашлык, но у них называется барбекю. Десять человек нанизывали шампуры, а я руководил. Нам принесли 15 кг сайды и две громадные сёмги. И такой красивый шашлык получился – белое мясо, красное мясо, креветки.
Но рыбы осталось много. И мы испекли двенадцать прекрасных, косичкой завёрнутых, рыбников. И когда открыли это чудо-юдо на берегу, всех поили чаем и кормили рыбниками.
Корабль из разобранных домов
Илья Кузубов, руководитель фестиваля «Тайбола»:
Илья Кубузов– В Вардё стоит поклонный поморский крест, и нашим скульпторам-художникам предложили поставить рядом с ним скамеечки, столик и мостки. Потом придумали «Драккара-Левиафана» – это фестивальный проект «Тайболы». Александр Менухов накидал несколько эскизов. Почему именно драккар? Ну это же корабль викингов, а Левиафан – морское чудовище, которое рисовали на всех старинных картах.
Строили мы его из старых разобранных домов. Планировали, что он будет длиной пятнадцать метров, но ландшафт диктовал условия, и корабль получился двадцать восемь метров в длину, шесть с половиной метров в высоту и шесть метров в ширину. Всё надёжно и устойчиво, я надеюсь, минимум пять лет простоит. Как настоящий авангард он очень здорово смотрится издалека. Проходящие мимо суда отлично смогут его разглядеть.
«Поднялся благодаря Архангельску»
Андрей Шалёв, почётный консул Норвегии в Архангельске:
Андрей Шалёв– Вардё, далеко не процветающий в последние годы, оживает во время проведения Поморского фестиваля. Я разговаривал с одним из главных организаторов, и он прямо сказал: «Это благодаря Архангельску наш фестиваль поднялся на новый уровень и стал известен». Собственно говоря, это и есть цель нашей работы: создать условия для того, чтобы люди почувствовали себя обитателями большого богатейшего региона с огромными возможностями. Так ведь уже было сто и более лет назад – Вардё жил во многом за счёт торговли с Архангельском, а поморы извлекали немало выгоды, обменивая в Северной Норвегии хлеб, пеньку, крупу и прочие товары на рыбу. Сегодня мы работаем над тем, чтобы вернуть этот ресурс.
Для меня ребята из команды «Тайбола» – настоящие герои. Буквально за несколько дней они создали монументальное сооружение, идеально соответствующее эпическому ландшафту и историческому духу этого сурового места. О борт Драккара-Левиафана разбита бутылка шампанского, и отныне пассажиры круизных лайнеров будут наблюдать его горделивый профиль и думать: «Какие креативные эти норвежцы».