06.05.2016 12:48

Областная казна: все вокруг колхозное, все вокруг – мое?

Фото - Иван Малыгин

В Архангельской области снижается качество управления государственными финансами.

Среди вопросов, вынесенных на рассмотрение прошедшей сессии депутатов областного Собрания, был отчет Счетной палаты Архангельской области о результатах работы в 2015 году. Информация, озвученная ее руководителем Александром Дементьевым, наделала немало шума и заставила народных избранников углубиться в нешуточную полемику.

Обогнали сами себя

Внимательно анализируя бумагу, начинаешь понимать, что поводов для гордости за финансовую дисциплину регионального правительства и властей некоторых муниципалитетов она не дает. Достаточно лишь одной цифры, приведенной в отчете, чтобы понять – обращаются с бюджетными деньгами в Архангельской области не очень бережно. Цифра эта такова: 11,3 миллиарда рублей – цена всех нарушений финансовой дисциплины в совокупности, допущенных при расходовании средств областного и муниципальных бюджетов за прошлый год.

Сама по себе эта цифра хоть и внушительна, но не отражает всего масштаба наметившейся тенденции. А тенденция пугает: региональные чиновники год от года догоняют и обгоняют сами себя, как будто участвуя в воображаемом соревновании по объемам нарушений финансовой дисциплины. Так, в 2013 году нарушений в расходовании средств областного бюджета набралось на общую сумму в 7,79 миллиарда рублей, а в 2014-м уже на 10,5 миллиардов. В 2015 году, напомним, с нарушениями было потрачено 11,3 миллиарда бюджетных рублей.

Может быть, в этом нет ничего удивительного. Ведь цены с каждым годом растут, догоняя инфляцию, а, значит, и денег для того, чтобы выполнить полномочия власти требуется все больше. С объемом финансирования растут и объемы нарушений – ничего не поделать, простая арифметика.

Куда уходят деньги?

В отчете Счетной палаты нет прямого ответа на вопрос – куда делись бюджетные деньги, потраченные с нарушениями. Никто в контрольном ведомстве не взял на себя смелость сказать, сколько из них было украдено, а сколько потрачено без необходимых на то оснований просто из-за головотяпства чиновников.

Аудиторов понять можно – они не следственные органы, проводить уголовные расследования у них полномочий нет. Зато есть возможность детально изучить обстоятельства, которые привели к неэффективному или избыточному расходованию бюджетных денег.

По данным Счетной палаты, значительное количество отступлений от бюджетной дисциплины было допущено еще на стадии формирования главного финансового закона региона. Так, в прошлом году на этом этапе было допущено 36 нарушений на общую сумму в 2,24 миллиарда рублей.

Аудиторы уточняют, что сюда относятся несоответствие или отсутствие документов, необходимых для составления проектов бюджетов; нарушения порядка ведения расходных обязательств; нарушения порядка принятия решений о разработке государственных программ, а также формирования и оценки их планируемой эффективности, а также нарушения порядка формирования областной адресной инвестиционной программы.

Однако большинство фактов вольного обращения с бюджетными деньгами было зафиксировано уже на стадии исполнения консолидированного бюджета: 279 случаев потянули на 2,94 миллиарда рублей. Наиболее затратные из них – это нарушение порядка реализации государственных и муниципальных программ (выявлены нарушения на 526,3 млн рублей), предоставление госгарантий с нарушением установленного порядка (300 млн рублей), нарушение порядков предоставления субсидию юрлицам (250,7 млн рублей), нарушение сроков бюджетной отчетности или предоставление заведомо ложных данных (182,7 млн рублей).

Остальные несоответствия в общей структуре финансового бардака практически «копеечные». Например, аудиторами Счетной палаты было выявлено 82 нарушения при проведении госзакупок на общую сумму 619,3 млн рублей, 14 нарушений, допущенных в ходе реализации региональной и федеральной адресных инвестиционных программ на общую сумму 374,3 млн рублей и многое другое.

Все это позволило аудиторам Счетной палаты сделать нелицеприятный для регионального правительства и некоторых муниципалитетов вывод. «Приведенные данные свидетельствуют о низком уровне исполнительской дисциплины, об отсутствии надлежащего внутреннего финансового контроля, направленного на соблюдение требований правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения на уровне области и муниципальных образований, а также учитывая, что отдельные правонарушения неоднократно повторяются, можно сделать вывод и об отсутствии надлежащего реагирования на нарушение бюджетного законодательства», - говорится в отчете Счетной палаты. Комментарии, как говорится, излишни.

Нарушители – кто они?

В прошлом году лидером по стоимости нарушений бюджетного законодательства среди структур правительства Архангельской области стало министерство строительства и его подведомственные учреждения. Все вместе они с нарушениями потратили более 1,1 миллиарда рублей.

Со значительным отрывом от лидера и показателем в 356,8 миллиона рублей второе место среди безответственных распорядителей бюджетных средств стал Минфин региона. На третьем месте – министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области. Чиновники этого ведомства, а также руководители подведомственных ему учреждений потратили более 310 миллионов рублей, не соблюдая при этом нормы Бюджетного кодекса.

Среди недобросовестных распорядителей бюджета есть и муниципальные образования. Например, по данным проверок КПС, администрация Лешуконского района, несмотря на то, что Контрольно-счетная палата уже выносила заключения о незаконности предполагаемых сделок с ОАО «Архоблэнерго», все-таки подписало договоры с этим предприятием. В результате областной бюджет потерял 86,4 миллиона рублей. Идентичная картина сложилась в Мезенском районе. Там бюджет незаконно «отстегнул» энергетикам 12,2 миллиона рублей.

Впрочем, на нарушение бюджетного законодательства идут не только чиновники, но и примкнувшие к ним руководители компаний-поставщиков, многие из которых, как ни странно, государственные.

Например, ГУПАО «Фармация», которое традиционно и с переменным успехом обеспечивает льготников бесплатными лекарствами. Здесь, как выяснили аудиторы КСП, действует тандем с участием руководителей фармацевтической компании, больниц региона и чиновников регионального Минздрава. В результате их сотрудничества начальные цены на необходимые льготникам и больницам лекарства при проведении аукционов завышались в 2 – 2,5 раза по сравнению с закупочными ценами для розничной сети. Конкурентов к «сладким» аукционам не допускали – условия их были таковы, что под требования государственного заказчика подпадала лишь «Фармация». В результате областному бюджету, по расчетам аудиторов КСП, был нанесен ущерб в размере 68,8 миллионов рублей.

К слову, это не единственный факт махинаций с бюджетными деньгами, связанный с «Фармацией». В 2015 году разгорелся скандал вокруг ее бывшего директора Алексея Воронова, который без согласования ввел в штатное расписание предприятие должность заместителя гендиректора по коммерческим вопросам и назначил на нее свою сожительницу. Сумма ущерба для бюджета для предприятия, по оценкам прокуратуры, тогда составила более 11 миллионов рублей. Впрочем, и новое руководство предприятия питает слабость к большим зарплатам. По данным КСП в 2015 году в «Фармации» все нарушения при расходовании средств на оплату труда тянут уже на 24,3 миллиона рублей.

В число нарушителей бюджетного законодательства попала и государственная «Корпорация развития Архангельской области». Ее руководство не только допустило факт неподтвержденного расходования средств бюджетной субсидии, но и в ходе проверки изменило бухгалтерскую отчетность, предоставленную ранее в КСП.

Это, конечно, неполный список нечистых на руку министерств и ведомств регионального правительства, муниципалитетов и государственных предприятий и учреждений. Но тенденция и впрямь даже не настораживает, она пугает.

Никто не сознается

Однако, полномочия Контрольно-счетной палаты не исчерпываются анализом эффективности и законности расходования бюджетных средств. Аудиторы вправе привлекать нарушителей порядка и к административной ответственности и даже требовать возврата необоснованно истраченных сумм в бюджет. Более того, этой возможностью ведомство Александра Дементьева активно пользуется. Вот только довести дело до наказания у аудиторов получается нечасто.

Например, в 2015 году по результатам проверок Счетной палатой было составлено 58 представлений, 5 предписаний, 4 уведомления, а также 29 информационных писем в адрес нарушителей. 13 материалов по результатам проверок были направлены в прокуратуру, ФСБ и региональное УМВД. Еще 11 протоколов об административных правонарушениях аудиторами было направлено в адрес региональной контрольно-ревизионной инспекции. Однако, большинство из этих актов нарушители пытаются оспорить в суде. А пока суд да дело – нарушения продолжаются, нанося все больший ущерб бюджету.

Не любят муниципалитеты и требовать возврата необоснованно перечисленных сумм у подрядчиков по муниципальным и государственным контрактам. Вместо этого они всячески затягивают этот процесс. Так, например, в прошлом году поступили руководители Котласского, Пинежского, Вельского и других районов. А тем временем предприятия, нажившиеся на бюджетных деньгах, банкротятся или прекращают свою деятельность, чем ставят крест на перспективе возврата средств в казну.

Унтер-офицерская вдова Усачева

Ухудшение финансовой дисциплины, наблюдавшееся в прошлом году, в правительстве региона не скрывают. Подражая унтер-офицерской вдове из «Ревизора», региональный Минфин в опубликованных на сайте правительства результатах проведения мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета, сетует: качество управления бюджетными деньгами в регионе и впрямь падает. Причем, такую тенденцию служащие ведомства Елены Усачевой, как и аудиторы Счетной палаты, отмечают и на стадии планирования бюджета, и на этапе его реализации.

Антирекорд по финансовой дисциплине, по данным рейтинга, поставили те министерства и ведомства, к которым и без того претензий – хоть отбавляй. Так, самые низкие оценки за качество управления государственными деньгами получили министерство АПК и торговли, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, министерство транспорта, областное Собрание депутатов, государственная жилищная инспекция, а также министерство имущественных отношений региона.

Вот только дальше самообличения у региональных финансистов дело не пошло. Документ не содержит никаких инициатив и предложений, направленных на то, чтобы эту самую финансовую дисциплину поднять. Никто не говорит, что за неаккуратное обращение с народными деньгами пора вводить расстрел как в Китае. Но при нынешней непростой ситуации, в которой оказался бюджет региона, пора начать применять хотя бы легкие телесные наказания?

Цена ошибок – 5 тысяч квартир

Шутки шутками, но регион деньги все-таки потерял. Итак, что же такое 11 миллиардов рублей? Мы заглянули в областной бюджет, чтобы понять - чего в прошлом году лишилась область благодаря безалаберности, а, может быть, и корыстному умыслу чиновников, руководителей предприятий с госучастием и подрядчиков, запустивших свои руки в областную казну.

Итак. 11 миллиардов рублей это: почти все расходы областного бюджета на социальную политику (в прошлом году – 12 миллиардов рублей), чуть меньше, чем все расходы области на здравоохранение (за 2015 год на него потрачено 13,75 миллиардов рублей) ну или в 16,5 раз больше, чем регион потратил в прошлом году на физическую культуру и спорт (683,6 миллиона рублей).

Но самый красочный пример все-таки в квадратных метрах. На 11,3 миллиарда рублей можно купить 322,5 тысяч квадратных метров «социального» жилья – почти 5 тысяч квартир по установленной правительством же области стоимости одного «социального» квадратного метра в 35 тысяч рублей.

В чем же причина столь небрежного отношения к бюджетным деньгам со стороны чиновников регионального правительства, аппарата областного Собрания и глав некоторых муниципалитетов? И почему в Архангельской области не работает принцип неотвратимости наказания за несоблюдение Бюджетного кодекса? Ведь за эффективностью, законностью и обоснованностью расходования бюджетных средств у нас следит не одна сотня глаз в не одном десятке надзорных и правоохранительных органов.

Среди них прокуратура, ФАС, ФСБ, Счетные платы – региональная и федеральная, архангельский и московский Минфины, федеральный Минрегион и еще тьма столичных министерств, агентств и служб, курирующих софинансирование проектов по федеральным целевым программам.

Впрочем, ответы на эти вопросы скрываются в них самих. Уж слишком много у нас ответственных за сохранность бюджетных денег. Да и полномочия между ними распределены также, как масло на криво отрезанном куске хлеба – где-то густо, а где-то… Ну вы поняли. Ах, да! Еще же есть суд, в котором в случае чего можно годами оспаривать законность претензий любого из проверяющих органов.

Вот и ищут недобросовестные чиновники в этом частоколе проверяющих и надзорных органов и калейдоскопе их функций слабые места, через которые и утекают бюджетные деньги. Чиновники понимают: если у бюджета нет одного хозяина, значит жива старая советская логика – «все вокруг колхозное, все вокруг - мое».

Олег Кузнецов,
olegk48@gmail.com
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.