Русская глубинка. Каждый из нас когда-либо слышал это словосочетание, а многих оно трогает до глубины души. Однако сегодня русская глубинка – деревни и небольшие поселки, в которых когда-то кипела насыщенная жизнь, находятся на грани забвения.
О том, как их возродить, спорят социологи, экономисты и политики. Однако среди них есть и те, кто вместо громких слов предпочитает заниматься делом. Такой человек - Павел Меньшуткин, руководитель проекта «Наш дом - Сия».
- Сначала немножко о самом поселке. Это Сия пинежская, а не холмогорская. Я прошу, чтобы архангелогородцы не путали эти два населенных пункта, - говорит Павел Леонидович. – Сия пинежская – это рабочий поселок, построенный в конце 70-х годов. Там восемь пятиэтажек на берегу озера, прекрасный клуб, хорошие школа и сад. Собственно говоря, и все. Где-то в середине 2000-х годов леспромхоз умер, и рабочих мест там сейчас нет. Наш поселок превратился в поселок пенсионеров.
- А что можно с таким умирающим советским поселком сделать?
- Вот и мы таким же вопросом задавались. А история такова. Получилось так, что мне по семейным обстоятельствам пришлось приехать в Сию. Накоплен опыт в развитии деревень, в придумывании каких-то проектов. И я предложил главе поселения – давайте соберемся: пенсионеры, школьники, предприниматели и посвятим один-два дня мозговому штурму, чтобы ответить на вопрос: что сделать в этом умирающем поселке? В результате родился проект.
- И в чем суть проекта?
- Вот, допустим, глава мечтает через десять лет уехать из поселка, продать свою квартиру и купить в средней полосе домик. Но квартира сейчас стоит 500 тысяч, а домик в средней полосе три миллиона. Как сделать так, чтобы за эти десять лет стоимость квартиры в Сие выросла до трех миллионов? Народ сразу закричал – надо рабочие места, вот тогда тут будет все что надо. Ведь есть же в поселке Ясном рабочие места…
Я говорю: а вы верите в то, что у вас тут рабочие места будут, ведь десять лет прошло после закрытия предприятия? Но ведь логика понятна - люди куда-то едут либо работать, либо отдыхать. А почему бы не сделать Сию местом для качественного отдыха, просто для проживания на пенсии. Почему бы и нет? Ведь и климат и экология у нас хорошие.
И следующий вопрос, который мы обсуждали: а что нужно здесь сделать и за счет каких средств, чтобы цена квартир выросла. И, в общем-то, все эти мероприятия были разделены на две части: дорогие – то, что мы без помощи власти не сделаем, и недорогие – то, что могут сделать сами жители, своими руками и своим умом. Допустим, заборчики покрасить, мусор убрать, благоустроить и озеленить территорию, подъезды почистить и помыть. А чтобы реализовать более крупные проекты, пойдем к власти и бизнесу. Тем более, власть тоже работает. Были выделены деньги на водозабор, и в конце этого года у нас будет чистая вода во всем поселке.
- Объединить совершенно разных людей на одно дело в наше время непросто. И как сделать так чтобы народ работал бесплатно?
- И тогда я сказал так – а давайте я за это возьмусь. Я тоже буду работать год бесплатно как руководитель проекта. Буду писать статьи, заявки на гранты, шевелить власть и людей, бизнес большой и малый. Моя задача – убедить в целесообразности реализации проекта и людей и чтобы в конце концов поселение тоже нам помогло, перечислив средства через НКО.
В результате много чего удалось сделать – два семинара провели, в Фейсбуке ведем блог, есть группа ВКонтакте. Это все, чтобы организовывать людей. Мы придумали целевую группу пенсионеров, разработали буклет «Жизнь на природе». Мы пишем статьи о проекте: например, напечатана статья в федеральном журнале «Муниципальная власть».
Провели акцию «Ни дня без мусора», которая проходила в течение пяти месяцев. Кстати, в этом году у нас акция по благоустройству началась 1 апреля. Почему? Для того, чтобы к 1 мая навести порядок, чтобы наша Сия была самым чистым местом в России и чтобы жители области и страны к нам ехали уже на майские праздники. А вот уже в мае на субботниках мы занимаемся более серьезными проектами: обустройством газонов, например, высаживанием цветников.
- Вы удалены от центра и для вас очень важно использовать интернет-технологии…
- Да, вы правы, и мы боремся за быстрый интернет. Дети бегают, собирают подписи за то, чтобы у нас этот интернет появился. Также проводим попутно и социологические исследования. Наша задача – понять состояние умов и отношение к жизни людей. И мы увидели, что Сия действительно позитивно и конструктивно настроена. Следующие исследования проведем через год и так в течение десяти лет.
Все наши меры ведут к тому, что людям начинает нравиться жить в поселке. Народ начинает покупать квартиры, которые потихонечку начинают расти в цене. За год квартиры у нас выросли на 50-100 тысяч. В этом году мы план поставили еще на 300 тысяч поднять. Конкретные дела и конкретные планы.
- По сути, вы занимаетесь тем, что должна делать местная власть, глава поседения…
- Чиновники в силу своей работы не мыслят проектно. У них есть какие-то инструкции сверху, они что-то делают, они выполняют какие-то рутинные задачи. Но это не всегда работает на конкретный результат.
Бизнес же работает на конкретный результат - прибыль. А как нащупать целевые показатели у публичных субъектов? Это очень сложно. И мы этому учимся. Вот, кстати, народная стратегия губернатора Орлова как раз реализовывает проектный подход. И очень важно формировать положительный фон для всех наших проектов, потому что без этого хорошего настроя деревня умирает.
- Но каков положительный итог развития поселка, кому по большому счету нужна Сия, где нет ни работы, ни перспектив? На кого рассчитан ваш проект?
- Все наши рассуждения как раз и начались с этого. Почему бы Сию не сделать очень удобным местом для жизни старшего поколения? Что для этого нужно сделать? Чистота и порядок, безопасность и качественный досуг, хорошая экология. Целевая группа населения появляется – городские пенсионеры. Им надоело жить в городских условиях, дышать отравленным воздухом, потреблять грязную воду. Мы сейчас разговариваем с советами ветеранов Новодвинска и Архангельска. Любой пенсионер может решить свои проблемы для обустройства удобной жизни. Особенно если он скученно живет с детьми, внуками и родственниками. А больших денег, чтобы разъехаться, нет. А тут за 300 – 500 тысяч решаешь эти проблемы. Приезжаешь в Сию, обустраиваешь свой новый быт и таким образом повышаешь ставки нашей Сии.
- Все, о чем вы говорили: благоустройство, содержание котельных, водозабора, фасады домов – это все полномочия местной власти. Но, к сожалению, 131-й закон, который регламентирует ее деятельность, не содержит такого понятия как «комфортные для жизни условия». То есть все эти вопросы в комплексе власть не рассматривает. Получается, что власть смотрит на проблему под другим углом?
- Дело все в том, что деятельность чиновника очень зарегулирована. Мало того, он не может тратить деньги исходя из острой необходимости или целесообразности под народные проекты – у него есть Бюджетный кодекс, который все предусматривает. Поэтому все проблемы, стоящие за рамками работы чиновников должно решать гражданское общество, которое должно быть свободным, не зарегулированным.
В целом же нас не может не беспокоить общероссийская проблема - низкий уровень доверия между гражданским обществом и властью. Если повысить горизонтальное и вертикальное доверие, тогда они совместно будут решать общие проблемы. Поэтому уровень доверия, уровень социального капитала - это главная и важная проблема, которую нужно решать, в том числе используя и выборы.
- Вы сказали о том, что этот капитал можно повышать с помощью выборов, но прямые общенародные выборы глав городов и районов, поселений у нас отменили, к сожалению, в муниципалитетах.
- И это очень плохо. Я думаю, что прямые выборы вернут. У нас же отменили выборы губернаторов, сейчас вернули. Почему? Те же губернаторы перестали смотреть вниз.
- Но выборы губернаторов при этом представляют собой многоступенчатую пирамиду действий, которые уже влекут за собой выборы. А прямого волеизъявления граждан здесь нет, даже на этапе первоначального выдвижения кандидатов…
- Я думаю, что в скором времени это тоже отменят. Потому что система не работает. Когда непонятные процедуры, но понятен результат, да? Демократия – это когда понятные процедуры и непонятен результат.
- Павел Леонидович, но вы же сами были главой Пинежского района, где, кстати, и расположена Сия, и изнутри знаете эту проблему – отношения с обществом, состояние власти, ее эффективность. Каково ваше мнение о том, к чему приведет отмена выборов на муниципальном уровне? К установлению какого-то нового формата взаимоотношений между обществом и властью либо они попросту будут смотреть в разные стороны и не понимать друг друга?
- Мечты и чаяния жителей – это одно, а желания и стратегия жизни чиновников – это другое. Пока мы так будем жить, не стоит ждать развития ни в стране, ни в нашем Пинежском районе, ни в нашей Архангельской области. Выборы прямые и всенародные как раз отчасти решают эту проблему.
Чиновник должен идти на выборы с программой, которую он не просто сможет людям объяснить, но и уметь сплотить людей на ее реализацию. При этом такой опыт взаимодействия с населением чиновник должен иметь всегда – без него и нечего соваться на выборы. Вот почему я уверен, что выборы скоро вернуться, в новой политической ситуации.
- Вы сказали о том, что стараетесь поднять уровень доверия, но при этом не хотите быть главой, я правильно вас понял?
- Я вижу сейчас своей задачей создать это гражданское общество. Потому что Сия – это место, куда съехалась Россия в 70-е годы. Но люди атомизированы, друг с другом не сотрудничают. Мои проекты возвращают людей к взаимодействию и сотрудничеству друг с другом. Вот, к примеру, мы придумали акцию «Ни дня без мусора», о которой я уже упоминал.
- В чем идея?
- Мы призвали всех жителей Сии выходить и в качестве зарядки утром убирать мусор в небольшой мешок. Но не просто собрать, а сфотографировать, в группу ВКонтакте выложить. Чтобы весь мир видел как Сия меняется. Естественно, поддержали немногие, поэтому первым делом я сам пошел. За пять месяцев собрал 120 мешков мусора. И все сфотографировал и выложил в социальные сети.
Мы открыли секцию настольного тенниса для взрослых. Они не особо ходят, а детям я сказал – либо оплачивайте посещение секции, либо соберите полмешка мусора. Такая вот у нас валюта получилась. Конечно, мешком мусора рассчитываться удобнее. И народ пошел. Сия стала намного чище, естественно, повысив уровень доверия.
Мы решили бороться с собаками. Акция называется просто - «Узнай хозяина по собачьей морде». Жители Сии очень любили отпускать здоровых псов, что сильно снижало безопасность для человека, особенно для маленьких детей. Мы предложили действовать следующим образом. У каждого сейчас есть телефон с фотоаппаратом – фотографируешь пса, выкладываешь опять же социальные сети с вопросом: чей будет пес? По морде пса узнаем хозяина, найти телефон, собственно говоря, в деревне очень даже просто – все друг друга знают. И мы просим обязательно вежливо позвонить по этому телефону и попросить, чтобы он привязал свою собачку. Если вам сто человек в день позвонит, вы не только собачку привяжете, но, может быть, еще что-то с ней сделаете. Бродячих собак у нас отныне нет. И таких примеров у нас очень много.
Кстати, я говорил про быстрый интернет. Так вот, сейчас ребята собирают подписи и заявления в Ростелеком. Мы на уши и Москву поставили и для Сии выделяется шесть миллионов на развитие интернета в поселке. Иначе мы грозим пойти в прокуратуру. Ведь нам уже как восемь лет назад должны были провести качественный и быстрый интернет. Ну и так далее.
Все эти вещи очень здорово повышают горизонтальное доверие, потому что люди начинают сообща работать. Но все это, естественно, медленно очень движется.
Глава поселения нам тоже помогает и участвует в наших проектах. Мы готовим ТОСовский проект и подаем заявку в администрацию, спасибо главе – нам всегда помогают конкретными средствами. И надо признать, что в поселке безаварийная ситуация по ЖКХ – это тоже повышает настроение и уровень жизни в поселке.
Надо вообще больше власть поблагодарить. Мы привыкли ругать, а надо благодарить. То что хорошее – мы не замечаем, а плохое – всегда. Не надо с властью ругаться, надо конкретно и по-деловому сотрудничать.
- Хорошо. Вы подняли уровень доверия горизонтальный – людей друг к другу, подняли уровень доверия к власти. Что дальше?
- Если доверие есть, тогда любая здравая идея обрастает сторонниками. Потому что одно дело – когда мы друг другу не доверяем, у меня, допустим, есть трактор, но нет денег, а у вас есть деньги, но нет трактора, то мы никогда не объединимся. Если же доверие есть, тогда кооперация возникает автоматически.
У нас совместно с властью буквально недавно родилась идея проекта «Сийское княжество» - выращивать в Сии княженику. Очень интересную, но дорогую ягоду. Выросла эта идея из другого проекта, который называется «Архангельская клюква». Когда гражданское общество понимает, как работает власть, а власть понимает, как живет гражданское общество, то такие проекты вполне осуществимы.
- Что тогда делать остальным жителям городов, небольших поселков: рассчитывать только на себя – создавать ТОСы, выходить на улицы убирать самим мусор, создавать точно такие же социальные проекты, как у вас, или ждать у моря погоды?
- Ну, если они считают, что их поселок должен умереть, ради Бога – ждите у моря погоды. Если вы хотите развиваться, приглашайте нас в гости, приедем, придумаем какой-нибудь проект. Для любого населенного пункта можно придумать проект. Для любой территории. Опыт у нас накоплен большой.
- Павел Леонидович, спасибо за беседу, содержательную и интересную и удачи вам в реализации ваших проектов.