Эта рукописная книга второй половины ХVIII века с 33 уникальными иллюстрациями.
Об этом «Правде Севера» рассказала доктор искусствоведения, заведующая древнерусским отделом музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Татьяна Кольцова.
- У нас на Севере было несколько древних иконописных центров, и постоянные посетители музея, конечно, бывали на наших выставках, посвященных древним иконам Холмогор, Каргополя, Соловецкого монастыря. Удаленность Архангельского края от центра России, отсутствие активных военных действий сыграли свою роль в том, что здесь сохранилось много памятников традиционной русской культуры. Несговорчивые старообрядцы, которых было много на Севере, не расставались со своими реликвиями, несмотря на все повороты истории.
Основа нашей коллекции происходит из заброшенных северных церквей и часовен. Сотрудники музея хорошо помнят склады зерна, машинно-тракторные станции, клубы и школы, размещенные в церквях. А в них – складированные, неухоженные, разрушающиеся иконы. Люди в те, еще советские времена, свои семейные иконы не продавали. А вот дарили музею часто.
И сейчас каждый год что-нибудь приносят. Не все дарители осознают стоимость художественного предмета. Например, говорят, мол, купили старый дом, а там непонятная икона в плохом состоянии. Если икона имеет музейную ценность, мы стараемся изыскать средства, чтобы заплатить людям, но, бывает, принимаем и в дар.
Последнее приобретение для древнерусской коллекции – старообрядческая рукописная книга «Страсти Христовы» второй половины ХVIII века с 33 уникальными иллюстрациями. Ее принесли в музей в конце года.
Увидеть книгу посетители смогут после реставрации.