26.12.2015 11:45

Архангельский краевед знает ответы на 400 вопросов о Соловках

Георгий Смирнов

На Соловках архангельский краевед-любитель, технарь по образованию, Георгий Смирнов никогда не бывал. Тем не менее, он знает ответы на аж 400 вопросов об этой, как он сам говорит, «россыпи жемчуга в Белом море».

Именно так – «Соловки. Россыпь жемчуга в Белом море. 400 вопросов и ответов» – и называется книга, которую он недавно закончил и сейчас собирается издавать, сообщает портал «Мои Соловки».

Вопросы самые разные:  по географии,  по истории,  по архитектуре,  по делам духовным…

Вот несколько из них: «Бывают ли ураганы на Соловецких островах?», «Какие краски стен Соловецкого монастыря?», «Какой цвет беломорской волны?», «Когда произошли опустошающие пожары на Соловках?», «Какая она, подводная аптека на Соловках?», «Какой колокол подарил боярин Дмитрий Годунов Соловецкому монастырю?», «Какую роль в формировании архипелага сыграл ледник?»…

Полный список всех четырехсот вопросов можно посмотреть здесь.

– По поводу книги я разговаривал с Романом Балашовым (руководителем агентства по развитию Соловецкого архипелага, – прим. авт.),  потом подключился его  заместитель Евгений Тютюков. И в итоге решили публиковать мою книгу на портале «Мои Соловки», – рассказал Георгий Дмитриевич.

– Георгий Дмитриевич, а как у вас замысел книги родился?

– Дело было так. Несколько лет назад я на конкурсе выиграл десятидневную путевку на Кий-остров. Меня очень поразила природа, я все по вечерам гулял и утром рано вставал, чтоб полюбоваться… Я потом и книжку написал – «Чудный остров Кий. Средь моря камень». А потом, вслед за Кий-островом, меня увлекли Соловки. А Соловки… у меня и дочка там была, и внук был, – я один только не был. Они мне столько всего нарассказывали, что я сел и начал писать эту книгу. И меня так захватили Соловки! Дочка почитала, говорит: «Папа, ты как будто там бывал». А я ей: «Знаешь, сколько я книг перерыл в библиотеке?».

– Почему вы выбрали такое название?

– Это оно так ко мне потихоньку пришло. Что Соловки – жемчужина, – это я слышал много раз. А я проработал все острова архипелага, – шесть больших и много маленьких, – и подумал: «Да это же, и вправду, россыпь».

– У вас уже были книги с вопросами… 300 вопросов и ответов о Ломоносове, об Арктике, о колоколах…

– Да, а начал я с Федора Абрамова, там было немного вопросов – 87-97 вопросов. А потом у меня и пошло, и пошло, и пошло. Я без дела сидеть не могу. У меня появились одна за другой сразу несколько книг. Книгу «Встречи с Ломоносовым. 300 вопросов и ответов» я уже издал, но еще остается много ненапечатанных. Например, «Необыкновенная Арктика. 300 вопросов и ответов», «Колокола – голоса России. 300 вопросов и ответов». По этому принципу я и Соловки сделал. В конце книги – оглавление со списком всех вопросов. И все со ссылками на источники. Я ведь когда занялся вплотную Соловками, читал книги, там ведь в некоторых целые абзацы переписаны из других источников… Всего я использован около 60-70 источников.

– А когда вы впервые эту вопросно-ответную методику применили?

– Я начал ее использовать где-то в 2010 году, тогда как раз юбилей у Ломоносова был. Все удачно так сошлось, и в 2011 году я издал книгу «Встречи с Ломоносовым. 300 вопросов и ответов», тысяча книг вышли.

Я, почему по этому пути пошел? Если эту книгу писать сплошным текстом, пересказывая, она такая толстая получится, столько места занимать будет! А здесь – вопрос и кратко ответ. А потом по ссылке можно найти первоисточник.

– Это же целая энциклопедия получается…

– Да, да, словарь – это я так скромно называю, а люди говорят – энциклопедия. Я бы еще сказал – путеводитель по Соловкам. Если иностранцы приедут на Соловки, какое им подспорье будет! Я бы хотел через САФУ потом, если книгу издадут, перевести ее на английский для туристов. Кроме того, в конце, уже после вопросов, я добавил несколько подглав: «Настоятели Соловецкой обители», «Летопись Соловецких островов», «Монашество», – там собрана информация о 67 настоятелях монастыря, – «Словарь терминов и примечаний»… Еще интересная глава – «Соловки – все самое, самая, самые». Интересная подборка получилась: первый компьютер на Соловках, первое деревянное здание, первый автобус…

– А в этих четырехстах вопросах есть какая-то градация? Есть главный вопрос?

– Нет, такого нет. У меня все начинается с главы «География Соловков». И самый первый в ней вопрос: «Где находится Соловецкий архипелаг?». А следом за ней – вопрос о происхождении слова «Соловки».

По информации, которую Георгий Дмитриевич привел в своей книге, слово «Соловки» восходит к слову «соловцы», которым пользовались известные русские засельники в XV веке. Оно в свою очередь произошло от «соловый», – то есть, мутный, белесый.

– Ведь у вас в итоге не триста, как раньше, а четыреста вопросов получилось…

– Я сначала остановился на трехстах вопросах, а у меня столько материала оставалось, – стало жалко своего труда. И я решил собрать высказывания знаменитых людей о Соловках: и патриарха Алексия Второго, и Федора Тютчева, и Дмитрия Лихачева, и Александра Солженицына, и Максима Горького, и нашего бывшего губернатора Анатолия Ефремова… Так дополнительно еще сотня вопросов получилась. А глав получилось всего А еще  на Соловках сколько чудес!

– А какие чудеса-то, например?

– Их очень много. Например, водная система каналов у них, – это что-то с чем-то. Во-первых, дело в том, что озера там соединены каналами, хотя уровень у них разный, несмотря на то, что на одном острове находятся. И глубина у всех озер разная, бывает даже ниже уровня моря. И вот надо же было так умно сделать, чтобы все озера соединить… Во-вторых, берега у многих каналов обложены валунами. И, в третьих, по последним данным там всего расположено 639 озер! Их из-за ледника так много. И ученые говорят, что не все еще озера учтены. И еще есть чудо: есть на Соловках озеро, а посреди него – остров, на острове – еще озеро, потом опять маленький островок, и на нем еще деревья растут…

– Как матрешка…

– Да, как матрешка. А еще – бочки, соловецкие бочки под квас, в них вмещается 225 ведер! Эти бочки висят на цепях, и в определенное время они начинают качаться, хотя никто их не трогает. Все паломники, все путешественники приходят посмотреть на такое чудо.

Погода на Соловках – это тоже своего рода чудо. Один ученый писал, что там перемешались и более теплый климат, и бореальный холодный. Природа просто все перепутала…

Еще я раскопал – в 1962 году у них такой пронесся ураган, что весь остров содрогался. А потом такой снежный заряд выпал…

Сама стройка Преображенского собора Соловецкого монастыря – это тоже чудо. Вроде он строгий на вид, северный, а заходишь внутрь, – он чуть-чуть меньше московской Грановитой палаты, – немножко меньше, на 18 метров. В те времена такое построить, – это что-то с чем-то.

Не знаю даже, как все это описать. Я когда стал работать, – я ведь два года почти работал, – я просто был поражен. Теперь все мысли у меня о том, что надо на Соловки съездить.

– А соловецкая селедка не чудо?

– Да, да, она считается деликатесом, и соловчане ею очень гордятся. И когда приезжают большие гости, всех обязательно этой селедкой угощают.  Водоросли еще уникальные! Там такие запасы, что можно  миллионах тонн заготавливать. Павел Флоренский хорошо о них пишет, – он же отбывал наказание в СЛОНе, – витаминов же не было, и он добавлял водоросли в еду.

Но меня-то, знаете, что больше поразило? Это библиотека, ризница, колокольня и иконы монастыря. Я как попал в эту область, я до того дозанимался, – все! Жена говорит: «Наверное, сойдешь с ума». А я говорю: «Не сойду. Очень интересно». Мне бы хотелось, чтобы все, что разбазарили с Соловков, – иконы, книги, колокола, – которые сейчас находятся в других городах по всей России, – вернулось обратно на архипелаг. Если бы все богатства вернулись бы на Соловки, сюда бы все ученые мира съехались.

Кстати, с колоколами вот, какая история была. Поступил приказ в 1920 году: «Все колокола снять!». Обычно в Архангельске и в области колокола скидывали, нагревали и разбивали, – на Соловках все по-иному было. Все колокола были сняты. Это ж сколько мужиков себе надорвали животы! Погрузили 35 колоколов на баржу, только она отошла от острова километра на два, – и затонула… Есть даже версия, что это хранители православной веры умышленно утопили, а потом пройдут века и они укажут, где колокола затонули…

– Остались неотвеченные вопросы?

– Да, все здесь не охватить. Одному человеку тут трудно приходится, по-хорошему бы здесь коллектив должен работать. Но и то, что уже сделано, – это уже громадная работа.

– Какой аудитории эту книгу адресуете?

– Вот, как у меня написано: «Эта книга предназначена школьникам, студентам, людям любого возраста, гостям нашего региона и всем тем, кто интересуется историей родного края. Книга для тех, кто любит родную природу и путешествия, кому дороги памятники отечественной старины». Надеюсь, что каждый, кто прочитает в будущем эту пока не изданную  книгу, сможет посетить эти краесветные острова Белого моря…

– Осталось еще вам их посетить…

От редакции: кстати, портал "Мои Соловки" начал один за другим публиковать ответы из книги Георгия Смирнова. Подробнее – в новостном разделе портала.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО. Фото Павла Кононова.