Прошлым летом Крым встретил нас патриотическим настроем, свободными пляжами и надеждами на счастливую жизнь с Россией. Прошел год. В поисках гарантированного тепла мы снова отправились в почти родную уже Евпаторию...
Когда самолет дешевле поезда
Главная статья расходов на отдых в Крыму – дорога. По единому билету «поезд – автобус – паром – автобус» дешевле, но долго и утомительно. Хочешь недорогие билеты на самолет – покупай заранее. Очень заранее, в апреле. Так мы и сделали.
Купили перелет через Москву, не дожидаясь (будут – не будут?) субсидированных прямых рейсов Архангельск – Симферополь. А они в июне все же появились – по три с половиной тысячи рублей. Но билетов этих были считанные единицы, хотя я лично знаю счастливчиков, которым они таки достались. Остальные же «прямые» стоили от 14 тысяч в одну сторону. Понятно, что такие цены массовый туризм никак не стимулируют.
Симферопольский аэропорт за год успели реконструировать. Он стал вместительней, современней. Говорят, что на этом не остановятся, продолжат расширять.
Из аэропорта туристы разъезжаются кто куда: в Евпаторию едут мало, все больше на Южный берег Крыма – в Ялту, Алушту, куда можно добраться даже троллейбусом. Назойливые таксисты готовы довезти до Евпатории (51 км) за 1500, ну так и быть – за 1300 рублей. Но через дорогу от аэровокзала – автостанция, и за 85–90 рублей автобус доставит примерно за то же время.
Все надежды на мост
Цены на жилье в Евпатории остались практически прошлогодние. Даже путевки в санатории и пансионаты если и подорожали, то не намного, а при аренде частной квартиры или домика можно поторговаться – предложений много, а спрос невелик.
Хозяйка, у которой мы уже не первый год снимаем квартиру, на вопрос, не больше ли в этом году курортников (туристов здесь называют только так), замялась: «Хорошо, если хотя бы столько же, как в прошлом...» Все надежды на мост, но пока-то его построят.
По нашим наблюдениям – действительно, примерно столько же. Но – отовсюду. Мужская часть нашей компании увлеклась игрой: считали «приехавшие» края и области по автомобильным номерам. К дню отъезда таблица российских регионов была почти полная, не хватало разве что Дальнего Востока и НАО. Много украинских номеров, немало белорусских, встречались армянские, казахские, литовские, германские.
Ближе к августу народу на курорте заметно прибыло, тем не менее, на пляже в любое время можно было найти место у самой воды.
Ищите местное
Цены впечатлили. В том числе на фрукты. Арбузы в конце июля по 25 рублей за кг – да они в Москве уже были по 12! Начало лета на юге было прохладным, фрукты поспевали с опозданием: персики, к примеру, только начинались – по 100–120 рублей, подешевев к августу вдвое. Яблоки – аналогично.
Продавцы на рынках и в уличных палатках убеждают покупателей: «Все – местное, крымское». Врут, не все. Заходим с тыла, читаем этикетки на пустых коробках и ящиках из-под фруктов: «Персики (виноград, яблоки...). Производитель: Херсон, Украина. Импортер: Симферополь, Россия».
...Покупаем на мини-рынке огурцы. К девушке-продавщице подходит ее коллега из соседней палатки: «Соня, дай черный маркер!» И на самодельном картонном ценнике «Арбузы. Херсон» тщательно зачеркивает «Херсон». Комментирует: «А то ведь брать не будут, скажут, может, отравленное... Не доверяют Украине». «А кому доверяют?» – спрашиваем. «Турции!» – улыбается торговка.
Другие украинские продукты (сыры, колбасы, консервы) еще встречаются на прилавках, особенно в маленьких магазинчиках, и пользуются спросом у крымчан, потому что подешевле.
В крупных торговых сетях преобладают российские товары, много продуктов со Ставрополья и Кубани.
А сеть продовольственных магазинов-дисконтников «АТБ» перерегистрировалась по российским правилам, превратилась в «ПУД» и... стала самой дорогой.
Банкоматы в Крыму есть (не самых известных государственных банков), деньги с карточек «Мастер-Кард» снять можно, а вот к оплате принимают только карты системы «Про100» и то не везде. И еще: поедете в Крым, берите с собой пару килограммов железной мелочи – со сдачей там напряженка.
Плюс сто рублей за лежак
Бесплатных пляжей в Евпатории стало больше. В том смысле, что бесплатный туда только вход. Ну и переодевалки. Душ, туалет, ногомойки, лежаки – за деньги.
Наш любимый просторный пляж «Лазурный берег» – условно бесплатный. При входе по 25 рублей берут со всех, кто сильно не сопротивляется, «за услуги»: вместо билетиков надевают каждому на руку цветной браслетик (каждый день другого цвета), дающий право на пользование санитарным уголком и wi-fi. И входи-выходи хоть целый день. Пластиковые лежаки – за дополнительные 100 рублей, большой «стационарный» зонт – 300, бунгало – 1500–1800 рублей.
С главной набережной имени Горького в этом году убрали почти всю торговлю.
Сувенирным рядам и палаткам с разными пляжными штучками отвели место на старом стадионе, устроив что-то вроде постоянной ярмарки. Популярное место вечернего променада приобрело более цивилизованный вид, но изюминку свою утратило.
Не пирожки, а самса
Плюсы малолюдности: в многочисленных кафе и ресторанах свободные столики есть в любое время. Цены – разные, от «очень дорого» до «терпимо». В районе, где мы жили, нашлось маленькое кафе, где достойный комплексный обед, именуемый «бизнес-ланч» (салат, суп, второе, хлеб и компот), можно получить за 140 рублей.
Клюнув на хвалебные (многолетние причем) отзывы в Интернете, пошли однажды вечером в знаменитую евпаторийскую шашлычную «У Володи». Заказ ждали минут 40. «У нас два зала обслуживается, а мангал один», – жалобно оправдывалась официантка.
Мало того, что шашлык был так себе, оказалось, что у этого «Володи» отдельно оплачивается клякса кетчупа и несколько колец сырого лука, что подают к шашлыку. А вредная тетка нас еще и обсчитала, взяв «за обслуживание» не 5, а все 15 процентов.
Зато знакомые евпаторийцы открыли нам секретное место – «тайный» ход в крымско-татарскую кафешку, где вкуснейшие лепешки и круглые национальные пирожки с мясом. «Пирожки – на рынке, а у нас самса!» – гордо уточнил черноглазый пекарь.
Заходим в обычное кафе на базаре, потом через зал как бы в подсобку, а там открывается выход во внутренний дворик, где самое интересное: в настоящих традиционных печах-тандырах прямо при вас испекут, снимут и подадут горячущими эти самые лепешки и самсу. Можно съесть тут же, за столиком, с острейшим соусом и ароматным уксусом, настоянным на травах.
Малая лепешка – 20, большая – 40, самса – 70 рублей. Одной штукой можно наесться вполне. И за соус доплачивать не нужно.
Светлое будущее еще не наступило
Прошлогодняя эйфория «возвращения домой» у крымчан прошла. Российские будни наступили вместе со всепроникающей отечественной бюрократией.
«При Украине проще было, – признается хозяйка магазинчика, торгующего крымской косметикой. – Не нужно было заполнять столько всяких накладных, счетов, отчетов...» Простые люди жалуются на выросшие «в 11 раз» цены: «Бутылка лимонада стоила восемь гривен, теперь 88 рублей. А зарплата во столько раз не выросла».
У бесплатной медицины тоже обнаружилась изнанка: получив полисы ОМС, крымчане бросились в поликлиники, а там – очереди, талоны, предварительная запись. «Все, как у нас», – говорим. Слушают недоверчиво. Дескать, конечно, мы понимаем, что в России не коммунизм, но все же на какое-то светлое будущее рассчитывали...
Ушли с полуострова украинские банки, закрылись некоторые предприятия – безработица выросла.
– Столько разных справок мы за всю жизнь не собирали, сколько за этот год, – говорит евпаторийка Светлана Ивановна. Экономист с высшим образованием, она долго не могла устроиться на работу: – Нашла место заместителя главбуха, но взяли не меня, а молодую девушку почти без опыта, только потому, что она беженка из ЛНР! А еще ее очень печалит, что сын-студент не может навестить своего отца, живущего где-то под Черниговом: «Сразу и украинский паспорт восстановят, и в армию загребут».
Но Донбассу крымчане очень сочувствуют и все сетования на российскую действительность заканчивают неизменно: «Ничего, главное – у нас не стреляют».