28.07.2015 05:48

Путь победителя

Роман Балашов, заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага, – о том, как испытания, пережитые народом во время репрессий, могут объединить его в современных условиях. Важным шагом к этому новому этапу в общественной жизни страны призвана стать конференция, посвященная соловецким новомученикам и исповедникам.

– Эта конференция логично вытекает из тех задач, которые поставил святейший Патриарх Кирилл, когда он говорил о Соловках как о центре изучения опыта новомучеников и исповедников.

Роман Балашов во время торжеств на СоловкахСоловки – место, которое нам Господь оставил, вернее, нам Господь явил, если мы говорим об истории XXI века, как место величайших страданий, но через эти страдания – и величайшего христианского подвига. То количество новомучеников, которые дали Соловки, мы можем сравнить лишь с временами, когда христианство только зарождалось и когда была такая же богоборческая власть в лице Римской империи. Тогда христиане совершили подвиг: предпочли принять мученическую смерть, нежели отойти от идеалов Бога. И на Соловках мы имеем такой же уникальный сплав веры и страданий. От этого соединения рождается наша вера, наша молитва.

Сегодня у нас есть уникальная возможность прочувствовать Божественную энергию, которая пронизывает каждую пядь соловецкой земли. Когда Патриарх сказал, что Соловки должны стать именно таким местом, то речь шла не о том, чтобы это была только история – хотя это тоже важно. Но чтобы это была история, которая шла бы бок о бок с верой и несла мощный позитивный заряд для нашей страны.

Абсолютно очевидно, что Россия вне православия обречена, она не сможет существовать. И опыт советский это как раз четко доказал.

Соловецкий лагерь не был первым концентрационным лагерем, но именно он стал символом мужества, страданий и подвижничества.

И мы в рамках этой конференции открываем очень большой пласт общественной жизни: как через опыт новомучеников осмысливать тему репрессий. Когда эта тема возникла в 1980–1990-х годах, начали искать палачей и жертв, требовать, чтобы потомки одних покаялись перед потомками других.

И это разъединяло общество. Как же переосмыслить и прийти в новое качество восприятия этого огромного пласта нашей общей жизни, нашей истории? Для меня ответ абсолютно очевиден – это должно произойти через осмысление вершины, какой и является подвиг новомучеников. Без новомучеников и исповедников соловецких не было бы и Победы в Великой Отечественной войне.

Когда власть буквально на коленях стояла, обращаясь за помощью к людям, мы получили тот колоссальнейший подъем, который позволил сломать фашистскую машину. Но что заставило людей брать оружие и идти защищать страну, хотя многие были репрессированы, раскулачены? Они защищали не просто Советский Союз, а большое пространство родной земли, освященное испокон веков православием, они защищали свое Отечество.

Сразу после конференции, которая посвящена опыту новомучеников и исповедников, на Соловках идет большое мероприятие, посвященное соловецким юнгам. Притом мы специально не планировали, чтобы эти два мероприятии прошли одно за другим. Так сложилось, вернее, можно сказать, что так помыслил Господь. Когда мы говорим о феномене Соловков – здесь ничего случайного не бывает. И не случайно оказались рядом подвиг духовный и подвиг военный.

Важный объединяющий момент Соловков – эта земля стала местом страдания для представителей всех конфессий и сословий дореволюционной и послереволюционной России. Важен подвиг каждого конкретного человека – он самоценен. Сейчас для нас самой яркой и уникальной фигурой оказалась фигура Созерко Мальсагова. Он был блестящим офицером, примерным семьянином, человеком, который остался верным присяге. Оказавшись в Соловецком лагере, не пал духом – ему удалось бежать оттуда. Это редчайший случай. Мы спрашиваем себя: через что нам укреплять единство российской нации? На мой взгляд, лучше всего – через подвиг конкретного человека.

Что же помогло Мальсагову выжить? Это вера, это правильное отношение к своему долгу офицера и к такому понятию, как честь горца. И уникальный сплав качеств в этом человеке стал удивительным мостом, который соединил Архангельскую область и Ингушетию.

Получилась мощная скрепа.

Сейчас важны именно такие скрепы, которые объединяли бы всю нашу страну.

Для нас очень ценно также, что когда мы обратились к Русской православной церкви с предложением о том, чтобы в рамках этой конференции, которая носит ярко выраженный православный характер, сделать целый блок, посвященный Мальсагову, мы встретили стопроцентное понимание.

Как сказал наместник Свято-Преображенского монастыря отец Порфирий: «Это же наш Созерко». Для него как для человека, который молится обо всех, кто прошел этот архипелаг, он свой, он соловецкий. То, что мы объединили в рамках одного мероприятия потомков узников соловецкого лагеря – православных, мусульман, представителей других конфессий, – дает, на мой взгляд, возможность говорить о переходе в другое качество понимания прошлого.

А это очень важный фундамент для понимания того, как строить будущее.

Господь каждому человеку дает возможность пройти свой путь, и каждый проходит его как может, как умеет. Опыт Мальсагова говорит о том, что его путь был пройден не просто достойно, но и с гордо поднятой головой.

Самое главное – это путь победителя. Созерко Мальсагов был победителем при жизни, остался победителем и после своего ухода. И стал ярким примером, на котором нам самим надо воспитываться и воспитывать тех, кто идет за нами.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.