1 июля в Коряжме состоялось очередное заседание Постоянно действующего совещания по социальноэкономическому развитию юга Архангельской области. Дискуссионной площадке, созданной в свое время по инициативе тогда еще председателя совета директоров ОАО «Котласский ЦБК» Захара Смушкина и поддержанной экс-губернатором Анатолием Ефремовым, в этом году исполняется 15 лет.
Как отмечалось на встрече, с каждым годом диапазон вопросов, включаемых в замдиректора«Архангельскавтодор» Денис Кулижников, министр ТЭК и ЖКХ области Игорь Годзиш, директор "Илим» в Коряжме Валерий Антонишинповестку дня, становится шире, а диалог – продуктивнее Впервые участвовавший в заседании министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области Игорь Годзиш сказал, что в перспективе на этой же площадке может состояться интересный разговор о развитии биоэнергетики в регионе. Игорь Викторович передал пожелания заместителя губернатора по инфраструктурному развитию области Алексея Алсуфьева, который уже бывал в Коряжме и принимал участие в подобном совещании, что постоянный диалог по лесопользованию и развитию дорожной сети должен продолжаться, поскольку он необходим и области, и муниципалитетам.
Импортозамещение. Что можем?
Одна из центральных тем обсуждения – импортозамещение – продиктована политической ситуацией. Как отметил директор филиала Группы «Илим» Валерий Антонишин, в условиях санкций это важный вопрос не только для страны в целом, но и для любого промышленного предприятия в отдельности, хотя комбинат в Коряжме в меньшей степени испытывает проблемы, поскольку львиная доля его ресурсов – отечественного производства.
Примером того, как решается вопрос импортозамещения, может служить проект, реализованный Группой «Илим» совместно со швейцарской компанией «Омия» (Omya) в рамках приоритетного инвестиционного проекта «Большая Коряжма». На промплощадке комбината построены два завода, обеспечивающие новое производство химически осажденным мелом (PCC) для выработки офисной и офсетной бумаги и гидрокарбонатом (GCC) – для нанесения поверхностных слоев мелованной бумаги.
Напомним, инвестпроект стартовал в 2008 году со строительством завода нейтрально-сульфитной полуцеллюлозы и завершился пуском БДМ-7 и автономной меловальной установки в 2013-м. Большие средства инвестированы в развитие лесозаготовительного комплекса ЦБК.
– Все, что мы выпускаем на новом производстве, вы видели на экскурсии, – отметил Валерий Антонишин.
– И все это напрямую относится к теме импортозамещения, поскольку та же мелованная бумага раньше не производилась в России, а сегодня мы уже закрываем пятую часть российского рынка и планируем развивать производство дальше.
В этом году задача филиала – выпустить 45 тысяч тонн мелованной бумаги, а в следующем – еще больше.
При этом общий объем товарной продукции, выработанной коряжемским филиалом Группы «Илим» в 2014 году, превысил 1,2 миллиона тонн. Специалисты предприятия активно работают над снижением себестоимости продукции и нагрузки на экологию, отдавая предпочтение передовым технологиям. Перспективы, которые открываются перед компанией на российском рынке, легко представить в цифрах: Россия обладает 20 процентами всех лесных запасов, при этом производит всего около двух процентов мирового объема продукции ЦБП, а ввозит такой же продукции из-за границы – на 10 млрд долларов в год.
– Все это можно и нужно производить в России, обеспечивая людей рабочими местами, повышая эффективность производства, осваивая новые технологии, – подчеркнул Валерий Антонишин.
Одна из предпосылок развития для Группы «Илим» – наличие лесосырьевой базы.
Древесина в Коряжму традиционно поступает из ряда районов Архангельской, Вологодской и Кировской областей, Республики Коми.
Удобная транспортная инфраструктура позволяет развивать коммуникации с клиентами – отправлять продукцию как по железной дороге, так и автотранспортом.
– Мы все больше делаем упор на автомобильные перевозки, поскольку это гарантия гибкости и надежности логистики, более высокой сохранности картона и бумаги в пути до потребителя, – отметил Валерий Валерьевич.
Участники совещания во время экскурсии на производстве офисной, офсетной и мелованной бумагиПродукция коряжемского комбината уходит в более чем 50 стран мира. Поскольку Украина, один из основных партнеров в прошлом, все чаще показывает неплатежеспособность, компания переключается на новые рынки сбыта в других частях света, где коряжемская продукция достойно конкурирует. В то же время около 50 процентов товарной целлюлозы, картона и бумаги реализуется на российском рынке.
И это большой плюс для производителя, поскольку есть возможность плотнее работать с потребителями в части повышения качества, улучшения логистики и так далее.
– Еще один наш плюс – это поддержка со стороны региональной власти, сегодняшняя наша встреча – лучшее свидетельство, – отметил Валерий Антонишин в заключение. Он предложил главам районов поделиться своим опытом в части импортозамещения, имея в виду прежде всего решение вопросов снабжения населения продовольствием.
Пока нечем похвастаться, признали главы, ссылаясь на необходимость серьезных расчетов и экспертно-аналитической работы в этом направлении. В то же время глава МО «Красноборский район» Владимир Рудаков сообщил, что «поддержка предпринимательства в этом вопросе чувствуется»: «У нас есть небольшой задел, пройден первый этап на получение гранта для строительства новой фермы в районе». Предполагается, что к концу года новое предприятие заработает. А глава МО «Котласский район» Светлана Бральнина с сожалением отметила, что всего 40 процентов сельхозугодий района используются по назначению, а число сельхозпредприятий уменьшилось.
– Несмотря на то, что государством был взят путь на ускоренное импортозамещение в продовольственной сфере, я считаю, что ни Котласский, ни Красноборский район сегодня не в состоянии вернуть позиции, которые были, например, в 1985 году, – сказала Светлана Николаевна. – Я посмотрела статистику: у нас в районе в это время действовало 10 крупных хозяйств и поголовье скота составляло 18 тысяч. На сегодня поголовье скота – 2300 голов, работают всего два крупных частных предприятия.
Однако перспективы развития продовольственного вопроса все же существуют.
Отмечалось, что государство заинтересовано в укреплении крестьянских фермерских хозяйств в глубинке – люди выигрывают гранты, приобретают технику и семенной материал, хотят развиваться, да и база в районах сохранилась. Следовательно, темы для продолжения разговора найдутся. Участники совещания сошлись во мнении, что с приглашением регионального министра сельского хозяйства дискуссия на актуальную тему может получить развитие применительно к южным районам области.
Лес – основа всего
Ежегодная потребность коряжемского комбината в лесном сырье составляет свыше 4 млн кубометров, из них примерно 40 процентов заготавливает и транспортирует лесной филиал Группы «Илим». Его директор Дмитрий Пахомов доложил совещанию об итогах работы в 2014 году и перспективах на 2015-й.
Потребности в сырье на текущий год не меняются (при реализации инвестпроекта удалось снизить потребление лесного сырья на тонну готовой продукции ЦБП с 4,4 куб. м до 4 куб. м): основные объемы древесины производство получает из южных районов Архангельской области, а также Вологодской, Кировской областей и Республики Коми.
– Если сравнивать прошлый и нынешний годы, то мы несколько снизили свою расчетную лесосеку в южных районах области, но это связано с окончанием срока действия договоров, – отметил Дмитрий Пахомов. – Надеюсь, ситуация исправится, мы планируем дополнительно закрепить 270 тысяч кубов расчетной лесосеки в Верхнетоемском, Красноборском и Ленском районах. Соответственно вырастет и объем платежей за лесфонд.
Дмитрий Александрович кратко остановился на основных характеристиках мощностей лесного филиала. Сегодня в его парке 26 современных харвестеров, которые показывают самую высокую производительность в области. Среднесписочный харвестер заготавливал в 2014 году около 74,5 тысячи кубометров леса, а рекорд достиг 92 тысяч.
Растет показатель производительности на единицу техники – растут и доходы работников. Средняя зарплата в лесном филиале в текущем году достигла 40 тысяч рублей. При этом уделяется огромное внимание безопасности и условиям труда в лесной делянке. Как отметил директор, поставлена задача ориентироваться на новые рубежи.
– Мы хотим оставаться в этом сегменте лидерами и идем по пути программы «Илим Эволюция», которая предполагает внедрение современных инструментов производственной эффективности, – сказал Дмитрий Пахомов. – Если брать в сравнении с комбинатом, то наши люди не отстают по количеству и качеству идей, направленных на развитие культуры производства и совершенствование производственных процессов, что, безусловно, радует.
Дорожный вопрос
Директор лесного филиала остановился на теме дорожного строительства, которая является для Группы «Илим» одной из приоритетных, поскольку львиная доля лесного сырья доставляется на комбинат автотранспортом.
Причем 2,4 млн кубометров (52 процента) везут из районов Архангельской области.
Поэтому компания заинтересована в поддержании дорог общего пользования сразу на нескольких направлениях южного куста.
Если в прошлом году на строительство и содержание технологических дорог и мостовых переходов в Северо-Западном регионе Группа «Илим» выделила 187,3 млн рублей (построено 192,5 км дорог и три моста), то в текущем году сумма достигнет 200 млн рублей.
– Объем дорожного строительства останется на уровне прошлого года, но будет увеличена доля летних дорог с отсыпкой, – отметил Дмитрий Пахомов. – Кроме того, будет построено три крупных моста. В частности, 98-метровый мост через Уфтюгу в Красноборском районе. Для нас это новый опыт строительства мостового перехода такой протяженности.
Подрядчик проверенный, это ДПМК «Вилегодская».
Надеюсь, у нас все получится и тем самым мы снизим социальную напряженность в поселке Комарово, который остается весной и осенью отрезанным от цивилизации.
Практика показывает, что технологические дороги Группы «Илим» активно используют население и муниципалитеты как в Архангельской области, так и в соседних регионах. В конце концов при успешном долевом участии власти и бизнеса «летники» и «зимники» становятся трассами общего пользования. В полной мере это относится и к технологической понтонной переправе комбината через Вычегду.
Подсчитано: примерно четверть (23 процента) из 184 тысяч проездов в 2014 году носили социальный характер (скорая медпомощь, личный транспорт пенсионеров).
Дмитрий Пахомов назвал проблемные участки дорог общего пользования, которые сегодня стали сдерживающим фактором для снижения производственных затрат по транспортировке лесного сырья на комбинат.
Три ключевые задачи: стопроцентное асфальтирование шести километров дороги между поселком Вилегодск и деревней Шевелево на направлении Коряжма – Сыктывкар, ремонт дороги Ядриха – Удима (39 км) и ремонт дороги Заболотье – Сольвычегодск – Яренск (15 км возле понтонной переправы, в перспективе эта же дорога может быть оптимизирована за счет спрямления участка возле деревни Слободчиково). И еще одно перспективное направление – строительство дороги Коряжма–Комарово (56 км).
Ответное слово взял заместитель директора ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Денис Кулижников. Он сразу отметил, что асфальтирование участка возле Вилегодска перенесено на 2018 год. Это вызвало немедленную реакцию главы МО «Вилегодский район» Ивана Дементьева: – Приграничное положение нашего района требует, на мой взгляд, более ответственного отношения к вопросу. Предлагаю внести в протокол заседания решение о переносе сроков на 2016–2017 годы, поскольку в районе смонтирован асфальтобетонный завод. Не исключено, что он уже во второй раз может остаться без внимания, если до 2018 года сменятся приоритеты и дорога не будет достроена.
Главы лесообеспечивающих районов из Республики Коми, Лузского района Кировской области и директор лесного филиала Группы «Илим» Дмитрий Пахомов поддержали коллегу, назвав этот участок жизненно важным для всех территорий.
В то же время глава МО «Город Коряжма» Валерий Елезов напомнил о колоссальной нагрузке на улицу Архангельскую, по которой ежесуточно идет более трех тысяч единиц транспорта, в том числе множество большегрузов, разбивающих дорожное покрытие, а средств на восстановление нет. Денис Кулижников на это сообщил, что в ближайшие годы на региональных дорогах будет устанавливаться автоматический весовой контроль и за счет платежей за разрешение на проезд муниципалитеты смогут получать средства на ремонт дорог.
Денис Александрович согласился с просьбами и чаяниями глав, однако напомнил, что у дорожников приоритеты уже расставлены, а планы и средства – определены: – Согласно поручениям президента страны все региональные трассы должны быть приведены в нормативное состояние за счет ремонта, а строительство новых дорог удвоено.
Он подробно рассказал о том, какие дороги будут отремонтированы и построены вновь в текущем году, а также в ближайшие два года. Также Денис Кулижников познакомил участников совещания с государственной программой «Развитие транспортной системы Архангельской области в 2014–2020 годах», которая может быть в дальнейшем скорректирована.
Отмечалось, что в этой программе нет строчки о строительстве автомобильного моста через Вычегду.
Кулижников напомнил, что экспертная оценка проекта, которая состоялась недавно, обозначила примерную стоимость моста в 2,8 млрд рублей. При этом на всю региональную сеть ежегодно выделяется около 3,6 млрд, естественно, что сегодня предметно говорить о возведении такого серьезного объекта не приходится. Зато можно с удовлетворением отметить завершение ремонта проблемного участка дороги между Коряжмой и Ильинско-Подомским, финальная точка в котором будет поставлена в октябре. На перспективу запланированы ремонт других участков трассы Котлас – Коряжма – ИльинскоПодомское, крупный ремонт дороги Усть-Вага – Ядриха, разработка проекта и начало строительства объездной дороги Котлас – Коряжма.
Денис Кулижников отметил многолетний позитивный опыт сотрудничества областного дорожного агентства с Группой «Илим» в части расстановки приоритетов и активного участия в содержании дорог общего пользования. Он сказал, что подобная практика разработки и заключения соглашения сейчас ведется с предприятиями группы «Титан», чей большегрузный транспорт также оказывает существенное влияние на состояние покрытия региональных дорог.
О долгах ЖКХ
В рамках постоянно действующего совещания состоялась еще одна важная встреча – министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области, руководства филиала Группы «Илим», города Коряжмы и МУП «ПУ ЖКХ».
Обсуждали возможности реконструкции городских тепловых сетей и водоканализационного хозяйства и огромную задолженность города перед комбинатом.
Как отметил Игорь Годзиш, удалось посмотреть ситуацию, складывающуюся между поставщиками тепловой энергии в лице компании и потребителями города Коряжмы, и варианты решений, чтобы разрешить долги.
Министр высказал надежду, что между поставщиками тепло- и энергоресурсов и потребителями в городе будет найдено взаимопонимание.
Он обещал поддержку со стороны министерства ТЭК и ЖКХ. В том числе будет рассмотрен вариант участия Коряжмы в будущих конкурсах на получение федеральной поддержки проектов реконструкции инженерной инфраструктуры.
– Если федеральный бюджет предусмотрит средства на 2016 год, то будем считать, что Коряжма – в приоритете при рассмотрении вопросов федеральной помощи для реконструкции тепловых сетей и водоканализационного хозяйства, – отметил министр.
В заключение участники пожелали команде Группы «Илим» успехов в развитии, поскольку в этом залог процветания юга области и региона в целом.