Приятель, который летел из Москвы в Архангельск накануне праздника, рассказал, что вместе с завтраком, как и положено, им выдавали освежающие салфетки. На салфетке – дизайнерская находка – российский флаг, плавно перетекающий в георгиевскую ленточку. Наверное, по принципу: так пусть же они все утрутся!
В эти дни редкое издание не написало о своих находках в деле применения символики, связанной с празднованием 70-летия Победы. Водка, перевязанная георгиевскими ленточками, – самый невинный пример.
Но почему мы это делаем? Думаю, что все же не нарочно, не для потехи или издевательства, как полагают многие коллеги, которые в эти дни написали о том, какое применение получают символы Победы. Хотя часто это здравым смыслом не объяснить, конечно. Но здравый смысл и чувства – разные вещи.
Знакомая кладет в тарелку кусок торта с фрагментом ордена Отечественной войны. И приговаривает: – Вот так мы тоже приобщаемся к Победе. Гляди – съедим по кусочку, у нас тоже победа будет.
Наверное, так в детстве мы съедали килограммами цветки сирени, у которых было «нештатное» количество лепестков. На счастье! Что говорить, как были язычниками, так и остались.
А мне попался кусочек торта с постаментом памятника, на котором глазурью выгравировано: «1941– 1945». А вокруг – такими милыми завитушками взбитые сливки. Надгробие со сливками – это даже для язычников слишком. Но ведь какой-то специально обученный дизайнер разработал этот эскиз, ктото ответственный его утвердил, а потом технологи приняли и воплотили постамент в креме, сливках, шоколаде и прочих помадках. Вот такой вкус победы...
Сейчас активно идут споры: нужен ли специальный закон, регулирующий использование победной символики, георгиевских ленточек в частности? Но уже во многих организациях, связанных с обслуживанием, обязали работников носить правильно сложенные ленточки, а в некоторых грозились за ослушание лишить премии.
Не знаю, может быть, лучше от всей души зашнуровать ими кроссовки? Кто знает, возможно, у этого парня прадед тоже не очень чтил государственные символы, за что получил по полной, и первым погиб в штрафбате? И, может быть, он оттуда вовсе не грозит пальчиком своему потомку? Может, он считает, что не важно – как, а чтобы от души.
Или все же важно? Пьяные в дымину молодые мужики пьют пиво в песочнице, плюют тут же кости от рыбы и вообще плюют. Но ленточки у них правильные. И прохожие как-то не спешат делать замечание. Ведь наши мужики, они же чувства имеют! Из песни слов не выкинешь – они тоже наследники победителей.
Ленточка – это в наших реалиях еще и опознавательный знак: «свой» – «чужой». Надел ленточку – и уже ты как бы причастился к чему-то высокому. И как легко поднять градус патриотизма – больше ленточек, больше своих. И они множатся – на тортах, собачках, кошечках, куклах Барби вместо платьиц... Мы как будто хотим что-то выкрикнуть всему миру. Но зачем? Лучше, чем сделали наши деды-прадеды в 1945-м, у нас не получается пока...