Какие документы для подписания договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вправе требовать у клиента страховая компания? И что делать, если она отказывает клиенту в оформлении полиса?
Г.И. Нестеров.
г. Архангельск
Отвечает заместитель управляющего Отделением по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России Григорий Бондаренко: – Порядок заключения договора ОСАГО определяется Гражданским кодексом, федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П).
Согласно закону об ОСАГО гражданин для заключения договора обязательного страхования должен представить страховой компании заявление о заключении договора (форму заявления можно найти в Интернете, в том числе на сайте Российского союза автостраховщиков), паспорт или иной удостоверяющий личность документ, свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо), документ о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение или копию водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством, диагностическую карту со сведениями о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности.
По общему правилу для заключения договора ОСАГО нужно представлять страховщику оригиналы документов. Но, если это уже не первый договор гражданина с данной страховой компанией и у компании нет информации о неактуальности сведений, указанных в копиях документов, страховщик не вправе требовать от клиента их оригиналы.
Чтобы не давать страховщику формальный повод для отказа заключать договор ОСАГО, рекомендуем максимально формализовать общение с ним.
Например, передавать документы по описи с отметкой об их получении или в присутствии свидетелей.
Кроме того, факт получения страховщиком документов можно доказать, отправив их по почте с уведомлением о вручении почтового отправления и описью вложения, приложив заверенные копии необходимых документов. Страховщик обязан в течение 30 дней со дня получения документов принять решение о заключении договора либо об отказе и уведомить об этом заявителя.
Обратиться с обоснованной (желательно документально подтвержденной) жалобой на действия страховщика можно в Отделение по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России (163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 3) или через интернет-приемную Банка России (www.cbr.ru/ IReception).