Валентина Сырова – председатель городской Думы Архангельска. Раньше, когда звучало ее имя, возникала первая ассоциация – а, которая так хорошо и молодо выглядит! Теперь такая идентификация уже не актуальна, и не потому, что Сырова стала выглядеть иначе. Здесь у нее завидная стабильность.
Просто ее стали оценивать по другим качествам – деловым – в таком широком смысле слова. Потому что работа председателя городской Думы – это еще какое непростое дело, особенно сейчас – во время реформ.
– Валентина Васильевна, вы давно гуляли по городу?
– В выходные. Стояла хорошая погода, я решила прогуляться и была в шоке: вокруг столько окурков, мусора.
– У нас город почему-то традиционно грязный. И почему-то сделать здесь ничего нельзя, особенно много говорим об этом каждую весну.
– Конечно, можно и нужно упрекнуть городские власти, управляющие компании в том, что они недорабатывают. И все же – давайте начнем с себя. Посмотрите, что делается вокруг многих общественных зданий, некоторых торговых центров – кругом те же окурки, пакеты, бумага от упаковок, а ведь везде стоят урны. Думаю, в первую очередь надо чтобы что-то поменялось в наших головах, тогда и в городе будет значительно чище.
– Наверное, это как в доме: когда грязно, люди перестают следить за собой. Такая цепная реакция. А ведь Архангельск такой прекрасный город…
– Город, безусловно, прекрасный. И люди, которые в нем живут, добрые, светлые, мудрые и очень терпеливые.
– Но так уж исторически сложилось, что народ «ждет милости» от власти, особенно от той, которую он избрал. Что называется, я за тебя проголосовал – ты мне должен!
– Знаете, все же мнение людей меняется, люди начинают понимать, что от них что-то зависит. Особенно, когда речь идет об их доме, дворе, подъезде, квартире. Они начинают бороться за свою территорию, за свой подъезд. И у многих это получается. Но надо еще уяснить и такой принцип: услуга управляющей компании – это то же самое, что буханка хлеба в магазине. Если ты за нее заплатил, обязательно должен получить. Когда мы это поймем, тогда управляющие компании будут работать на нас, а не мы на них. И такое понимание постепенно приходит. Просто для нас это новый опыт.
– Это то, что называется местное самоуправление, которое мы пока по-хорошему не можем постичь ни умом, ни сердцем. Может, ситуация поменяется, когда завершится его нынешняя реформа?
– Не факт, что она изменит что-то существенно. Бюджет, скорее всего, останется тот же, прежде всего он традиционно идет на исполнение социальных обязательств – это наша первоочередная задача. А все остальное финансирование, в том числе и дорог, пойдет так же, как и сейчас, – по остаточному принципу. Реформа местного самоуправления началась с принятия федерального закона от 27 мая 2014-го, но уже в феврале 2015 года в данный закон внесены изменения, определяющие возможность нового способа избрания главы муниципального образования. Предусматривается, что глава муниципального образования может возглавить местную администрацию, что и правильно – у кого деньги, тот и главный. Он решает проблемы города, а мы его контролируем. И чтобы не получилось так, что он занимается помойками города, а тут сидит некто, как говорится, важный-трехэтажный и какие-то себе баллы зарабатывает. Но не исключено, что в закон внесут и другие корректировки. Время покажет…
– Такой человек есть на примете?
– Специалисты, хорошо разбирающиеся в городском хозяйстве, это, к сожалению, редкость. Их надо учить. А вообще очень много будет зависеть и от того, насколько этот человек будет грамотным, опытным и уважаемым. И «уважаемый» – здесь ключевое слово. Важно, чтобы он мог выстроить работу с горожанами, региональной властью и местными депутатами. Нам всем предстоит большая подготовительная работа, чтобы жить в новых условиях. Федеральный закон принят, его надо исполнять.
– Любая реформа – это одновременно и эксперимент. А он может получиться или не получиться. Это только жизнь покажет.
– Понятно, что этот путь мы должны пройти, чтото отлаживая уже в процессе. Но в таком раскладе было бы тогда логично губернаторов не избирать, а назначать. Потому что за городского управляющего люди спросят и с губернатора тоже. И пусть уже бы, как прежде, выстроилась властная вертикаль, тем более что сейчас к президенту очень большое доверие. Во всяком случае, мне кажется, это было бы логично, когда столько и политической, и экономической напряженности вокруг.
– Сейчас одна из самых острых городских проблем – расселение из аварийного жилого фонда. Как она решается?
– Конечно, аварийное и ветхое жилье – это большая боль города. В XXI веке люди живут в домах с туалетами прямого падения. И живут в них люди в основном самые незащищенные. Судебных исков много. Но и тут есть нюансы. Когда мы их проанализировали, оказалось, что у 60 процентов тех, кто их подал, есть другое жилье, иногда даже не одна квартира. А у 40 процентов – вообще ничего нет. И им надо дать жилье в первую очередь. Но перед законом все они равны. Значит, надо менять закон, ждем, что его примет Госдума.
– А есть ли свои идеи, как за счет собственных ресурсов изменить ситуацию?
– Есть. Вот один из примеров. В Архангельске в 2011 году городскими депутатами принята адресная Программа развития застроенных территорий, в рамках которой уже заключено 17 договоров на участки для застройки. По договорным условиям застройщики осуществляют расселение жильцов из домов, подлежащих сносу на данных территориях. Но в основном эта программа работает в центре города. Таким образом, бизнес участвует в решении этой проблемы.
– Еще у нас есть «заколдованный транспорт»… Хоть сколько повышай тариф – ничего не меняется.
– Основная задача – упорядочить работу перевозчиков. С этой целью в Архангельской городской Думе создана рабочая группа, в которую входят представители правительства области, мэрии, прокуратуры, ГИБДД, профессор САФУ. Серьезной проблемой на сегодня является деятельность так называемых нелегальных перевозчиков, которым достаточно получить лицензию и выйти на маршрут, не участвуя в конкурсе. К сожалению, такая ситуация не только у нас, в других регионах она порою стоит еще жестче.
Архангельское областное Собрание депутатов на февральской сессии приняло обращение к председателю Государственной Думы РФ Сергею Нарышкину о необходимости скорейшего рассмотрения и принятия проекта федерального Закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам».
Это позволит принимать организационные меры в сфере транспортного обслуживания населения, направленные на обеспечение наиболее качественного и комфортного предоставления гражданам соответствующих услуг.
– А муниципальный транспорт у нас еще остался?
– Да, с 2009 года закуплено 46 автобусов большой вместимости (марка ЛиАЗ). Ежедневно на линии направляются 22 автобуса. Как правило, это те маршруты, которые частники не берутся обслуживать. Я считаю, что муниципальный транспорт в городе необходим.
– Как вы думаете, с вводом такого гиганта, как «Титан-арена», потребность города в торговых центрах уже исчерпана?
– Думаю, да. А вообще время все расставит по местам. Но сейчас такие центры дают рабочие места, платят налоги. Бизнес сейчас у нас социально ответственный, за счет него решаются очень многие проблемы, в том числе социальные. Появляются новые возможности для горожан – на той же «Титан-арене» открылся прекрасный крытый современный каток – и у горожан есть выбор, куда идти покататься на коньках: или во Дворец спорта профсоюзов, или в «Титан-арену». Также в одном из центров появился мини-зоопарк, что дает новые возможности для отдыха детям и их родителям. Конечно, хотелось бы, чтобы развивалось производство, чтобы САФУ стал по-настоящему градообразующим предприятием, чтобы к нам приезжали, а не от нас уезжали.
– Но вы, например, не уехали, хотя, кажется, собирались?
– Вы знаете, я здесь дома. Муж у меня бывший военный летчик. Был момент, когда мы решили переехать к моим родителям в Курскую область. Мы поселились в очень хорошем ухоженном городе, квартиру сняли напротив пруда и парка, встали на очередь – мужу полагалась квартира как военнослужащему. Но мы там прожили ровно две недели – успели только разобрать контейнеры. Я не смогла! Даже не знаю, с чем это связано. И многие из наших знакомых, бывших военных, уехавших отсюда, возвращались обратно.
– Но, наверное, к родителям тянет, там же родной дом…
– Здесь мой дом. К нам в гости сюда едут родственники. У нас здесь дети, внуки здесь.
– Сколько уже внуков?
– У дочки три сына, а у сына родилась дочка.
– Вы не уехали – привыкли, скажем так. А почему ваши дети остались? У них уж точно была возможность уехать.
– Да, была, в том числе и за границу – там дочка училась. Но мы очень хотели, чтобы наши дети жили вместе с нами, чтобы мы постоянно общались с ними и видели, как растут внуки.
– А может, прежде всего в этом дело? Иногда родители эмоционально как бы выталкивают детей – уезжай, ищи лучшую долю.
– Конечно, от настроя родителей очень многое зависит. Но нашим детям нравится, их никуда не тянет. Дочка здесь вышла замуж, воспитывает детей. А сын сейчас занял мое место в бизнесе. У него категорическая позиция – я хочу здесь жить.
– Значит, он продолжает ваш семейный бизнес. Тогда у него есть мотивация здесь жить и работать. А это тоже пока еще новый опыт для нашей страны в целом…
– Когда мы создавали бизнес, не было никакой поддержки, влиятельных родственников. Мы всего добились сами. И, конечно, своим делом в нашей семье дорожат.
– Вы живете в городе, который вам по душе, рядом с вами ваши дети и ваши внуки…
– С детьми и внуками мы общаемся почти каждый день, хотя живем отдельно. Мы остались одной семьей. Для нас это очень важно…
– Наверное, это и есть полнота жизни в самых разных проявлениях. Хотелось бы, чтобы подобная история была у многих семей, живущих в городе, из которого не хотелось бы уезжать…
– Я верю, что наш город будет жить и развиваться и что он будет по-настоящему родным домом для всех, кто в нем живет…
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО
КСТАТИ
Депутаты готовы внести первые изменения в бюджет областного центра
Сегодня проходит сессия Архангельской городской Думы
В повестке дня: вопрос «О внесении изменений и дополнений в городской бюджет на 2015 год», отчет за 2014 год председателя городской контрольно-счетной палаты Николая Сметанина, отчет о выполнении прогнозного плана приватизации муниципального имущества за 2014 год и внесение изменений в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства...
Также городские депутаты примут решение по вопросам, связанным с ТОСами Архангельска.
Самый важный, на наш взгляд, вопрос – это первые изменения и дополнения в бюджет 2015 года. Как сообщает пресс-служба Думы, проект решения предусматривает увеличение доходов и расходов для департамента городского хозяйства мэрии Архангельска. Деньги пойдут на реконструкцию проспекта Обводный канал – от улицы Шабалина до улицы Смольный Буян, на строительство стадиона в детско-юношеской спортивной школе № 6, на обеспечение земельных участков коммунальной и инженерной инфраструктурой для строительства многоквартирных домов по улице Цигломенской и прочее.
Кроме того, увеличены бюджетные ассигнования на реализацию муниципальной программы «Развитие города Архангельска как административного центра Архангельской области» – речь идет о капитальном ремонте Ленинградского проспекта на участке от Окружного шоссе до улицы Белогорской, улицы Белогорской и улицы Силикатчиков.
Сейчас там, если ехать со стороны Малых Корел в центр города, постоянно образуется автомобильная пробка.
Бюджетный вопрос подробно обсуждался на совместном заседании профильных комиссий, и у депутатов он вызвал ряд вопросов. В частности, председатель городской Думы Валентина Сырова обратила внимание: ассигнование
вышеупомянутых мероприятий происходит за счет того, что сняты средства с ремонта одной из центральных улиц города. Чем это обусловлено? Директор департамента городского хозяйства Владимир Плюснин пояснил: есть предложение снять девять миллионов рублей с ремонта проспекта Советских космонавтов от улицы Розы Люксембург до улицы Воскресенской – ввиду того, что «запланированные деньги недостаточны для проведения полного капитального ремонта».
Заместитель председателя городской Думы Максим Корельский поинтересовался, какие есть перспективы ремонта проспектов Новгородского и Советских космонавтов и какие сроки завершения работ по реконструкции стадиона в Северном округе.
– У нас есть проект капитального ремонта дороги по проспекту Советских космонавтов от улицы Выучейского до Воскресенской, подготовленный в 2013 году и рассчитанный более чем на 173 миллиона рублей с заменой всех коммуникаций. Но ни на этот год, ни на плановый период 2016–2017 годов этих средств не предусмотрено. Поэтому вопрос откладывается до появления средств в бюджете на эти работы, – сообщил Владимир Плюснин.
Михаил МАСЛОВ