06.02.2015 14:08

Чайник для министров

В удачные дни рыбаки-любители вылавливают в Унской губе тонны наваги

готовы подарить участники «круглого стола», чтобы вернуть прибрежный лов наваги в Унскую губу

Вернуть в поморские села традиционный промысел – промышленный лов наваги в Унской губе – может только правительство России. К такому выводу пришли участники «круглого стола», проведенного в среду в администрации Приморского района. Темой были «Перспективы социально-экономического развития территории, расположенной вокруг Унской губы Белого моря».

«Круглый стол» администрация района собрала по просьбе экспертов «Агентства развития сельских инициатив» Светланы Копыловой и Иванны Лебедевой, изучающих ситуацию вокруг Унской губы по заказу комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Эксперты почти неделю работали в Архангельской области, несколько дней провели в национальном парке «Онежское Поморье», объехали все деревни, провели четыре схода и вот собрали вместе три десятка заинтересованных людей: представителей власти, руководителей национального парка, экологов, председателей рыболовецких колхозов...

Ясно, что основной темой обсуждения была возможность вернуть местным жителям их образ жизни – разрешить рыболовецким колхозам и впредь вести промышленный лов наваги. Этот промышленный лов становится уже притчей во языцех, причем речь идет всего лишь о вылове нескольких сотен тонн рыбы древними орудиями лова – рюжами. Промысел возможен три-четыре месяца в году, с октября по январь, когда навага заходит перед нерестом.

Напомним, что, когда в 2013 году, после почти двадцати лет подготовки, постановлением правительства РФ был создан национальный парк «Онежское Поморье», местные колхозники с удивлением и ужасом обнаружили, что в состав парка вошла вся акватория Унской губы. А по 33-му федеральному закону об особо охраняемых природных территориях, в национальных парках прибрежный лов и промышленный лов прямо запрещены. Все. Точка.

При долгих согласованиях границ парка как-то забылось, что на части его будущей территории существует Унский биологический заказник, что у рыболовецкого колхоза имени Калинина до 2025 года действует договор с Федеральным агентством по рыболовству о пользовании промысловым участком «Кутовая часть Унской губы».

Рыбаки забили тревогу осенью 2013 года, когда столкнулись с запретом на лов наваги. Мало того, что колхозы лишались заработка. Лов наваги – традиционный промысел местных жителей, часть их образа жизни. О том, что Унская губа вошла в национальный парк по ошибке и что колхозам надо вернуть возможность ловить навагу, председатель союза рыболовецких колхозов Архангельской области Андрей Заика рассказал президенту России Владимиру Путину на совещании в Архангельске 9 июня прошлого года. В результате президент поручил Минприроды совместно с Росрыболовством рассмотреть вопрос о возможности ведения промышленного лова наваги в пределах Унской губы Белого моря в срок до 1 октября.

Что там рассматривали министерства и агентство, нам неизвестно, однако известно, что за 2013–2014 годы жители деревень на Унской губе, руководители колхозов, администрация национального парка и руководство Архангельской области и Приморского района едва не перессорились, ища пути для взаимного счастья.

В этом смысле давешний «круглый стол» стал, пожалуй, первым опытом публичного конструктивного разговора. То есть совещание проходило горячо. Депутат областного Собрания Василий Гришин эмоционально рубил тезисы: – Национальный парк создавался для сохранения природного и культурного наследия. Если мы в ближайшие годы не решим проблему с промышленным рыболовством, мы потеряем образ жизни, сложившийся на Унской губе за 600 – 700 лет! Если не сможем вернуть промышленное рыболовство, надо закрывать национальный парк! Председатель колхоза имени Калинина Дмитрий Пименов привычно пересказывал предысторию о забытом заказнике и о действующем договоре на рыбопромысловый участок.

Директор национального парка «Онежское Поморье» Олег Продан тоже уже привычно говорил о том, как все-таки разрешить местным жителям ловить рюжами в качестве любительского или даже кустарного промысла через внесение изменений в правила рыболовства.

В ходе споров выяснилось, что, являясь пользователем рыбопромыслового участка, пусть и без возможности вести на них промышленный лов, колхоз имени Калинина несет ответственность за рыбаков-любителей, заполонивших Унскую губу, и за мусор, который они оставляют после себя.

Разрешения на посещение территории национального парка бесплатно и без ограничений выдает администрация парка. А вот путевки и даже платные путевки на любительскую рыбалку может и, наверное, должен выдавать пользователь участка – колхоз. Во время обсуждения этого аспекта деятельности Александр Белецкий , председатель региональной туристской ассоциации, прикинул на листочке, что если с тысячи рыбаков, собирающихся в иные дни на льду Унской губы, взять по 500 рублей, то полученного полумиллиона вполне хватит на уборку и вывоз пустых бутылок и прочей дряни. Национальный парк обещал помочь колхозу инспекторами...

Важно, что, поспорив на совещании и в кулуарах, люди начали договариваться. Выяснилось, что колхозникам не о чем спорить с парком. А районной администрации надо работать совместно с теми и другими. Туризм на особо охраняемой территории не заработает, пока его организацией не займутся местные туроператоры. И так далее.

Все собравшиеся сошлись на необходимости создания некоего совещательного органа, например – общественного совета национального парка. Во всяком случае, на последовавшем за «круглым столом» брифинге Олег Продан говорил словами депутата Гришина и председателя колхоза Пименова о необходимости промышленного лова наваги в Унской губе. Руководитель агентства по рыбному хозяйству Алексей Коротенков констатировал, что вопрос прибрежного рыболовства (именно так называется лов наваги колхозниками в Унской губе) не решен, но и не снят с повестки правительства области.

Дмитрий Пименов напомнил, что на «круглом столе» вопрос промышленного лова не был решен и что во время кризиса и под давлением санкций странно отказываться от своей свежей рыбы.

Участники «круглого стола» сошлись на том, что не в силах ни национальный парк, ни областные органы власти сами вернуть промышленный или прибрежный лов в Унскую губу. Видятся разные варианты. Можно заменить акваторию Унской губы аналогичной по площади территорией лесов, можно вносить изменения в правила рыболовства или в закон об особо охраняемых природных территориях.

Но все это – не в нашей власти. Олег Продан сказал, что готов прийти к Медведеву и объяснить ему ситуацию. Есть еще один вариант – надо, чтобы министр природных ресурсов России встретился с министром сельского хозяйства и чтобы они решили, как быстро и хорошо исполнить поручение президента. Участники «круглого стола» готовы подарить им чайник.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Павел КОНОНОВ