28.01.2015 07:22

Без права голоса

реабилитационный центр в Котласе

Продолжаем тему, связанную с детским реабилитационным центром города Котласа. Напомним, еще в декабре в редакцию обратились родители особых детей и рассказали о том, что с сентября в центре сократили группу дневного пребывания, в которой занимались их дети. («Мы кричим – нас не слышат», «ПС» от 13 декабря 2014 г.)

Вместо девяти часов ежедневных занятий родителям предложили услуги по реабилитации в группах кратковременного пребывания – по четыре часа. Так практически все дети с тяжелыми нарушениями развития оказались на домашнем обучении – в четырех стенах, а родители потеряли возможность работать.

После публикаций в «Правде Севера» благодаря активной позиции родителей, не желающих мириться с тем, что детей лишили возможности учиться и развиваться в комфортных условиях, история получила общественный резонанс. На защиту детей встал Союз общественных объединений инвалидов области, а в министерствах образования и социального развития по- обещали провести проверку.

В конце декабря стало известно о том, что в сентябре 2015-го в школе No 14 Котласа будет открыт класс для детей со множественными нарушениями развития. Впрочем, решение, которое можно было расценить как «шаг вперед», вызвало много вопросов. В итоге в середине января в Котласе состоялось заседание межведомственной комиссии, на которое пришли и родители детей-инвалидов. Но диалог почему-то опять не получился...

В работе комиссии принимала участие Елена Шинкарева, руководитель регионального правового центра Союза общественных объединений инвалидов. Мы попросили Елену Юрьевну поделиться впечатлениями от поездки в Котлас:

– Ситуация конфликта между руководством Котласского реабилитационного центра и группой родителей действительно серьезная и не может быть решена одной поездкой или встречей, – считает Елена Шинкарева. – Разрешение всех поставленных родителями вопросов – процесс, который потребует поэтапного и внимательного урегулирования, прежде всего с позиции прав и интересов ребенка. Пока сделаны только первые шаги.

Есть решение министерства образования и науки об открытии с будущего учебного года класса для детей со сложными и множественными нарушениями в школе No 14. Это значит, что дети, которые до этого обучались в центре, а в последнее время на дому, будут посещать школу. Однако много вопросов остается по поводу организации обучения и сопровождения детей, а также их медицинской реабилитации.

Обучение в реабилитационном центре было удобно именно с позиции его организации. На одной территории дети могли получить необходимые процедуры, позаниматься, отдохнуть. Теперь нужно будет продумывать организацию проезда детей сначала в реабилитационный центр, а после получения процедур и отдыха – в школу, домой.

И возникает много вопросов, ведь дети, о которых мы говорим, в основном передвигаются в кресле-коляске и не самостоятельно. Каким образом будет организовано сопровождение при поездках, в самой школе? Как это повлияет на возможность родителей работать в течение дня?

Межведомственного взаимодействия между учреждениями социальной защиты, здравоохранения и образования потребует и организация дружественной окружающей среды для детей. Как показал опыт, при прекращении дневного пребывания в центре возможность интеграции их в школьное обучение сомнительна – все дети, о которых шла речь, остались учиться на дому. Это свидетельствует о серьезной системной проблеме равенства возможностей для детей, имеющих сложные и множественные нарушения развития.

Вызывает беспокойство и отсутствие диалога между руководством реабилитационного центра, органами местного самоуправления и родителями. У меня сложилось впечатление, что взаимодействия и взаимопонимания нет совсем. Родители не привлекаются к участию в разработке реабилитационных программ в центре, у них нет «права голоса» при принятии решений о выборе формы получения услуг. Быть может, центру следует выстраивать отношения с родителями как с партнерами, а не только лишь как с получателями услуг?

«Нарушений не установлено»

В региональном министерстве труда, занятости и социального развития «Правде Севера» пояснили, что проверка деятельности ГБУ АО «Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» завершена – нарушения прав детей на образование и социальную реабилитацию не установлено.

Проверка проводилась представителями этого министерства, а также представителями министерства образования и науки Архангельской области, Котласской ЦРБ и Союза общественных объединений инвалидов.

«15 января 2015 года состоялась встреча специалистов с родителями, в ходе которой им была предложена следующая форма сопровождения: в одну половину дня дети обучаются в школе, в другой половине дня – получают реабилитационные услуги в Центре в группе кратковременного пребывания. Транспортное сопровождение детей из дома в школу и Центр при этом будет осуществляться на автобусе образовательной организации и Центра, – сообщается в ответе министерства. – В целях создания условий для обучения детей со сложной структурой дефекта на территории муниципального образования «Котлас» министерством образования и науки Архангельской области проводятся подготовительные мероприятия для открытия с 1 сентября 2015/16 учебного года класса-комплекта для детей с множественными нарушениями развития на базе специальной коррекционной общеобразовательной школы No 14.

16 января в администрации Котласа состоялось рабочее совещание с представителями, участвовавшими в проверке. Всем ведомствам рекомендовано организовать эффективное межведомственное взаимодействие по вопросам комплексного сопровождения детей с инвалидностью. В настоящее время для решения вопросов образования и реабилитации детей с инвалидностью создается межведомственная рабочая группа под руководством Екатерины Прокопьевой, заместителя губернатора по социальным вопросам».


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Редакция газеты «Правда Севера»