25 января в Архангельской областной библиотеке имени Добролюбова во второй раз прошел фестиваль восточной культуры «Мацури».
Порой кажется, что между старой и новой культурой азиатских стран лежит пропасть. Традиционный Восток – это созерцательные хокку, трудоемкая каллиграфия и медитативное оригами. А современный – электронная танцевальная музыка в стиле «korean pop» (жанр, возникший в Южной Корее), аниме и экстравагантные косплей-шоу.
Такая разная Япония
Этот водораздел на мероприятии между старыми и новыми Японией, Китаем и Кореей ощущался сильно. Это чувствовалось на примере аудитории фестиваля, в чьих рядах прослеживалось сильное расслоение на две подгруппы. Первую подгруппу составили родители с детьми и представители старшего поколения. Они отдали предпочтение спокойным и познавательным развлечениям из числа традиционной восточной культуры: японскому языку, каллиграфии и оригами. На мастер-классе по японской каллиграфии взрослые и дети, как прилежные ученики, писали свои имена при помощи иероглифов. А когда закончили, оказалось, что каждый из получившихся иероглифов значит какое-то определенное слово: «песня», «дракон», «любовь» или «мечта».
Вторую, более многочисленную и пеструю, подгруппу составили подростки и молодежь, которые на короткой ноге с современными японо-китайско-корейскими субкультурами: поклонники японской мультипликации и комиксов – аниме и манги, – любители кей-попа (аббревиатура от «korean pop») и специалисты в области косплея.
Побудь в моей шкуре
Косплееры – представители направления «косплей» – были, во всех смыслах, самыми яркими участниками мероприятия. Как направление косплей возник в Японии среди поклонников аниме и манги. Косплееры – это люди, которые занимаются воплощением в жизнь образов персонажей кино, комиксов, мультфильмов, аниме. Они практикуют реинкарнацию без всякой мистики: с помощью воображения и портновских навыков. Косплейщиц в фойе второго этажа Добролюбовки я узнала сразу. Во-первых, по очереди из желающих с ними сфотографироваться. Во-вторых, их, в принципе, трудно не заметить.
– Мой псевдоним – Усаги цукино, – в переводе с японского – «Лунный кролик», – рассказала косплейщица Мария Салтанова , одетая в роскошное белое платье с кринолином, в кудрявом розовом парике с завитой челкой.
– Я сейчас в костюме Юфемии, принцессы Британии, из аниме «Код Гиас», – поведала Мария. – Я делала его около полугода. На ткань ушло очень много денег. Тысяч шесть, наверное. Юбки шила сама. Я учусь на портного. Пайетки приклеивала. Челку желатином укладывала.
Мое внимание привлекли две роковые женщины: одна – в черной коже и латексе с головы до пят, и другая – в щеголеватом алом фраке с полосатыми манжетами и кокетливом миниатюрном котелке.
Оказалось, что первая – Елизавета Бондаренко , – изображает женщину-кошку, а вторая – Ирина Сокольская , – владелицу бара и ведущую боев по имени Мокси из компьютерной игры «Borderlands».
– Вы здесь, наверное, единственные, кто представляет персонажей не из аниме...
– Раньше мы занимались косплеем только аниме-персонажей, но теперь решили расширить круг деятельности: взять героев из компьютерных игр, фильмов, книг, – рассказала Ирина. – Так гораздо интереснее. К тому же мы можем не замыкаться на уже придуманном персонаже, а создать так называемый «ориджинал», разработать своего собственного персонажа. – То есть, это для вас...
– Это творчество, полет фантазии! – подхватила Ирина. – Это такая эйфория, когда ты вышел, показал свое дефиле, и уходя, слышишь яркие аплодисменты... – Чувствуешь себя царем и богом, – подытожила Елизавета.
– А это увлечение дорогостоящее?
– Косплей – очень дорогое удовольствие, – сказала Ира.
– Но при желании даже студент может себе его позволить, – добавила Елизавета. – Надо просто знать, где искать.
Оказалось, девушки в косплее уже не новички. Ирина занимается им с 2010 года, а Елизавета – около шести лет. По их словам, в Архангельской области есть несколько сообществ любителей косплея и танцев в стиле «кей-поп».
– Естественно, первые наши косплеи были куда попроще, поскромнее, – затараторила Ира, – они были малобюджетными. Со временем мы начали расти как косплееры, оттачивать свое актерское мастерство. Многих из нас косплей заставил перебороть свою лень, встать с дивана...
– Встать на высокие каблуки, – вставила словечко Елизавета. – Да, выпиливать катаны и другое оружие, – продолжила Ирина, – клепать доспехи, мастерить крылья, наносить тонны макияжа и особенно шить. Если косплеер не может себе позволить купить костюм, то он учится шить. Кстати, все, что на девушках надето, действительно сшито своими руками. За исключением корсета, уточнила Лиза.
– Кого бы вы хотели изобразить в будущем?
– Наш следующий проект будет по супергероям вселенной комиксов «Марвел», – сказала Лиза.
– Я буду женской версией Тора, – рассказала Ира. – А я – капитаном Америкой, – добавила Елизавета.
– Это мой любимый супергерой. Я хочу отдать ему дань, а потом отправить фото актеру Крису Эвансу, который сыграл его в кино.
– А по каким, вообще, критериям вы выбираете себе персонажей?
– Если подходить к косплею более качественно, то выбранный персонаж должен соответствовать твоему типажу, – объяснила Ира.– Потому что косплей – это не только макияж, прическа и костюм, это еще и вживание в роль. В каждом персонаже находишь что-то свое, его тоже надо отыграть, прочувствовать. Бывает, идешь с подругой в кино на какой-нибудь фантастический фильм, смотришь на героя и понимаешь: «Вот он, мой следующий косплей!» Я лично свою жизнь не представляю без косплея. Да, может, я одного персонажа буду делать целый год, но это того стоит.
– Это такой отдых от рутины, от будней! – поддержала Лиза. – Когда ты постоянно на работе, на учебе, а потом думаешь: «Хм, а я ведь могу быть супергероем!»