В архангельском старинном особняке открылась выставка «Стеклянная рапсодия», на которой представлены предметы из стекла XVI – начала XX веков. В основном это посуда западноевропейского производства, есть и российского императорского завода, но – меньше.
Изюминка выставки – высокий венецианский бокал конца XVI века, то есть эпохи географических открытий и битв за превосходство на морях каперов, корсаров и государственных флотов разных стран.
Большинство предметов этой выставки, в том числе венецианский бокал, принадлежат частному владельцу из Архангельска. Читателям нашей газеты Александр уже знаком – мы рассказывали о его коллекции фарфора, предметы из которой были показаны на прошлой выставке в особняке. И вот нынче – стекло. О том, как стала складываться его «стеклянная» коллекция, Александр от наших читателей скрывать не стал.
Нет коллекционеров, нет рынка
– Этот бокал я купил не в Венеции, – рассказал коллекционер, – хотя он произведен именно из венецианского стекла, а в Швеции, на аукционе. Конечно, художественное стекло для коллекционеров имеет ценность только тогда, когда предмет целый, без изъянов. Это музейщикам интересны даже черепки и сколы. А с XVI века сохранить хрупкий предмет в целости довольно трудно – он может пройти через множество рук и путешествовать по разным странам. И, если вы заметили, этот бокал в каком-то веке реставрировали, на ножке у него есть серебряная вставка.
– Я так понимаю, вы основу своей коллекции покупали в Европе. А что, в России совсем нет рынка старинного стекла?
– Да, получилось так, что основные мои приобретения из Европы. В России этот рынок очень небольшой – все в руках коллекционеров и музеях. Правда, как-то мне удалось купить вазу из мозерского стекла в России, но это случай. А вот предметы российского императорского завода, конечно, у нас остались. Однако они редкие и очень дорогие.
– А российское бутылочное стекло? Разве у нас не осталось пивных и водочных бутылок прошлых веков?
– Остались, и даже с наклейками. Они, кстати, тоже представлены на открывшейся выставке, но это предметы утилитарные, бытовые. Я же собираю вещи редкие, высокохудожественные, которыми изначально или вообще не пользовались, или пользовались очень мало, да и то по великим праздникам. Можно сказать, предметы роскоши, статуса владельца.
– В Архангельске совсем нет рынка антикварного стекла?
– Пару раз мне попадались стоящие вещи, но это было лет десять назад. Для того чтобы здесь был выбор, нужны люди, которые разбираются в старинном стекле. А это такая же редкость, как венецианский бокал. Впрочем, настоящие коллекционеры стекла в России мне тоже встречались, но не в Архангельске. Вот коллекционеры икон здесь, на Севере, есть, и это очень разбирающиеся в этом виде искусства люди. Мой знакомый из Вологды, например, имеет одну из лучших в России, а может, и в мире, коллекцию медных эмалевых икон.
Только не «Фери»!
– Может, вы собираете предметы целенаправленно, допустим, какого-либо мастера?
– Нет. Так ничего не получится. У меня прибавляется к коллекции примерно один предмет раз в год-два. А если целенаправленно собирать стекло какого-либо завода или мастера, то уйдет гораздо больше времени. Разумеется, мастеров-граверов по стеклу или стеклодувов очень ценили во все времена и вели учет их изделий в специальных книгах. Например, на выставке показан стакан «Тайная вечеря» из богемского стекла, выполненный в сложной технике – гравировке по стеклу. Имя мастера известно, это Антон Симм. В 1830 году он до мельчайших деталей перенес знаменитое полотно Да Винчи на стекло. Сами понимаете, имя мастера – это качество.
– Стекло имеет свойство «стареть» – цветное и художественное стекло не исключение. Как вы его сохраняете?
– Если стекло еще не помутнело, то лучше эти предметы лишний раз не трогать – это первое. Второе, на него не должны попадать прямые солнечные лучи. И влажность в помещении, где эти вещи хранятся, должна быть нормальной. – А чем вы его моете, если не «Фери»? – Да что вы! Мыльным растворчиком от силы, ведь тогдашние вещи не были рассчитаны на столь агрессивную бытовую среду.
– Значит, вы из венецианского бокала вино не пьете?
– Нет, конечно. Для чего? Чтобы почувствовать себя венецианским дожем? Эта вещь, как и многие другие в моей коллекции, произведение искусства с момента его создания, а не бокал, из которого пьют.
– Скажите, а что на ваш взгляд легче собирать – художественное стекло или ваши любимые фарфоровые шоколадницы?
– По насыщенности рынка? Наверное, фарфор.
– А может, вы еще что-то коллекционируете? Какую еще от вас выставку ждать?
– Ну-у, например, старинные фарфоровые статуэтки европейских заводов. Их у меня в коллекции достаточно, можно набрать на выставку. Однако я не занимаюсь организацией выставок, это дело музейщиков, в частности хозяйки старинного особнячка Марины Чаневой. Но если она скажет, с удовольствием передам эти фигурки для выставки.
Про стекло и утюги
– Александр, вы у себя дома окружены удивительно красивыми вещами, многие из которых можно отнести к шедеврам. А вам никогда не хотелось идти от обратного и для равновесия собирать, допустим, чугунные утюги?
– Вот уж нет. Любой коллекционер должен для себя определить, что ему собирать, и идти только по выбранной дорожке – утюги так утюги, фарфор так фарфор. Если он будет «разбрасываться», так ему ни знаний не хватит, ни самой жизни. Ведь коллекционирование – это на всю жизнь. Знаете, что испытывает коллекционер, найдя стоящую вещь?
– Наверное, счастье. А жалеете ли вы о каких-нибудь вещах?
– О тех, которые в свое время упустил на аукционе. Одно утешает – они попали к коллекционерам, а значит, в хорошие руки. Поиск вещи в чем-то сравним с охотничьим инстинктом. Торги на аукционе вызывают настоящий мужской азарт: ты должен победить! Например, те стаканы с бисером на выставке, тоже из моей коллекции, я приобрел исключительно на аукционе.
– Я понимаю, что выставка из частной коллекции – своего рода просветительство. А вы не пробовали выпустить цветной каталог к выставке, чтобы у посетителей осталось вещественное воспоминание, а то, может, предметы из вашей выставки широкий зритель никогда больше и не увидит. Или это дорогостоящее дело?
– Нет, почему же. Действительно, по уму – так к каждой выставке надо бы выпускать по каталогу. Но у меня физически нет времени этим заниматься...