13.12.2014 10:43

Домашние дети, домашние родители

Семья Карасовых выбрала семейное обучение

С каждым годом в Архангельске все больше семей выбирают домашнее образование. С чем это связано и что оно дает самим детям?

Моя собеседница Наталья  Карасова угощает имбирным чаем с пышным манником и домашним малиновым  вареньем. С нами чаевничает  ее старшая дочка – шестилетняя Ника, густо поливая  пирог вареньем. Младшая, двухлетняя Маша, спит.

– Я не хожу в садик, потому что там молочным супом  кормят, – отрезает Ника  дальнейшие расспросы о ее  опыте хождения в детский  сад. 

Более того, Ника не пойдет и в школу – так решили ее родители. Нет, без образования она не останется. На самых что ни на есть законных основаниях родители могут заменить общепринятое школьное образование иными формами.  Карасовы выбрали домашнее дистанционное образование через экстерн-офис. 

Специальный образовательный сайт, зарегистрированный в Новосибирске, размещает обучающие программы, экзамен по основным предметам проводится с помощью скайпа и сканирования письменных работ.

На первый взгляд это выглядит как-то несерьезно в плане получения знаний. На второй – в голову лезут всевозможные «а как же?»: «А как же общение? Праздники?  1 сентября? Физкультура наконец?» Об этом мы и разговариваем. 

Начнем с того, что Наталья Карасова работает в гимназии, преподает английский, немецкий и экономику. Этот факт развеял сомнения насчет уровня знаний, который получит ее дочка, обучаясь дома. Тем более что Вероника еще до вступления на путь начального образования умеет читать, писать, прекрасно рассуждать и, как сама выразилась, «частично знает английский». Значит, мама-педагог просто возьмет функции учителя начальных классов на себя?

– Ничего подобного, – удивила меня Наталья. – Никакого усаживания за стол и сорокаминутного урока не будет. Зачем устраивать школу дома? Дети должны изначально получить установку, что учиться интересно, а не сложно, но нужно.  И большую часть знаний они должны получать самостоятельно. При этом неважно, педагог родитель по образованию или нет. 

По словам Натальи, существует исследование, подтверждающее, что для освоения программы первого класса с ребенком необходимо заниматься от одного до четырех часов в неделю. А обучение – оно ведь разное.  Посчитать машинки за окном. А сколько из них красных? Прочитать объявление на автобусной остановке.  Пойти с мамой по делам и учиться общаться с разными людьми.

Значит, пятидневная учеба да по четыре урока в день – это, мягко говоря, перегруз? Тем более что в начальной школе немало времени уходит на всевозможные организационные моменты: сядьте, встаньте, постройтесь по росту, не шумите... Наталья рассказала, что в августе ее приятельница (вовсе не педагог по образованию) начала проходить со своим ребенком программу первого класса как раз через экстерн-офис.  А уже в ноябре мальчик без особых усилий сдал все экзамены за первый класс и перешел во второй. 

– Мы выбрали экстернат не по каким-то идеологическим соображениям. Просто это удобно, – объясняет Наталья. – Это экономия времени, позволяющая заниматься нашей семье тем, что нам интересно, что нравится.  В кругу друзей Натальи Карасовой детей-домашников уже немало. Поэтому недостатка общения, считают их мамы, дети не испытывают. К Наталье приходят в гости подруги с детьми, или она ходит к ним. Пьют чай, пекут козули, что-то обсуждают. Например, сейчас мамы увлеклись фотографией. Дети в это время играют.  Кроме того, все дети посещают минимум два дополнительных занятия. У Ники – хореография, шахматы, художественная школа.

– Я вовсе не супермама и не занимаюсь с утра до вечера детьми, – признается Наталья. – Заметьте, современные дети практически не умеют себя заинтересовать сами. В садике это делает воспитатель, потом – учитель. Поэтому, когда наступают выходные, приходит ребенок к маме и говорит: «Мне скучно». У моего ребенка много свободного времени, поэтому она учится его самостоятельно организовывать. 

Один из главных плюсов внешкольного обучения, по мнению моей собеседницы, – естественный ритм усвоения материала. Ребенку что-то интересно, а что-то не очень.  Есть гуманитарии, а есть технари. В таком неспешном ритме, да еще и под руководством мамы всегда проще развивать сильные стороны ребенка.  Естественно, что семейное обучение предполагает, как минимум, свободный рабочий график для мамы.  Это как раз из философии семьи Карасовых, которая главной ценностью считает время, проведенное вместе, интересно и с пользой. 

В больших городах детей переводят на домашнее образование тоже из экономии времени, правда, другого: хорошие школы находятся далеко, и дорога до них «съест» полдня. У нас такие школы, может, и в пределах досягаемости, но дети тоже заняты в них с утра до вечера. Родители, как загнанные, на работе. Для общения – короткие выходные. А вот есть семьи, самые обычные, живущие в многоэтажках, где все по-другому. Где не боятся хотя бы на период начального образования не встраиваться в вертикаль и жить, экономя время для радостного семейного чая с пирогом.

КОММЕНТАРИЙ

Положительных  результатов  больше,  чем неудач

Директор средней общеобразовательной школы  No 20 Архангельска Юлия  Лозиняк:

– В Архангельске наша  школа является опорным  учреждением для детей, чьи  родители выбрали семейную форму обучения. В прошлом учебном году таких  детей было 28, за лето 12  из них вышли на школьное  образование. В этом году  на семейном обучении 17  детей. С каждым годом их  становится больше. 

Причин, по которым родители отказываются от  школьного образования, несколько, и спектр их широкий. Кто-то решается на такой шаг от хорошей жизни,  кто-то – от плохой. В любом  случае родители должны  осознавать, что они берут на  себя тяжелый ежедневный  труд по обучению своих  детей. Школа, за которой  ребенок будет закреплен,  не учит и не консультирует.  В школу, к учителю дети  приходят по индивидуально  разработанному графику  для подтверждения своих  знаний, то есть для тестовых испытаний.

Очевидно, что семейное  обучение наиболее успешно в начальных классах.  В среднем звене, старших  классах добавляются новые  предметы, требуются лабораторные занятия. Наш пятнадцатилетний опыт работы  с детьми, обучающимися  дома, показывает, что положительных результатов  все же больше, чем неудач.  Допустим, если ребенок не  освоил программу какого-то класса, мы должны  перевести его на школьное  образование в тот класс,  программу которого он не  освоил. Таких второгодников у нас не было.

Но проблемы у этой формы обучения есть. Допустим, родители не обязаны  сообщать причину, по которой выбрали семейную  форму. Могут скрыть диагноз ребенка. И когда на  тестовом испытании педагог  видит, что ребенок болен и  не может освоить программу, мы тактично обсуждаем  проблему с родителями. Бывает, что родители предъявляют к детям завышенные  требования – пройти программу класса за полгода.  Или очевидно, что повзрослевшему ребенку необходима социализация. Но все  мамы и папы желают детям  добра, поэтому чаще всего  выход из ситуации бывает  найден.

Есть у этой формы и финансовый вопрос. На федеральном уровне он не  урегулирован, платить родителям за семейное обучение или не платить – решает  регион. В бюджете области в  2014 году средств на это не  предусмотрено. В Москве и  Питере родители детей, выбравших семейную форму  обучения, получают деньги. 


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ПОНОМАРЕВА. Фото Николая Гернета.