02.12.2014 08:29

Если древесина бесхозная – значит, ворованная

Фото Павла Кононова

Новый федеральный закон No 415 вносит изменения в Лесной кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Некоторые его положения начинают действовать с 1 января 2015 года.

В Архангельске прошло выездное совещание по вопросам реализации федерального закона № 415. На нем собрались руководители многих лесозаготавливающих и лесоперерабатывающих предприятий области, лесхозов, представители МВД, таможни и других силовых структур. Перед участниками выступил один из разработчиков закона – заместитель гендиректора ФГУП «Рослесинфорг», руководитель постоянно действующей рабочей группы по реализации федерального закона №415 Александр Мариев.

Закон об изменениях в Лесной кодекс был принят 28 декабря 2013 года, а последние положения вступят в силу только 1 июля 2015-го. Выполняя указания премьер-министра РФ «не кошмарить бизнес», не стали вводить и нормы, и ответственность одномоментно. Разработчики сделали так, что первые полгода вступления норм за их несоблюдение не наступает административная ответственность.

– Первоначальное поручение было разработать антибраконьерский закон, – сказал Александр Мариев. – Но логика любого незаконного лесозаготовителя – легализация древесины и получение денег от переработчика. В новом законе впервые древесина признана товаром. В старом кодексе мы говорили о лесонасаждении, было необходимо поймать браконьера у пня, а на дороге древесина становилась фактически легальной. Новый закон возводит экономическую основу для борьбы с незаконными рубками. Причем ответственность возлагается не только на предпринимателей, но и на органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Закон касается оборота необработанной древесины и содержит четыре центральных пункта. Во-первых, вводится обязательность учета всей срубленной древесины. Государство впервые более чем за 20 лет выдвигает такое требование в законодательстве. Второе: введено требование сопроводительного документа, с которым производится перевозка древесины. Это не обычная накладная, а особый вид документа, который обязателен при перевозке, но при том не является документом строгой отчетности. Третье: закон обязует подавать декларацию при переходе древесины от собственника к собственнику. Эту декларацию должны подавать и продавец, и покупатель в течение пяти дней после заключения сделки, но не позднее чем за день до перевозки. Декларация существует только в электронном виде. В-четвертых, закон вводит информационную систему учета древесины и сделок с ней ЕГАИС. В ней собирается информация о заготовленной, купленной и проданной древесине, а также об экспортированной древесине ценных пород – дуба, бука и ясеня.

Кроме того, закон запрещает продажу древесины, заготовленной для собственных нужд. Это, как отметил Александр Мариев, как раз самая легкодоступная и самая интересная для нелегальных лесорубов древесина. Физическому лицу, приобретающему лес для себя, декларацию подавать не надо, сопроводительный документ на перевозку тоже не требуется, но легальность древесины должна подтверждаться договором купли-продажи. С 1 января 2015 года необходимо учитывать всю срубленную древесину, а ценные породы – дуб, бук и ясень – при экспорте маркировать поштучно. Лесная декларация подается в электронном виде. С нового года наступает административная ответственность за перевозку древесины без специального сопроводительного документа.

И все же главный предмет регулирования – это сделки с древесиной, а не транспортировка. Государство желает знать в любой момент, кому принадлежит древесина на каждом этапе ее движения. Если древесина где-то лежит бесхозная – это незаконная, ворованная древесина. Нельзя продать древесины больше, чем ее было заготовлено. С 1 июля 2015 года если кто-то кому-то продает древесину, то и продавец, и покупатель обязаны декларировать сделку. Участники заседания задавали больше вопросов, касающихся реализации закона. В каких-то лесхозах не хватит работников, чтобы наладить учет леса по новым правилам, в каких-то лесничествах после обеда бывают проблемы с Интернетом. Непонятно, как быть с лесом, выросшим на землях сельхозназначения, закон не определяет четко его собственника.

Если сопроводительный документ может быть только в бумажном виде – что будет, если продавец выдаст его, а водитель «потеряет» или заявит, что «не получал»? На совещании заготовитель предложил выдавать документ в двух экземплярах, закон это не запрещает. Пока не до конца урегулирована перевозка леса по железной дороге. До конца года Рослесхоз планирует провести совещание с ОАО «РЖД», чтобы железнодорожники принимали новые сопроводительные документы.

Александр Мариев отметил, что «бардак в лесу начал сокращаться». Крупные лесопереработчики перестали покупать древесину из категории «заготовлена для собственных нужд». Та древесина, которая не нужна бабушкам, теперь не выходит на рынок. Рассказал разработчик закона, как полиция в одном из регионов проверяла наличие сопроводительных документов на перевозку леса (они должны быть уже с 1 июля текущего года, но ответственность за отсутствие наступит с 1 января). Из 70 остановленных машин документы были только в тридцати, однако в тринадцати они были заполнены с различными ошибками. А до 1 января времени остается совсем не много.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Виктор ТЕРНОВ