30.10.2014 14:32

Бич города и как с ним бороться

Фото Павла Кононова

Вчера в информагентстве  «Двина-Информ» прошел  «круглый стол» с пугающим названием: «Испытание автобусом: тесно,  дорого, страшно». Любой  архангелогородец сразу поймет, о чем речь,  – конечно, о городском  транспорте. 

Лейтмотивом обсуждения  стала мысль, которую в той  или иной форме выразили  большинство участников:  надо что-то делать, чтобы  автобусы марки «ПАЗ» исчезли с городских улиц.  Первым делом слово дали  науке. Доцент института  энергетики и транспорта  САФУ  Михаил Марушкей рассказал, как в 2013 году  студенты и преподаватели  его кафедры обследовали  городские автобусные маршруты и выявили две главные  беды нашего пассажирского  автотранспорта: несоответствие транспортных средств  условиям города и пробки на  дорогах. Америк, кстати, не  открыли. 

Начальник отдела автомобильного транспорта и  дорожной инфраструктуры областного агентства по  транспорту  Олег Мишуков  напомнил, что еще в 2009– 2010 годах город, участвуя в  федеральной программе, закупил 46 автобусов «ЛиАЗ».  Большинство из них сейчас  простаивает. И несмотря  на специально созданное  муниципальное автотранспортное предприятие, на 44  архангельских маршрутах  работают больше 30 частных  фирм-перевозчиков. «Сегодня «пазики» – бич города», –  сказал Олег Владимирович и  привел невеселую статистику. За девять месяцев этого  года в области произошло  52 ДТП с участием автобусов, в которых пострадали  люди. Из этого числа 32  происшествия – в областном  центре. И большинство – по  вине водителей этих самых «пазиков».

Начальник областного  управления госавтодорнадзора, главный госинспектор  Илья Пинаевский уверен,  что корень зла кроется в плохой организации перевозок.  Одно из серьезнейших нарушений – несоблюдение режима труда и отдыха водителей.  Их просто эксплуатируют,  особенно предпринимателичастники. Чтобы заработать  побольше, они вынуждены  крутить баранку не по сменам, а с утра до вечера, да  еще и выходные норовят  прихватить. Илья Владимирович предложил выпускать  перевозчиков на маршруты  только через конкурсы, с  определенными условиями  организации перевозок.

– Конкурсы у нас проводятся еще с 1999 года,  – возразил госинспектору  начальник отдела транспорта  и связи мэрии Архангельска  Андрей Попов . И объяснил,  почему стоят «на привязи»  закупленные пять лет назад  «ЛиАЗы»: слишком дороги  в эксплуатации. Если себестоимость проезда в «пазике» как раз укладывается  в нынешний тариф – 18 рублей, то во вместительном  «ЛиАЗе» он должен быть 35  рублей. Но, как подчеркнул  чиновник, мэрия предлагает  установить тариф, не повышая цену на билет, но предусмотрев дотацию предприятию из областного бюджета.  – Еще год-два, и от «пазиков» все равно придется  уходить, – пророчил депутат  городской Думы  Дмитрий  Акишев . Формула успеха, по  мнению депутата, выглядит  так: все-таки компенсация  из бюджета города и области  (городской пассажирский  транспорт везде дотационный) плюс большая политическая воля.  Потом выступали перевозчики.

Индивидуальный  предприниматель  Вера Дурандина  (20 «пазиков»,  маршрут No 64), совершив  экскурс в недалекую историю становления рынка  частных автоперевозок в  Архангельске, признала, что  сейчас люди жалуются не на  высокую стоимость проезда,  а на его качество. По мнению бизнес-леди, областная  власть регулирует тариф с  оглядкой на малоимущее  население, в то время как  большинство пассажиров  могут зарабатывать и хотят  ездить нормально.  И чтобы обеспечить им  эту возможность, тариф  надо все-таки поднять. И  не на 2–3 рубля, а хотя бы  до 25. Тогда и зарплату водителям можно прибавить  до 60 тысяч рублей.

Начальник транспортного отдела ЗАО «ТК «На  Окружной»  Владимир Леонов сообщил, что убытки  его предприятия от перевозки «Икарусами» составляют миллионы рублей в год. А все из-за  низких тарифов, которые  ничего не окупают. Практически вторил ему представитель МУП «АПАП-1»  Александр Ситков : да, все  дело в недостатках законодательства и тарифной  политики.  Представителя Федерации профсоюзов Архангельской области  Сергея  Сергиевского больше заботит оплата труда водителей автобусов. Сейчас  она зависит от выручки,  отсюда – гонки за пассажиром, аварийность,  травмы... И с кадрами на  предприятиях проблема:  уходят профессионалы,  приходит молодежь, но  системы стажировки, обучения – нет.

В общем, в который уже  раз говорили о том, что до  боли знакомо каждому,  – долго и заинтересованно. Обсуждали условия  конкурса для перевозчиков, возможность введения  электронной системы оплаты проезда, подробно перечисляли, какая стоимость  проезда в других городах  и дают ли там субсидии  из бюджета, предлагали  активно и сообща бороться  с перевозчиками-нелегалами... 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила АСЮТЧЕНКО.