Вчера в информагентстве «Двина-Информ» прошел «круглый стол» с пугающим названием: «Испытание автобусом: тесно, дорого, страшно». Любой архангелогородец сразу поймет, о чем речь, – конечно, о городском транспорте.
Лейтмотивом обсуждения стала мысль, которую в той или иной форме выразили большинство участников: надо что-то делать, чтобы автобусы марки «ПАЗ» исчезли с городских улиц. Первым делом слово дали науке. Доцент института энергетики и транспорта САФУ Михаил Марушкей рассказал, как в 2013 году студенты и преподаватели его кафедры обследовали городские автобусные маршруты и выявили две главные беды нашего пассажирского автотранспорта: несоответствие транспортных средств условиям города и пробки на дорогах. Америк, кстати, не открыли.
Начальник отдела автомобильного транспорта и дорожной инфраструктуры областного агентства по транспорту Олег Мишуков напомнил, что еще в 2009– 2010 годах город, участвуя в федеральной программе, закупил 46 автобусов «ЛиАЗ». Большинство из них сейчас простаивает. И несмотря на специально созданное муниципальное автотранспортное предприятие, на 44 архангельских маршрутах работают больше 30 частных фирм-перевозчиков. «Сегодня «пазики» – бич города», – сказал Олег Владимирович и привел невеселую статистику. За девять месяцев этого года в области произошло 52 ДТП с участием автобусов, в которых пострадали люди. Из этого числа 32 происшествия – в областном центре. И большинство – по вине водителей этих самых «пазиков».
Начальник областного управления госавтодорнадзора, главный госинспектор Илья Пинаевский уверен, что корень зла кроется в плохой организации перевозок. Одно из серьезнейших нарушений – несоблюдение режима труда и отдыха водителей. Их просто эксплуатируют, особенно предпринимателичастники. Чтобы заработать побольше, они вынуждены крутить баранку не по сменам, а с утра до вечера, да еще и выходные норовят прихватить. Илья Владимирович предложил выпускать перевозчиков на маршруты только через конкурсы, с определенными условиями организации перевозок.
– Конкурсы у нас проводятся еще с 1999 года, – возразил госинспектору начальник отдела транспорта и связи мэрии Архангельска Андрей Попов . И объяснил, почему стоят «на привязи» закупленные пять лет назад «ЛиАЗы»: слишком дороги в эксплуатации. Если себестоимость проезда в «пазике» как раз укладывается в нынешний тариф – 18 рублей, то во вместительном «ЛиАЗе» он должен быть 35 рублей. Но, как подчеркнул чиновник, мэрия предлагает установить тариф, не повышая цену на билет, но предусмотрев дотацию предприятию из областного бюджета. – Еще год-два, и от «пазиков» все равно придется уходить, – пророчил депутат городской Думы Дмитрий Акишев . Формула успеха, по мнению депутата, выглядит так: все-таки компенсация из бюджета города и области (городской пассажирский транспорт везде дотационный) плюс большая политическая воля. Потом выступали перевозчики.
Индивидуальный предприниматель Вера Дурандина (20 «пазиков», маршрут No 64), совершив экскурс в недалекую историю становления рынка частных автоперевозок в Архангельске, признала, что сейчас люди жалуются не на высокую стоимость проезда, а на его качество. По мнению бизнес-леди, областная власть регулирует тариф с оглядкой на малоимущее население, в то время как большинство пассажиров могут зарабатывать и хотят ездить нормально. И чтобы обеспечить им эту возможность, тариф надо все-таки поднять. И не на 2–3 рубля, а хотя бы до 25. Тогда и зарплату водителям можно прибавить до 60 тысяч рублей.
Начальник транспортного отдела ЗАО «ТК «На Окружной» Владимир Леонов сообщил, что убытки его предприятия от перевозки «Икарусами» составляют миллионы рублей в год. А все из-за низких тарифов, которые ничего не окупают. Практически вторил ему представитель МУП «АПАП-1» Александр Ситков : да, все дело в недостатках законодательства и тарифной политики. Представителя Федерации профсоюзов Архангельской области Сергея Сергиевского больше заботит оплата труда водителей автобусов. Сейчас она зависит от выручки, отсюда – гонки за пассажиром, аварийность, травмы... И с кадрами на предприятиях проблема: уходят профессионалы, приходит молодежь, но системы стажировки, обучения – нет.
В общем, в который уже раз говорили о том, что до боли знакомо каждому, – долго и заинтересованно. Обсуждали условия конкурса для перевозчиков, возможность введения электронной системы оплаты проезда, подробно перечисляли, какая стоимость проезда в других городах и дают ли там субсидии из бюджета, предлагали активно и сообща бороться с перевозчиками-нелегалами...