Какие бы ни были времена, надо исполнять решение суда. На том стоит служба судебных приставов.
Ирина ЕрофееваВ эти дни в Москве чествуют лучших сотрудников и ветеранов Федеральной службы судебных приставов со всей страны. Приближается их профессиональный праздник – 1 ноября. Знаком «Почетный работник Федеральной службы судебных приставов» будет награждена Ирина Александровна Ерофеева, старший специалист отдела судебных приставов по Соломбальскому округу Архангельска. Она и до этой награды была одним из самых титулованных сотрудников службы в нашей области: на форменном кителе – несколько ведомственных медалей. В 2010 году Ирине Александровне была объявлена благодарность президента РФ – за заслуги в укреплении законности, защите прав и законных интересов граждан, высокие личные показатели в служебной деятельности.
А пришла она на эту службу в далеком 1991-м, когда еще и службы-то как таковой не было. Были судебные исполнители при судах. Поэтому наша героиня может сравнить, как изменились за 20 с лишним лет долги, должники и ее непростая работа.
15 миллиардов за два месяца
– В общем-то в девяностые годы мы занимались тем же самым, что и сейчас, – возбуждали исполнительное производство, в случае неисполнения решения суда накладывали арест на имущество и так далее, – рассказывает Ирина Александровна. – Я пришла в Соломбальский районный суд Архангельска из Севгидромета. Три месяца проработала секретарем судебного заседания, а затем стала судебным исполнителем. Всего нас в суде было восемь – по одному при каждом судье. Если характер работы со временем не менялся, то о должниках этого не скажешь. Даже в лихие девяностые большинство из них были трудоустроены. Судебный исполнитель направлял исполнительный документ по месту работы – и сумма долга удерживалась из заработной платы. Правда, последнюю многим тогда не платили месяцами. Но в деле взыскания долгов это не считалось уважительной причиной для неуплаты: исполнять решение суда надо в любые времена.
С началом задержек зарплат резко увеличилось количество исполнительных производств. Было триста за весь год – стало по тысяче в месяц. И с тех пор нагрузка на взыскателей долгов только росла. Лишь по Соломбальскому машиностроительному заводу, когда у него начались трудности с выплатой денег работникам, было возбуждено несколько сотен исполнительных производств. Кроме зарплат, судебные исполнители взыскивали задолженности в пользу банков и других организаций.
– Сегодня таких производств тоже много, но в те времена суммы были очень большие. К примеру, в 1997 году мне надо было взыскать с одного ООО, которое занималось лесом, 15 миллиардов рублей задолженности перед банками, налоговой инспекцией и другими организациями, – вспоминает Ирина Ерофеева. – Пришлось разыскивать по лесозаводам области пиломатериалы и другое имущество должника. Это сейчас у нас есть специалисты, которые занимаются розыском. А тогда я сама объезжала эти лесозаводы. В результате огромный долг был полностью погашен. И довольно быстро – за два месяца.
От выселения до шубы
В 1997 году была создана Федеральная служба судебных приставов (а самому институту взыскания долгов в России через год исполняется уже 150 лет). Судебные исполнители отделились от судов, переехали в другие помещения. А главное – у них появился свой закон.
– В суде мы следовали лишь его ведомственным инструкциям, – отмечает Ирина Александровна. – С появлением специального закона «Об исполнительном производстве», который четко определял наши обязанности и полномочия, работать стало намного легче. Поначалу в отделе по Соломбальскому району было всего четыре сотрудника. Сегодня – больше двадцати. Соломбала, Маймакса, Сульфат – эта территория в службе судебных приставов традиционно считается непростой.
– Многие местные жители, к сожалению, остались без работы, – рассказывает наша героиня. – Заводы разорились и закрылись, у людей стали накапливаться долги по коммунальным платежам и кредитам. За 23 года Ирине Александровне довелось исполнять самые разные судебные решения. Тяжелее всего давались выселения. Но были и такие производства, которые у человека непосвященного вызывали лишь улыбку. Например, однажды суд распорядился шубу передать. Технически сегодня приставам работать проще, чем раньше: круг полномочий расширился, появились штрафы за неуплату, есть Интернет, который помогает разыскивать должников... А раньше постановление о возбуждении исполнительного производства под копирку писали в четырех экземплярах.
Но в психологическом плане их работа остается одной из самых сложных. И тут многое зависит от человеческих качеств судебного пристава.
– Что бы ни случилось, надо сохранять в себе доброту по отношению к людям, – уверена Ирина Александровна. – Вспыльчивый человек на нашей работе долго не продержится. Я всегда старалась с людьми договариваться, убеждать их, что лучше исполнить решение суда. И даже те, кто из принципа отказывались платить, в итоге со мной соглашались.
Коллеги в унисон отмечают отзывчивость Ирины Александровны.
– Она никогда никому не отказывает в помощи, – говорит старший специалист того же отдела Марина Коротяева. – Каждому, кто обратится с каким-то вопросом, уделит внимание и даст ценный совет. Говорят, именно поэтому руководство не отпускает опытного сотрудника на заслуженный отдых. Да она и сама, похоже, туда не стремится. Недоумевает: что дома-то делать? Хотя одной работой ее жизнь не ограничивается. Есть две дочери, одна из которых пошла по стопам мамы – стала судебным приставом, и две внучки. А еще Ирина Александровна всерьез увлечена рыбалкой. Ездит к морю на промысел камбалы, наважки и сорожки. Порой на удочке по три-четыре рыбины за раз вытаскивает. Отдохнет вот так – и снова за работу: договариваться с должниками и наставлять молодых коллег.
Татьяна ОРЕХОВА. Фото автора и из архива Ирины Ерофеевой
«От нас зависит вера в силу Закона»
Руководитель управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Дмитрий ЛАБАЗОВ:
– Первого ноября судебные приставы России отмечают свой профессиональный праздник. Дата выбрана не случайно. Точкой отсчета служит подписание 1 ноября 1865 года императором Александром II Положения о введении в действие судебных уставов. Судебные приставы, с которыми история российской государственности была неразрывно связана на протяжении многих веков, заняли достойное место в системе государственной службы.
Судебные приставы работают на особом, очень важном участке общественной жизни. В связи с тем, что служба является завершающей стадией судебного процесса, по результатам нашей работы граждане судят о деятельности всей российской правовой системы и об эффективности государства в этой сфере в целом. С начала года в результате работы судебных приставов Архангельской области в пользу граждан и государства взыскано 2 миллиарда 783 миллиона рублей. Мы вернули в казну государства, области и города более 281 миллиона рублей недоплаченных налогов. Кроме того, взыскано и перечислено в федеральный бюджет порядка 77 миллионов рублей исполнительского сбора. По постановлениям ГИБДД за 9 месяцев этого года нами взыскано 44,5 миллиона рублей.
Не могу не отметить и работу судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. С начала года ими обеспечена безопасность свыше 12 тысяч судебных заседаний, в суды доставлено почти три тысячи человек, а это значит, правосудие было совершено в разумные сроки. Более 50 тысяч раз судебные приставы по ОУПДС осуществляли защиту приставов-исполнителей во время совершения ими исполнительных действий.
От нас напрямую зависит вера граждан в силу Закона и авторитет государства. Поэтому коллектив управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области не останавливается на достигнутом, живет в постоянном развитии, ставит перед собой все новые, иногда амбициозные задачи.
Благодарю всех сотрудников за добросовестную службу. Желаю воли и упорства в реализации поставленных задач, неиссякаемой энергии, здоровья, счастья и благополучия в семьях!