29.10.2014 08:53

Мы не оставим Архангельскую область без рыбы

Треска и пикша, как говорят профессионалы, самая валютоемкая рыба. Она же — привычная часть нашего рациона. Я чувствую уверенность в завтрашнем дне, когда знаю, что в магазинах есть треска, и цена на нее не то чтобы неизменна, но предсказуема и посильна для семейного бюджета.
фото из архива ПСТ "Горск"
Трески и пикши в Архангельской области продается примерно 60 тонн в день

Треска и пикша, как говорят профессионалы, самая валютоемкая рыба. Она же — привычная часть нашего рациона. Я чувствую уверенность в завтрашнем дне, когда знаю, что в магазинах есть треска, и цена на нее не то чтобы неизменна, но предсказуема и посильна для семейного бюджета. Достаточно ли рыбы на рынке Архангельской области после приватизации Архангельского тралового флота?

Как Архангельский траловый флот исполняет обязательства по поставкам рыбы в Архангельскую область, сформулированные в акционерном соглашении при приватизации предприятия? Об этом мы спросили руководителя агентства по рыбному хозяйству Архангельской области Алексея Коротенкова.

— Согласно акционерному соглашению правительство региона, являясь акционером общества, вправе не одобрить сделки по продаже рыбопродукции за пределы Архангельской области свыше 75 процентов. Таким образом, Архангельскому траловому флоту рекомендовано доставлять и реализовывать не менее 25 процентов готовой товарной продукции (это около 14 тысяч тонн в год) на территории Архангельской области, они исполняют эту договоренность до килограмма, — сказал Коротенков. — Суда компании только за девять месяцев текущего года совершили около 18 судозаходов в порт Архангельск.

Суда ООО «Ягры» — также частый гость в родном порту, 11 судозаходов сделано на текущий момент, доставлено свыше двух тысяч тонн рыбы. Предприятия за годы работы создали береговую инфраструктуру, имеют собственные перерабатывающие мощности, точки торговли.

По словам Коротенкова, у правительства области есть полное понимание, как работают эти предприятия, какова отдача для региона от выделяемых им квот, которыми наделило их государство в свое время именно как предприятия, расположенные на территории прибрежного субъекта Российской Федерации.

Руководитель рыбного агентства добавил, что область обладает значительными объемами биоресурсов. Ежегодно выделяется порядка 140–150 тысяч тонн квот разных видов рыб, в том числе около 10 тысяч тонн составляют прибрежные квоты трески и пикши, из них до 80 процентов принадлежит рыболовецким колхозам области.

— В июле прошлого года вышло распоряжение правительства РФ № 1196, согласно которому рыбакам-прибрежникам было разрешено рыбу не только производить в охлажденном виде, как это допускалось ранее, но и замораживать, продолжает Алексей Коротенков. — Кроме того, доставку таких уловов стало возможно осуществлять не только на береговые рыбоперерабатывающие мощности, но и на территории прибрежных субъектов. Цель внесенных изменений — загрузка береговых рыбоперерабатывающих мощностей и насыщение рынков прибрежных субъектов РФ свежей рыбой.

На данный момент Минсельхоз России проводит анализ эффективности внесенных изменений. Задает вопросы прибрежным субъектам, какова отдача? К сожалению, аргументов в защиту в первую очередь рыболовецких колхозов мало. На 30 судозаходов по промышленной квоте в объеме свыше 15 тысяч тонн приходится один судозаход в объеме 300 тонн прибрежных квот. Не услышан был посыл, прозвучавший на состоявшемся весной этого года рыбхозсовете, где было рекомендовано доставлять прибрежные уловы трески и пикши в первоочередном порядке на архангельские рыбоперерабатывающие мощности и оптово-розничные точки торговли.

Конечно, можно покупать свою же рыбу, например, в Мурманске. Рыбаки-прибрежники говорят, что им невыгодно привозить ее в Архангельск, но при цене в 140 рублей за килограмм трески говорить об убытках неэтично. При этом хочется обратить внимание на те компании, которые осознают свою ответственность перед регионом и не задают подобных вопросов. По итогам года Минсельхоз России будет подводить итоги принятых решений. Все чаще обсуждаются подходы к распределению прибрежных квот. Очень хочу надеяться, что регион не потеряет свои ресурсы, а предприятия сделают правильные выводы, время еще есть, — добавил Алексей Коротенков.

Один из видных обладателей тех самых квот на прибрежное рыболовство — СПК РК «Освобождение» из мезенской деревни Койда. Недавно колхоз приобрел и оборудовал новый траулер серии «Ягры» получивший название «Койда 2».

Председатель колхоза Сергей Тучин не согласен с критикой Коротенкова:

— Мы, как и договаривались, возим рыбу в Архангельск, — говорит Тучин. — При нашей «прибрежной» квоте 2500 тонн мы везем в Архангельск ее десятую часть — 200–250 тонн автомобильным транспортом: гонять судно из района промысла в Архангельск — слишком большое плечо. Мы посчитали, что транспортировка рыбы из Мурманска в Архангельск автотранспортом добавляет к стоимости килограмма трески примерно три рубля на килограмм, а если гнать траулер разгружаться в Архангельск, то тот же килограмм трески подорожает на 20 рублей. Мало того что двое-трое суток занимает переход, но и стоимость портового обслуживания несопоставима. За вход-выход мы платим в Мурманске пять тысяч, а в Архангельске — семьдесят—восемьдесят. А на закупочную цену на рыбу мы повлиять не можем. Она одинаковая в Мурманске и в Архангельске.

— Мы не оставим Архангельскую область без рыбы, стараемся выполнять свои обещания, — сказал Сергей Тучин.

Нужна ли на рынке Архангельской области дополнительная рыба? Об этом мы спросили видного деятеля оптового рыбного рынка Сергея Михайлова.

— Любая рыба, любой продукт питания на нашем рынке нужен. Мы находимся на краю земли, в тупике, сюда не каждый готов поставлять продукцию. Мощностей для переработки и хранения рыбной продукции достаточно. Трески и пикши в Архангельской области продается примерно 60 тонн в день. То есть около 22 тысяч тонн в год. Остальная рыба, которая к нам приходит, продается за пределами области. Если бы к нам привозили больше рыбы, выловленной по «прибрежным» квотам, было бы немного легче, можно было бы ценовую политику делать дешевле. Но на самом деле ценовую политику мы держим по Мурманску. Мурманск задает темп. Если мы не поднимаем цены до мурманской планки, то у нас рыбу сразу же выхватывает Москва и Питер. Они сразу реагируют. Я стараюсь у себя цену держать, а оптовикам из Москвы продаю процентов на пять—десять дороже. Они удивляются... А я говорю, что так делаю, потому что это мой регион. Сейчас отпускные цены тралфлота 137 рублей за килограмм, в Мурманске — 135 рублей.

Рыбы на складах хватает, но эмбарго надо было объявлять в начале года, а не в конце, когда вся рыба выловлена, все квоты выбраны, рыба сдана на Запад — и получился провал поставок на российский рынок, не дали обратного хода нашей же рыбе, сданной в Норвегию. Многие наши пароходы — «незаходные» в Россию, потому что на них за границей установлено оборудование, которое стоит как половина парохода и оно не растаможено.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Павел КОНОНОВ, фото Николая ГЕРНЕТА