В музейно-выставочном комплексе «Гостиный двор» Архангельска открылась выставка «Русский жемчуг»
Когда-то этот минерал действительно считался «русским камнем» в Европе, поскольку основные жемчугоносные европейские реки находились у нас, на севере России. Реки-то и сейчас есть, только пресноводных моллюсков-жемчужниц в них почти нет. Они занесены в Красную книгу Архангельской области и России, потому что эти привереды не могут жить в загрязненных реках.
Судя по представленным экспонатам на выставке, некогда этого северного жемчуга было очень много, причем совсем не мелкого. И жемчужный промысел, видимо, был поставлен на широкую ногу, раз даже на крестьянских праздничных головных уборах он имеется, например, на кокошнике из Каргопольского уезда.
Явно когда-то и мастерицы узорного жемчужного шитья имелись. Впрочем, мастерицы по шитью жемчугом есть и сейчас, что было продемонстрировано на открытии выставки, только вместо жемчуга ныне используются бисер и искусственный жемчуг.
Коллекцию современных костюмов Северного хора – реплику народного женского костюма Пинеги – показали собравшимся девушки модельного агентства Николая Терюхина. А сам процесс узорного шитья продемонстрировала Анна Носова, мастер по вышивке и изготовлению головных уборов Северного русского народного хора.
На выставке представлены редчайшие произведения искусства, расшитые северным речным жемчугом, аж XVI века. Это удивительно: жемчуг живет лет 150 от силы, потом тускнеет, трескается, «стареет». А тут жемчужинам по триста-четыреста лет, а они прекрасно выглядят и даже блестят. Ничего удивительного, считает автор выставки Жанна Петриченко , старший научный сотрудник отдела историко-культурного наследия областного краеведческого музея. Оказывается, при хорошем уходе, а именно в музейных условиях, жемчуг может оставаться «молодым» до 600 лет. К тому же некоторые экспонаты прошли плановую реставрацию и открыты для широкой публики в обновленном виде. Есть и такие, которые демонстрируются впервые.
Жемчугом в прежние времена, конечно, не разбрасывались, хотя его было много. Использовали в шитье как большие экземпляры, так и мелкие. Говорят, сначала жемчужины нанизывали на нить, этой «прядью» выкладывали узор и закрепляли на ткани другой нитью. Терминологически – «садили» на основу, по-старому техника и называлась «саженье». Что тогда хотели украсить жемчугом? Конечно, это женские штучки, например, девичий головной убор «производства» села Ненокса, шейное украшение «наборошник», ожерелье родом из Мезенского уезда, серебряные серьги.
Кроме того, жемчугом украшали предметы церковные – убрусы и ризы к иконам, пелены, воздухи, покровы, митры, кресты, панагии. Часто это были вклады по обету или памятные в северные монастыри и храмы. На выставке представлены предметы из Антониево-Сийского, Соловецкого, Красногорского монастырей, холмогорского Спасо-Преображенского собора, Свято-Троицкого кафедрального собора Архангельска.
Большинство этих вкладов безымянные, но есть и именные. Один из вкладов сделан Дарьей Прохоровной Милославской в память супруга, боярина Ивана Милославского.
Это вовсе не «Ванька-разбойник» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию, а вполне себе уважаемый «государев» человек – Иван Богданович Милославский, двоюродный брат царицы Марии Милославской, первой жены царя Алексея Михайловича, матери царевны Софьи и царя Ивана Алексеевича. Одно время он был воеводой в Холмогорах, возглавлял Челобитный приказ. А в 1670 году, находясь на воеводстве в Симбирске, успешно руководил обороной города от войск Степана Разина, за что и был пожалован в бояре.
А другой вклад сделан дворянином Семеном Тимофеевичем Риморевым – в память... Ивана Милославского, но другого – по отчеству Михайловича, тоже царского родственника и государственного деятеля, сподвижника царевны Софьи. По словам Жанны Юрьевны, многие из экспонатов этой выставки попали в краеведческий музей в 1920-е годы, в период кампании изъятия церковных ценностей.
Может быть, посетителей удивит деревянный расписной клиросный шкафчик из Холмогор, который стоит в зале прямо посреди сверкающих произведений древнерусского жемчужного шитья. Он примечателен тем, что на нем жемчуг нарисован, только разглядеть его надо получше – на фигурках людей как украшение.
К слову, выставка проходит в Гостином дворе, в котором в давние времена иностранные купцы как раз совершали сделки по закупке северного жемчуга, правда, бывало, потом привозили его же обратно – обработанный – и продавали под видом морского втридорога...
«Русский жемчуг» продолжает цикл выставок в рамках большого музейного проекта «Сокровищница архангельского Севера».