Лес есть, но рубить нельзя. А кроме леса кормиться нечем — лесозаготовки являются основными отраслями экономики в центральных районах Архангельской области
Законодательные хитросплетения не дают предпринимателям Шенкурского, Устьянского, Вельского районов маневра в бизнесе, а кое-где и вовсе ставят на нем крест. Хуже всего ситуация в Виноградовском районе. Здесь еще несколько лет назад на лесозаготовках работало около тысячи местных жителей, сегодня всего сто восемьдесят. Из 42 предприятий осталось девять. Люди остаются наедине со своими проблемами, а местные власти — с безработицей, резким снижением налогов. Потом начинаются стандартные последствия в виде роста преступности, оттока населения и так далее. В соседних районах ситуация чуть лучше, но перспективы те же. Дела пошли «не так» буквально пару-тройку лет назад. Словом, без изменения лесных законов вроде как дальше уже и некуда. Такой вывод можно было сделать после заседания комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу областного Собрания, которое недавно прошло в Шенкурске. Депутаты предложили местным властям и предпринимателям обсудить назревшие изменения в областной закон, регулирующий государственные полномочия в сфере лесных отношений, буквально несколько абзацев которого и не позволяют малым и средним предпринимателям вести лесозаготовки. Нужно расширить перечень исключительных случаев заготовки древесины, закрепленный в 18-й статье закона, бурное обсуждение которой и развернулось в Шенкурске.
Лесным кодексом установлено, что в исключительных случаях допускается заготовка древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Конкретные исключительные случаи прописываются в законах субъектов. Проблемы у лесников начались после протеста прокуратуры. Как несоответствующие федеральному законодательству были отменены некоторые пункты статьи областного закона о государственных полномочиях в сфере лесных отношений, в которых оговаривались исключительные случаи заготовки древесины. Выпал из статьи пункт о заготовке древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения. На практике это выразилось в том, что часть лесозаготовок в Архангельской области оказались вне закона, а население — без работы.
Результатом отмены пунктов в законе стало резкое сокращение поступлений в областной бюджет. Доходы от продажи древесины за 2013 год составили почти 125 миллионов, а за 9 месяцев 2014-го всего 6 миллионов 658 тысяч. В текущем году ожидается недовыполнение годового плана от платы за использование лесов по договорам купли-продажи лесных насаждений в размере почти 68 миллионов рублей. В связи с этим депутаты областного Собрания совместно с правительством области и профильным министерством выступают за скорейшее принятие изменений в статью 18 областного закона «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений». В законе необходимо прописать дополнительные исключительные случаи заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений. — Мы хотим принять законопроект на ноябрьской сессии сразу в двух чтениях, — сказал на совещании в Шенкурске депутат Александр Дятлов. — Это позволит уже до конца года провести все необходимые процедуры и объявить аукционы, участие в которых смогут принять сельские предприниматели. До этого необходимо обсудить законопроект во всех деталях, учесть пожелание глав муниципалитетов и, конечно же, самих предпринимателей. Перспективы, озвученные депутатами, вызвали бурное обсуждение. Предприниматели перечислили депутатам с десяток накопившихся в отрасли проблем: кто проводит рубки ухода, почему нельзя вывозить лес, срубаемый вдоль линий электропередачи, хотя он гниет по всей области, земли сельскохозяйственного назначения зарастают лесом, а трогать его нельзя — как быть? Все вопросы, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства в сфере ЛПК, было решено обсудить 23 октября на депутатских слушаниях в Архангельске. Предложения районов будут оформлены в виде поправок к закону и вынесены на обсуждение ноябрьской сессии облсобрания.
Денис СЕЛИВАНОВ. Фото автора.
Логика простая: нет ресурсов — нет работы
Сергей Котлов, глава Шенкурского района: — Лесопромышленный комплекс является основой экономики Шенкурского района. У нас лесозаготовками занимаются порядка 50 предприятий малого и среднего бизнеса. На них трудятся около 1200 человек, что для района немало, так как трудоспособного населения всего чуть больше трех тысяч. Предприятия лесопиления с 2012 года стали полностью обеспечивать нужды района в топливе, то есть сегодня мы не завозим топливо на зиму. Для стабильной работы нам требуется дополнительная лесосырьевая база в объеме 180–200 тысяч кубометров. Второй момент — нужно провести и работы по лесоустройству, так как последний раз их проводили еще в середине 1990-х. Но самое важное — загрузить малый и средний бизнес работой. Отмена 18-й статьи привела к тому, что у нас многие предприятия приостановили деятельность на полгода. Это очень серьезная экономическая и социальная проблема.
Ольга Шадрина, начальник отдела экономического прогнозирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса администрации Виноградовского муниципальный района: — Нет ресурсов — нет работы. Логика тут простая. Изменения в областной закон — это, пожалуй, последний шанс для наших предпринимателей возобновить работу. Но и на это потребуется какое-то время. Именно в Виноградовском районе ситуация самая плачевная, и мы полностью поддерживаем инициативу. Александр Дятлов, председатель комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу Архангельского областного Собрания: — В условиях вводимых против нашей страны санкций, в условиях падения цен на нефть я считаю, что не просто своевременно, но и крайне актуально дать возможность работать местным производителям. У нас состоялся откровенный разговор, и вывод из него можно сделать один. Люди не просят денег или дотаций, они просто хотят работать на своей земле. Все, что просят, — создать условия. Тем более что законодательство позволяет перечень исключительных случаев закреплять в законах субъектов Федерации, что мы и хотим сделать. Думаю, в этом вопросе нас поддержит и депутатский корпус, и правительство области.
Анатолий Трусов, заместитель председателя комитета поприродопользованию и лесопромышленному комплексу областного Собрания:
— Мы намерены убеждать коллег в необходимости принятия поправок в лесной закон. Не секрет, что в районах малый бизнес оказывает огромную поддержку не только в виде налоговых отчислений и создании рабочих мест. Именно предприниматели помогают властям поддерживать и развивать культуру, местные традиции, проводить массовые мероприятия, поддерживать ветеранов и т.д. Они выполняют функцию государства там, где у государства не хватает ресурсов.