Сегодня мы публикуем окончание рассказа нашего постояного автора Александра Обоимова об экспедиции на яхте «Апостол Андрей».
К берегам Кольского полуострова, к рыбацкому поселку Рында, куда 29 августа 1914 года пришел изрядно потрепанный штормами и двумя вынужденными зимовками в Арктике «Святой мученик Фока» экспедиции Георгия Седова, но уже без начальника и без механика Ивана Зандера, мы добрались быстро, менее чем за четверо суток.
Небольшие острова и высокие скалистые берега хорошо прикрывают уютную бухту для кораблей с небольшой осадкой. В бинокль хорошо были видны здания на берегу, над одним из них развевался российский триколор, а из трубы ближнего дома вился сизый дым. Это означало, что жизнь здесь если не бурлит, то хотя бы теплится. Спустив лодку на воду, часть экипажа во главе с капитаном Литау отплыли от яхты и двинулись в сторону жилья.
На берегу нас встречал высокий седовласый мужчина.
– Добрый вечер! – поздоровался с нами он и тут же представился: – Николай Викторович Никитин.
Мы также поприветствовали его, обменявшись крепкими рукопожатиями, назвав себя и цель нашего путешествия. Николай удивленно поднял брови, когда услышал, что мы идем с Земли Франца-Иосифа, и недоверчиво посмотрел на яхту.
– Сколько же вы миль прошли и за какое время? – Почти три тысячи миль, меньше чем за месяц, – ответил наш капитан.
– Молодцы, недавно к нам приходила экспедиция историко-географического сообщества «Кольские карты» и установила на скале памятную табличку к 100-летию завершения экспедиции Седова.
Мы пошли по тропинке к небольшой скале, на которой уже издалека было видно сверкающую табличку. Постояв немного около нее, сделав несколько снимков на память, мы двинулись обратно к дому.
– А вы давно здесь живете? – продолжал я расспрашивать Никитина.
– Я родился здесь и вырос, это родина моя и моих предков. В 60-х годах прошлого века жители становища были выселены, но дома сохранились. После службы в армии работал судоводителем в разных уголках нашей страны, в основном за Полярным кругом, в 1990 году потянуло в места, где провел детство. К тому времени поселка уже не существовало. Все жители покинули его, а я вот вернулся.
– Трудно вам одному, наверное? – в свою очередь задал свой вопрос капитан. – А я не один, со мной моя женушка-голубушка,– кивнул Николай Викторович на крыльцо, на которое вышла женщина.
– А электроэнергию как добываете? – продолжил Литау.
– Есть бензоагрегат и ветрогенератор, вполне хватает. Телевизор смотрим очень редко – так, чтобы быть в курсе событий, происходящих в мире. Слишком много негатива на экране, а нам хочется спокойствия – для этого сюда и приехали.
– А дрова где берете? – поинтересовался Юрий Карякин.
– Плавника хватает как для печки в доме, так и для баньки. Да и сильных морозов уже давно не было.
– Как рыбалка в этих местах? – продолжал допытываться наш геолог.
– А много ли двоим нужно? Так что нам хватает. Хотя в последнее время уж слишком много браконьеров развелось. Перегородят сетями реку выше по течению и вывозят вертолетами. Не по-хозяйски это, – сетует Николай Викторович. – Грибов тут видимо-невидимо, ягод очень много, только не ленись.
– А куда шхуна «Святой мученик Фока» заходило? – спросил Литау.
– А в гавань, примерно где вы и стали на якорь. Место там приглубое, закрытое от ветра почти со всех сторон. Мне дед рассказывал, как шхуну сюда в бухту заводили два наших рындовских буксира. Шхуна была сильно потрепана, борта измочалены льдами, но шли они под праздничными флагами. Хотите, я вам сейчас покажу фотографии тех лет? Через минуту Николай Викторович вышел из дома с пачкой старых пожелтевших фотографий, на которых было запечатлено, как жила Рында век назад.
– Видите, сколько тут домов было. У нас телеграф уже в самом начале XX века появился. Если через реку переплыть, то еще можно увидеть остатки телеграфных столбов. Церковь была, пристань, рыбаки постоянно сюда заходили на шняках, карбасах. Тогда в нашем становище бурлила жизнь, и так было до конца пятидесятых, пока советская власть не решила, что поморский поселок государству не нужен. Всех жителей погрузили на пароход и развезли кого куда. Рында была знатным поселком, едва ли не районным центром: 50 домов, два магазина, телеграф, почта и даже таможня – два раза в неделю сюда приходил норвежский пароход. Сейчас обо все этом напоминают только старые фотографии: дома, причалы и в центре поселка возвышается церковь. Теперь на ее месте – только полуразрушенная коробка без куполов...
Поблагодарив собеседника за обстоятельный рассказ, мы попрощались, пообещав заглянуть еще в гости. На следующий день мы вновь встретились с Николаем Викторовичем. Он предложил нам: – Пойдемте, я вам остов старого корабля покажу, пока отлив на море.
Мы все, конечно, согласились, ожидая увидеть судно, на котором, возможно, еще ходили в море викинги, а коренной житель Рынды засмеялся, узнав, о чем мы мечтали: «Нет, ребята, это судно, конечно, не времен викингов, но обратите внимание, все сделано топором».
Подойдя поближе, увидели остов старой поморской шняки, покрытый слоем водорослей и ракушек. Потрогав шпангоуты, обойдя вокруг и сделав несколько фото на память, пошли смотреть старую церковь, вернее, то, что от нее осталось. На берегу всюду валялись старые кованые якоря, лебедки, такелаж, словно напоминая о том, что здесь раньше занимались рыбным промыслом настоящие поморы.
Вечером того же дня наша яхта «Апостол Андрей» снялась с якоря, вышла из уютной бухты и взяла курс на коварное горло Белого моря. В первые сутки лавировали, часто меняли галс, но потом попутный ветер помог нам преодолеть опасное и нелюбимое место мореплавателей довольно быстро. И вот показался остров Мудьюг. Здесь убираем паруса и идем уже под мотором.
Фарватер сложный, но лоцман нам не нужен. Опытный капитан Литау уверенно ведет яхту по Северной Двине к Красной пристани, к месту, откуда начиналось наше незабываемое путешествие.