08.10.2014 08:00

Нереализованные проекты

Так – подобно построенному вскоре после войны краснодарскому – мог выглядеть центральный вокзал Архангельска

В опубликованной в «Правде  Севера» 29 января 2009  года статье «Хозяйство  Касперовича» рассказывалось  о начинавшемся в 1951–1953  годах Строительством No 510  возведении железной дороги  Архангельск – Мезень и о  причинах, по которым оно  сначала было заморожено, а  затем и вовсе прекращено.

За прошедшее с момента публикации время мне удалось найти еще ряд  документов по этой теме, например,  протокол заседания отдела архитектуры и градостроительства Архангельского облисполкома, который 29  октября 1952 года рассмотрел вопрос  «Проект полосы отвода железнодорожной линии Архангельск – Мезень  на участке станция Исакогорка –  река Лодьма».

В постановлении заседания, в частности, говорится: «Считать возможным рекомендовать Архангельскому горисполкому  отвести в пределах городской территории полосу под железную дорогу при обязательном выполнении  Строительством следующих условий: 

1. Местоположение здания центрального городского вокзала Архангельска, установленное основными  положениями проекта планировки  города, утверждено постановлением  Совета Министров РСФСР No 102371с 17 августа 1950 года на пересечении железнодорожной магистрали с  тремя основными композиционными  магистралями планировки города:  а. улицы Энгельса (главной подводящей к привокзальной площади  магистрали),  б. улицы Урицкого,  в. улицы Госпитальной (ныне Гагарина. –  М.Л.)

2. При строительстве центрального железнодорожного узла станции  Архангельск это положение в обязательном порядке должно быть учтено, и здание пассажирского вокзала  должно хорошо просматриваться  со всех трех вышеперечисленных  магистралей.

3. Всякое изменение местоположения центрального городского вокзала  исключается, как нарушающее идею  планировки и застройки города...» Далее из текста постановления  следует, что кроме центрального  вокзала намечалось построить в  черте города еще два здания того же  предназначения – в конце улицы  Вокзальной (если не ошибаюсь, ныне  Октябрят, не путать с другой Вокзальной – теперь пр. Дзержинского)  и в районе уже запроектированного  жилого массива Варавино.

Вот как  об этом говорится в протоколе:  «В связи с организацией застройки Варавинского подрайона при составлении проекта железной дороги  предусмотреть строительство вокзала  напротив центральной композиционной оси этого района согласно  проекта планировки города.  Аналогичный вокзал необходимо  предусмотреть на подходе к железной дороге улицы Вокзальной в  Первомайском районе (ныне округ  Майская Горка. –  М.Л.)...»

Это постановление было подписано главным архитектором области  Михаилом Кибиревым. Спустя же  полтора года – 10 марта 1954 года  – подпись Михаила Федоровича появилась еще под одним документом,  а именно под письмом секретарю  Архангельского обкома КПСС Савелию Прохоровичу Логинову. В нем,  в частности, говорилось: «Реальным становится строительство в ближайшие два года одного  из крупнейших объектов в г. Молотовске – здания заводоуправления,  фундамент для которого заложен  был ранее.

Здание заводоуправления будет  располагаться на промплощадке  главным своим фасадом к улице  Арктической, по ее оси. Благодаря  высотной композиции с золоченым  шпилем (типа ленинградского адмиралтейства) это здание будет просматриваться с Арктической улицы  и должно обогатить ее архитектурнопространственное решение...»

К сожалению, практически все запланированное в вышепроцитированных документах не было реализовано. Причина тому общеизвестна  – кончина Сталина. Поэтому уже  весной 1953-го было прекращено  строительство железной дороги на  Мезень, обнулены огромные по тем  временам суммы, выделенные на  проектирование и строительство  железнодорожного моста через Двину в районе Жаровихи, на возведение привокзального и варавинского  жилых массивов. И, конечно, на  строительство центрального вокзала Архангельска. Если бы этого не  случилось, то и вокзал, и жилые  здания указанных микрорайонов, несомненно, были бы возведены в стиле  сталинского ампира. И выглядели  примерно так же, как застроенный  «сталинками» центр соседнего Молотовска (Северодвинска).

Что же касается города корабелов,  то, хотя здание управления завода  No 402 (ныне Севмашпредприятия) и  было построено в срок, но золоченый  шпиль над ним так и не появился.  Видимо, из-за вышедшего в 1955  году постановления о борьбе «с излишествами и украшательством в  архитектуре».

В заключение следует сказать,  что большинство как частично осуществленных в Молотовске, так и  нереализованных в Архангельске  проектов того времени было разработано находившимися в Северной  столице институтами «Ленгипрогор»  и ГСПИ-2. Поэтому ленинградские  проектировщики вольно или невольно привносили в свои разработки  черты родного города. И даже символы, одним из которых является  золоченый шпиль на здании Адмиралтейства.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Михаил ЛОЩИЛОВ.