В опубликованной в «Правде Севера» 29 января 2009 года статье «Хозяйство Касперовича» рассказывалось о начинавшемся в 1951–1953 годах Строительством No 510 возведении железной дороги Архангельск – Мезень и о причинах, по которым оно сначала было заморожено, а затем и вовсе прекращено.
За прошедшее с момента публикации время мне удалось найти еще ряд документов по этой теме, например, протокол заседания отдела архитектуры и градостроительства Архангельского облисполкома, который 29 октября 1952 года рассмотрел вопрос «Проект полосы отвода железнодорожной линии Архангельск – Мезень на участке станция Исакогорка – река Лодьма».
В постановлении заседания, в частности, говорится: «Считать возможным рекомендовать Архангельскому горисполкому отвести в пределах городской территории полосу под железную дорогу при обязательном выполнении Строительством следующих условий:
1. Местоположение здания центрального городского вокзала Архангельска, установленное основными положениями проекта планировки города, утверждено постановлением Совета Министров РСФСР No 102371с 17 августа 1950 года на пересечении железнодорожной магистрали с тремя основными композиционными магистралями планировки города: а. улицы Энгельса (главной подводящей к привокзальной площади магистрали), б. улицы Урицкого, в. улицы Госпитальной (ныне Гагарина. – М.Л.)
2. При строительстве центрального железнодорожного узла станции Архангельск это положение в обязательном порядке должно быть учтено, и здание пассажирского вокзала должно хорошо просматриваться со всех трех вышеперечисленных магистралей.
3. Всякое изменение местоположения центрального городского вокзала исключается, как нарушающее идею планировки и застройки города...» Далее из текста постановления следует, что кроме центрального вокзала намечалось построить в черте города еще два здания того же предназначения – в конце улицы Вокзальной (если не ошибаюсь, ныне Октябрят, не путать с другой Вокзальной – теперь пр. Дзержинского) и в районе уже запроектированного жилого массива Варавино.
Вот как об этом говорится в протоколе: «В связи с организацией застройки Варавинского подрайона при составлении проекта железной дороги предусмотреть строительство вокзала напротив центральной композиционной оси этого района согласно проекта планировки города. Аналогичный вокзал необходимо предусмотреть на подходе к железной дороге улицы Вокзальной в Первомайском районе (ныне округ Майская Горка. – М.Л.)...»
Это постановление было подписано главным архитектором области Михаилом Кибиревым. Спустя же полтора года – 10 марта 1954 года – подпись Михаила Федоровича появилась еще под одним документом, а именно под письмом секретарю Архангельского обкома КПСС Савелию Прохоровичу Логинову. В нем, в частности, говорилось: «Реальным становится строительство в ближайшие два года одного из крупнейших объектов в г. Молотовске – здания заводоуправления, фундамент для которого заложен был ранее.
Здание заводоуправления будет располагаться на промплощадке главным своим фасадом к улице Арктической, по ее оси. Благодаря высотной композиции с золоченым шпилем (типа ленинградского адмиралтейства) это здание будет просматриваться с Арктической улицы и должно обогатить ее архитектурнопространственное решение...»
К сожалению, практически все запланированное в вышепроцитированных документах не было реализовано. Причина тому общеизвестна – кончина Сталина. Поэтому уже весной 1953-го было прекращено строительство железной дороги на Мезень, обнулены огромные по тем временам суммы, выделенные на проектирование и строительство железнодорожного моста через Двину в районе Жаровихи, на возведение привокзального и варавинского жилых массивов. И, конечно, на строительство центрального вокзала Архангельска. Если бы этого не случилось, то и вокзал, и жилые здания указанных микрорайонов, несомненно, были бы возведены в стиле сталинского ампира. И выглядели примерно так же, как застроенный «сталинками» центр соседнего Молотовска (Северодвинска).
Что же касается города корабелов, то, хотя здание управления завода No 402 (ныне Севмашпредприятия) и было построено в срок, но золоченый шпиль над ним так и не появился. Видимо, из-за вышедшего в 1955 году постановления о борьбе «с излишествами и украшательством в архитектуре».
В заключение следует сказать, что большинство как частично осуществленных в Молотовске, так и нереализованных в Архангельске проектов того времени было разработано находившимися в Северной столице институтами «Ленгипрогор» и ГСПИ-2. Поэтому ленинградские проектировщики вольно или невольно привносили в свои разработки черты родного города. И даже символы, одним из которых является золоченый шпиль на здании Адмиралтейства.