Совет отцов Архангельской области принимает поздравления – общественному движению сегодня исполнилось пять лет. В день рождения совета мы решили поговорить с его основателем и председателем Андреем Есиповым.
– Андрей Николаевич, поздравляем! Пять лет – это уже такая хорошая дата. Самое время первые итоги подвести.
– Спасибо. На самом деле пять лет – это еще немного. Но если вспомнить, как все начиналось... Находились скептики, которые вообще прогнозировали нашему общественному движению максимум года два жизни. Почему-то считалось, что в наше время трудно отцов объединить, «раскачать» и на общественную деятельность сподвигнуть...
– Но ведь и правда непросто. Как у вас-то все получилось? Как вообще родилась идея отцовского совета?
– Начинали мы с благотворительной деятельности. Первым появился проект «Поможем детям Поморья». Сперва как разовая акция – собрать детей-сирот в школы. Подключили предпринимателей, организовали автопробег. А когда поездили по детским домам да посмотрели вокруг, поняли – одними подарками дело не исправить. Это как история про рыбу и удочку. Условия необходимо создавать нормальные для воспитания и жизни. Тогда действительно будет польза.
– Это же ваша фраза: «Не бывает чужих детей, есть окружение моего ребенка»?
– Я действительно эти слова часто повторяю. Но авторство не мое. Слова принадлежат Юрию Соленову, председателю совета отцов из города Набережные Челны. Эта организация, кстати, здорово повлияла на становление нашей.
– То есть областной совет отцов появился в России не первым?
– Нет, конечно. В то время движение точечно начинало организовываться по всей стране. Энтузиасты находились – где-то больше, где-то меньше. Ну а если вообще брать отцовскую тему, то первый официальный праздник – День отца – придумали в 2002 году наши соседи в Вологодской области. Правда, праздник там появился, а вот совета отцов нет до сих пор.
Активно работал тогда и совет отцов Ульяновской области. Мы с ними плотно общались и собирались даже вместе ассоциацию отцов России создавать, но потом Ульяновск как-то резко замолчал. А одни мы ассоциацию потянуть не рискнули – сами, по сути, только-только организовались. Это сейчас, когда опыта набрались, уже можем других повести за собой.
– А вообще отцов-активистов в областном совете сколько?
– Двадцать. Жесткой структуры у нас нет. Все на добровольной основе. Можешь – участвуй, не можешь – не участвуй. И когда новые советы организовываются, мы сразу говорим: будете вы нашим филиалом или самостоятельной организацией – неважно. Главное, чтобы вы занимались делом, чтобы движение развивалось.
В итоге за пять лет единомышленников, конечно, прибавилось. Помимо Архангельска советы отцов есть в Вельске, Красноборском районе, Устьянском, Северодвинске. В Новодвинске создался совет отцов в одной из школ. Движение пошло в народ. Единственная сложность – некоторые отцы-энтузиасты не торопятся афишировать себя. Недавно вот случайно узнал что в поселке Лахта Приморского района совет отцов появился и занимается реальными делами. Не было в Лахте нормальной дороги в школу. Дети ходили по колено в грязи. Отцы собрались, напилили досок и выложили мосточки. Председателя совета зовут Юрий. Его именем и дорогу назвали. Хотел я этого Юрия на форум отцов вытащить, но никак не могу контактов его найти. Может, в «Правде Севера» про себя прочитает, откликнется.
– Областные форумы отцов вы проводите с 2010 года. Много народа съезжается?
– Много. Со всей области собираются активные отцы. Стараемся каждый раз проводить форум на новом месте, как говорится, в целях популяризации движения. Делимся своим опытом. Глядя на нас, недавно в НАО появился совет отцов, в городе Азове Ростовской области, в Иркутске помогаем с организацией. На последний форум приезжали к нам отцы из Татарстана.
Побывали, посмотрели, уехали. А потом мы случайно в Интернете наткнулись на наш логотип – пеликана. А вокруг все по-татарски написано. То есть настолько гости вдохновились, что по возвращении провели у себя дома форум национальный. Ну и пеликана нашего взяли себе.
– Кстати, о пеликане. Почему именно пеликан на логотипе движения?
– Любое общественное движение как-то должно быть выражено графически. Но как графически изобразить воспитывающего отца? Думали долго, но кроме как мужик с ремнем в руках – в стиле «опять двойка» – ничего не приходило в голову. Полезли в геральдику. И выяснили, что символ самопожертвования, ответственного родительства – пеликан, кормящий птенцов своей кровью. Впечатлило. А потом уже, спустя год, наверное, я случайно узнал, что похожий логотип был еще у первого детского приюта, созданного при Екатерине Второй.
– Интересно, а как вы «вербуете» новых отцов в свои ряды?
– Только собственным примером. Например, по школам ходим. Собирается мужиков целый зал. И глаза у всех разные. В некоторых читается: скорей бы сбежать домой, взять бутылку пива да упасть на диван. Есть просто уставшие лица – ничего не интересно. Некоторые откровенно не верят: «Ага, активист пришел агитировать. Неспроста! В депутаты, наверное, собрался...»
Но есть отцы, что и агитировать не надо. Начинаешь общаться, а у них, оказывается, подобные идеи в головах уже сидят. Просто не знали, с чего начать. А тут пришли «полевые командиры», такие же мужики из соседнего дома, которые опыт имеют и помочь готовы.
Помимо организации семейного досуга, повышения роли отца в семье, организации спортивных и патриотических мероприятий советы отцов занимаются еще и работой с трудными подростками. При этом как никогда важен собственный пример – мужской. Особенно для мальчишек.
– Сегодня, к сожалению, многие дети в неполных семьях растут. И своих отцов видят редко или вообще не видят.
– Вот почему и важен мужской пример. Дети склонны к подражанию. Если нет своего отца, то предметом для подражания может стать отец друга, одноклассника. Можно, конечно, взять за образец киношного или компьютерного героя, который всех дубасит. И равняться на него. Но в жизни-то все по-другому. И важно, чтобы изначально ориентиры у ребенка были правильные. Ну и опять же одно дело, когда в школе с провинившимся парнем женщины разговаривают. И совсем другое, когда приходит такой пацан в школу на комиссию, а там три мужика сидят. Уже расклад не тот. Мужской разговор присутствует.
– Кроме хорошо известных в области акций «Поможем детям Поморья!», «Письмо Деду Морозу» многочисленных спортивных мероприятий, областной совет отцов постоянно придумывает что-то новое: концерты, экскурсии, конкурсы, профориентационные мероприятия. Где вообще идеи черпаете?
– На самом деле идеи подкидывает сама жизнь. В этом году, например, первый раз провели акцию «Счастливый день рождения». Девочке из Пинежского района устроили праздник. Получилось как? Девчушка написала Деду Морозу письмо, но почта шла так долго, что письмо опоздало... Стали выяснять. Ребенку девять лет всего. Мама на инвалидности, одна дочку воспитывает. Девочка такая хорошая, не избалованная ни вниманием, ни жизнью. За несколько километров ходит в школу. Пешком. В общем, пригласили мы ее с мамой в Архангельск. И подарили день исполнения желаний. А для начала повели именинницу в салон красоты, нарядили, развлечения интересные придумали, игры, а вечером устроили праздник с подарками, именинным тортом. Столько эмоций у девчушки было! Да и у нас самих.
– Продолжите акцию?
– Несомненно. Дарить детям счастье – это всегда приятно.
– А своих детей, став «главным» отцом области, вы стали лучше понимать? У вас ведь трое сыновей?
– Трое. Я иногда вообще думаю, что весь этот проект заварил для себя самого. «Уча других, учусь я сам» – есть такое высказывание. И как отец за эти годы я здорово поменялся. Раньше был такой авторитарный, суровый папа. Но посмотрел на других отцов, пообщался и понял – часто бываю не прав. Однажды на форуме меня даже спросили: «А вы идеальный отец?»
– И что ответили?
– Конечно, нет. Я далеко не идеальный отец. И многим отцам по-хорошему завидую. Стараюсь вести себя, как они. Не всегда, правда, получается. Поэтому для меня совет отцов – это тоже та еще школа жизни...
– Не жалеете, что пять лет назад «знамя отцовское» взяли?
– Нет. Потому что, как ни крути, любая проблема, если рассмотреть ее хорошенько, корнями уйдет в детство. И что бы там ни говорили, от того, каких людей мы воспитаем сейчас, зависит то, как будем жить дальше. Хочешь проснуться однажды, а за окном бардак – тогда ничего не меняй в жизни. Но и претензий потом ни кому не предъявляй. А если хочешь, чтобы завтра было хотя бы не хуже, чем сегодня, – начни работать. Замечательная песня есть про «прекрасное далеко». Там строчка такая: «А сегодня что для завтра сделал ты?» Если бы каждый себе почаще этот вопрос задавал...