17.09.2014 11:09

В Долине яблонь

Хаджохская теснина в поселке Каменномостский
Костюмы в Северо-Кавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока. Автор – местный художник-модельер Юрий Сташ
Соборная мечеть в Майкопе
Краснооктябрьская – центральная улица Майкопа
Такой вот аппетитный виноград растет в местных садах

Первое, что приходит на ум моим северным знакомым при слове «Адыгея», – адыгейский сыр. Даже если они не знают, в какой части России расположилась эта солнечная республика

На карте видно, что Адыгея окружена территорией Краснодарского края, в южной части республики – Кавказские горы. В августе мы вновь отдыхали в местной столице – городе Майкопе, название которого с адыгейского языка переводится очень романтично – Долина яблонь.

В основном здесь живут русские (примерно три четверти от общего количества проживающих), а на втором месте – адыгейцы, или черкесы. Известный у нас сыр является блюдом их национальной кухни.

Большой ломоть луны

В продуктовых магазинах продается сыр, изготовленный на молочном комбинате в станице Гиагинская. А вот за домашним по традиции нужно отправляться на центральный рынок, который разместился недалеко от главной площади города.

Несмотря на полуденный зной, на рынке не протолкнуться – женщины рассматривали популярные на юге юбки со слонами, ребята выбирали дневники, тетрадки, заранее присматривали школьную форму, которой здесь предостаточно. К бесплатному кранику с питьевой водой выстроилась длинная очередь...

На улице продавали фрукты и овощи – удивило, что цены практически не отличаются от наших. Сочные местные яблоки – 50 рублей за килограмм. Но основная красота спряталась в здании рынка – ряды с домашним творогом, маслом, сметаной, сыром – адыгейским, брынзой, сулугуни-«косичкой». Продавцы горячо, по-южному, предлагали попробовать аппетитные кремовые ломти. Вкус у сыра удивительно нежный, мягкий – не такой, как в архангельских магазинах.

– Наверное, потому, что у гор живем. Трава сочная растет – ее коровки едят, и молоко такое же сочное приносят. А уж из вкусного молока – вкусный сыр, – шутила разговорчивая продавщица, заворачивая в бумагу большой ломоть, напоминающий луну.

На рынке адыгейский сыр стоит в районе 220 рублей за килограмм. Дороже копченый – от 250 до 300 рублей. Как пояснили продавцы, такой дольше хранится, поэтому цена выше.

Домашний сыр производят по всей Адыгее, особенно в станице Дондуковской, Кошехабльском, Шовгеновском районах, – там держат коров, коз.

– Моя коллега-адыгейка каждый отпуск уезжает к себе в родной аул. Потом всегда приносит на работу ломоть домашнего сыра, – рассказала подруга. – Говорит, что его готовит мама – в специальном чану, из домашнего коровьего молока. Секрет полностью не раскрывает…

В общем адыгейский сыр в Адыгее есть, а еще во многих местных кондитерских можно купить хачапури и гуубат – это такая корзинка-конверт из жесткого слоеного теста, наполненная все тем же адыгейским сыром.

– На центральный рынок ходили? Если ехать мимо аулов, можно увидеть людей, торгующих сыром у дороги. Там подешевле будет, – рассказали соседи. – Да-да, адыгейский сыр – наш бренд. А какой в начале лета у водопадов Руфабго фестиваль сыра проходит, загляденье!

Горная и сказочная

Семь водопадов Руфабго находятся в Кавказских горах, к ним можно доехать самостоятельно на машине или заказать экскурсию в турбюро. В прошлом году нас очень впечатлила Хаджохская теснина в поселке Каменномостский – мы прогулялись по решетчатым площадкам прямо над бурлящим каньоном, аж дух захватывало. А еще стоит посетить глубокую Азишскую пещеру с причудливыми камнями, сказочное по красоте плато Лаго-Наки. И у каждого места – своя красивая легенда.

Знакомые часто задают вопрос, есть ли в Адыгее море. Моря, скажем прямо, нет – зато есть горные реки и гигантский открытый бассейн в центре Майкопа. Купаться в нем могут все желающие – абонемента покупать не нужно. Вода в бассейн поступает из водопровода, обновляется через специальные трубу и фонтаны и стекает небольшим водопадом в бурную, холодную реку Белая.

Но при желании можно поехать и на море – автобусные остановки густо обвешаны объявлениями. Четыре часа в газельке – и вы в поселке Джубга Краснодарского края на побережье Черного моря, где много мини-гостиниц. Еще час пути – и в поселке Новомихайловский. А чтобы доехать до Сочи или Адлера, достаточно купить билет на электричку на железнодорожном вокзале.

С Татьяной из Санкт-Петербурга мы познакомились на пляже. Она часто приезжает отдыхать в Майкоп. Признается, что ей больше нравится купаться в бассейне, чем на море:

– Здесь на берегу людей немного, вместо камней – трава. И вообще Майкоп – место уютное. Мы здесь воду пьем прямо из-под крана – она ведь из горных источников.

Шумная традиция

– А что это вы тут делаете? – не удержалась, спросила я, в очередной раз проходя мимо группы пенсионеров, которые что-то оживленно обсуждали на адыгейском языке.

А привлекли меня несколько радиол, которые кругом стояли прямо на асфальте. На весь маленький сквер, где стоит памятник местному писателю Темботу Керашеву, звучала местная фольклорная музыка.

– Как что? Музыку слушаем! Все по-разному развлекаются, – засмеялся мужчина, с легкостью переходя на русский.

В это время по улице на большой скорости, оглушительно сигналя, промчалась вереница машин. Из окон отчаянно размахивали темно-зелеными флагами республики – с изображением золотых звезд и стрел.

– Чего вздрогнула? Это адыгейская свадьба, традиция такая – шумная, – пояснил пенсионер, сразу определив, что я не местная.

Национальную музыку в Майкопе слушает и молодежь. Она то и дело звучит из автомобилей, мобильников, кафе, ее напевают прохожие. Много музыки и на центральной улице города – Краснооктябрьской, часть которой огорожена яркими клумбами, – машин на этом участке не увидишь. Дома здесь окрашены в приятные пастельные цвета, много старинных зданий, лавок с сувенирами, букинистических магазинчиков. Вдоль улицы тянется аллея из каштанов, опавшие плоды которых очень привлекают мальчишек.

Купив в кулинарии пару гуубатов, мы уселись на скамейке напротив Адыгейского института гуманитарных исследований, с трудом прочитав на вывеске слово «УшэтынхэмкIэ». Подобных вывесок по всему Майкопу немало, поэтому иногда кажется, что ты находишься за границей. А если слышишь разговор адыгейцев, удивляешься – как эти слова вообще возможно произнести? В адыгейском алфавите шестьдесят четыре буквы, и всего лишь семь из них – гласные!

Детям в школах преподают адыгейский язык, и болтают многие – от зубов отскакивает.

Зато есть матрешки и саман

– У нас здесь изделия мастеров со всей Адыгеи, – пояснила продавщица художественного салона, куда мы пришли за сувенирами. – А это национальная одежда для мальчика, черкеска – стоит семь тысяч.

Статуэтки в виде танцующих адыгейцев, бархатные чехлы, расшитые золотыми нитками, украшения и кинжалы с причудливыми узорами. Папахи – пышные и белые – стоят от полутора до двух с половиной тысяч рублей. А вот к каракулевым не подступиться – от десяти.

–А северные птицы счастья у вас есть? – спросили из любопытства.

Продавщица сначала даже не поняла вопроса. Еще бы – моя подруга минут десять рассматривала тонкие крылышки птицы, которую я привезла ей в подарок.

– Нет таких, зато есть матрешки, – улыбнулась продавщица. – А вы с Севера приехали? Слышала, у вас там избы деревянные...

Деревянных домов в Майкопе нет, зато есть построенные из самана – древнейшего строительного материала (кирпичи делают перемешивая глину с соломой), утопающие в зелени и цветах, окруженные фруктовыми деревьями. А рядом – новые кирпичные дворцы – с башенками и балкончиками. Контрасты есть и в другом. На той же Краснооктябрьской – лавка с бельгийским шоколадом, рядом – магазин с европейскими и русскими сувенирами, и тут же – магазин с национальными женскими платьями. Белоснежными, с орнаментами, расшитыми золотом.

А ведь мир важен?

– Мы с Джамбием сидим за одной партой, даже когда нас пересаживают, – рассказал тринадцатилетний племянник Витя, когда мы вечером гуляли по Майкопу.

Джамбий – лучший друг Вити. Темноглазый мальчик, с черными как смоль волосами – как и у большинства адыгейцев.

–А разговариваете чаще на русском или адыгейском? – спрашиваю. Оказалось, на русском.

Внезапно воздух наполнило бархатное громкое пение.

– Это мусульманская служба, – по-простому пояснил Витя.

Вскоре между деревьев парка показалась белокаменная мечеть с сапфирно-синей крышей. Навстречу нам шли две мусульманки в длинных шелковых одеждах. И еще одна, идущая рядом с белокурой девушкой, одетой явно по-европейски. А в воскресенье мы слышали колокольный звон, проходя мимо православной церкви...

Вскоре мы вышли на площадь Дружбы, окруженную сквером. Там стоит памятник русскому и адыгскому воинам, на котором написано – «Навеки с Россией». Лицо второго воина напомнило Джамбия.

И тут вспомнилось, как утром мы гуляли по району Черемушки, возле большого самолета – памятника летчикам-майокопчанам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. А в прошлом году мы побывали в Северо-Кавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока. Наряду со старинными ковриками, древним золотым шитьем, посудой, картинами там представлена выставка местного художника-модельера Юрия Сташа – в частности, он создает необычные адыгейские костюмы.

–А ведь мир важен? – экскурсовод подошла к нам и пристально посмотрела в глаза. – Работы Юрия Сташа непростые, в них заложена глубокая философская идея. Важно дружить народами. Многие его работы этой идее и посвящены.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина ГЛУШКОВА. Фото автора.