Директор архангельского клуба «Колесо» и организатор фестиваля «Беломор-Буги» Александр Мезенцев – о том, чем живет сегодняшний андерграунд
— Александр Васильевич, что сейчас происходит в нашей региональной роккультуре? Она на подъеме или на спаде?
— Я бы сказал, что сейчас идет обычное рабочее течение рок-музыкальной жизни. Некоторые вещи уже давно сложились. И сейчас больших потрясений в умах исполнителей и публики не происходит. Конечно, всегда есть свои плюсы и минусы. Сейчас конкретно у нас есть «Колесо» — прекрасная возможность выступать для всех. Как минимум, двадцать минут поиграть, чтобы почувствовать себя на сцене, а не на репетиционной базе, мы даем всем. Клуб есть, выступать можно. Инструментов полно, студии есть, где репетировать, тоже можно найти. Издать пластинку самостоятельно — тоже не большая проблема. Фестиваль «Беломор-Буги» — отличный стимул заниматься музыкой у себя в городе. Да и по стране проводится много фестивалей, на которые при желании можно попасть.
Только вот у нас теперь это нужно не многим. Недавно у одной из наших групп был шанс поехать на фестиваль в Пермь, но они не пожелали вложиться в поездку финансово. Чтобы ездить на мероприятия в другие города (а это необходимо, чтобы полноценно развиваться!), элементарно надо подрабатывать, копить деньги. Можно, конечно, обойтись и без разъездов: сидеть в студии, писать альбом за альбомом… Но для этого надо быть Моцартом.
— Это были плюсы? А какие минусы?
— Большой минус заключается в том, что сейчас нет полноценного архангельского радиоэфира. Поэтому почти все, что пишется музыкантами, пишется в стол. Пока работал в течение десяти лет сначала на «Русском радио-Архангельск», потом на местном «Нашем», я целенаправленно продвигал местную рок-музыку.
А сейчас у архангельских радиоволн я не вижу большой заинтересованности в открытии и поддержке наших музыкантов. Причем необходимо, чтобы эта тема раскрывалась в большом объеме, чтобы слушатели по возможности получали еженедельный сиюминутный срез того, что в архангельском роке происходит.
И никто меня не убедит, что Интернет заменит радиовещание в продвижении местной музыки. Да, в Сети можно найти и послушать что угодно. Но там выбор абсолютно субъективен — пользователи ищут то, что уже знают. А радио можно услышать где угодно, например, в транспорте, магазине…
Еще большая проблема заключается в естественном оттоке молодежи в большие города. Раньше у нас в клубе не было отбоя от предложений. Даже день для концерта не могли подобрать. А сейчас количество групп сократилось. Музыканты вроде бы есть, но блеска в глазах стало заметно меньше. Часто молодые коллективы лишь «засветятся», и им этого уже хватает, и все — уезжают, пропадают. И это понятно. Терпения, времени и денег хватает не у всех. Ну и таланта, конечно, тоже.
— Как вы оцениваете уровень мастерства среди рокеров-новичков?
— (глубоко вздыхает) Тут можно посмотреть даже на примере конкурсов рокгрупп, которые мы проводим совместно с САФУ в рамках студенческого фестиваля искусств. Если еще несколько лет назад участников было более двадцати, то в последний раз — меньше десяти. Уровень инструментов и музицирования вроде бы вполне приличный. А вот с самобытностью проблемы. Кто-то кого-то копировал, да и то не очень убедительно. Техническое оснащение и дороговизна инструментов — это уже не предмет разговора. Должно быть что-то интересное в самом коллективе — над индивидуальностью надо работать.
— Но ведь вся отечественная рок-музыка зарождалась как подражательная…
— Да, это изначально не наш жанр. Но сколько лет прошло… При всей подражательности нашей музыки у нас появились группы, которые смогли найти свою нишу.
— Заметно, что в Архангельске довольно много кавер-групп. Как считаете, с чем это связано?
— Это тенденция последних двух лет. Если подсчитать, то наберется более десятка таких коллективов. Тут в основном расчет делается на публику. У слушателей, приходящих на концерты, всегда свои ожидания. В любом жанре рока, будь то тяжелый металл или классический рок-н-ролл, есть легендарные хиты. Кавер-группы — это способ зарабатывания денег, их чаще приглашают на всякие праздники, тематические вечеринки…
— В интервью для одного новостного портала пару лет назад вы упоминали, что наиболее ходовое направление среди молодежи — это альтернатива. А сейчас что?
— Сейчас пошла немного другая волна. Небольшой крен делают в сторону southern rock — так называемого южного американского рока. Не рык, а сиплоголосый, хриплый вокал. Из внешних примет — бороды. Жанров сейчас миллион. Наши музыканты выбирают то, что могут играть. Можно было бы, конечно, повозмущаться, что нет кантри, но его еще просто надо суметь сыграть…
— 4—5 октября пройдет «Беломор-Буги». Чего ждать от фестиваля в этом году?
— В этом году мы будем проводить фестиваль в двадцать первый раз. На него приедут, как всегда, два десятка групп из двенадцати-четырнадцати городов России и несколько зарубежных команд. Один шведский коллектив уже подтвердил свое участие. В этом году мы обновим программу на девяносто пять процентов. Это касается и наших групп. Из числа архангельских будут только те, кто на фестивале еще не выступал.