В музее
художественного освоения Арктики открылась выставка «Шедевры мастеров Парижской
школы»
В нее вошли графика Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Мориса Утрилло, Жоана Миро, Михаила Шемякина и других. Всего около 30 имен. Объединяет эти имена Париж – столица искусства в XX веке. Именно в Париже собирались художники, работавшие в разных стилях и стремившиеся к творческим поискам и экспериментам.
Выставка предоставлена Санкт-Петербургской галереей современного искусства PS Gallery. На открытии выставки в Архангельске ее представлял директор галереи и коллекционер Павел Башмаков.
«Парижская школа» - условное обозначение для нескольких поколений европейских художников, обосновавшихся в Париже в XXвеке. По словам Павла Анатольевича, «Парижская школа» ведет отсчет с приезда в столицу Франции безвестного тогда 19-летнего Пабло Пикассо в 1900 году.
Выставка поделена на шесть тем: «Мой Париж» представляет великий город глазами художников. Тема «Россия-Франция» освещает творчество как русских художников, работавших в Париже, так и французских мастеров, иллюстрировавших русскую литературу. «Мир природы» как извечно актуальная тема представлена в работах Миро, Дали.
Василий Кандинский, Андрей Ланской, Жан Арп, Соня Делоне представлены в разделе «Линия. Форма. Цвет». Тема «Великие книги человечества» показана в работах Сальвадора Дали, Эжена Делакруа и других, а «Душа цирка» - в работах Анри Матисса, Жоржа Руо и Джорджо де Кирико.
Павел Анатольевич провел для первых посетителей небольшую экскурсию, останавливаясь возле наиболее знаковых работ каждой темы. Например, авангардисты, обращающиеся к теме цирка, считали, что этот вид площадного искусства – отображение жизни, поданное на глазах толпы в концентрации короткого номера.
В работе Матисса «Кошмар белого слона» художник ярким цветом без полутонов передал то символическое значение, которое он вкладывал в творение: белый – цвет мучимых невинных животных, желтый – опасности, цвет опилок на арене, красный – вопли людей, которые пугают животное, черный – цвет родных джунглей, куда слон хотел бы вернуться.
Сюрреалист Сальвадор Дали представлен работами, которые созданы не на бумаге, а на овечьей коже, тонко выделанной итальянскими кожеделами по старинным рецептам специально для художника.
- Думаю, что именно эти творения Дали - главные претенденты на зрительские селфи, - пошутил Павел Башмаков.
Из всей пестроты стилей и имен выделяются гравюры Эжена Делакруа, посвященные «Фаусту» Гете. Эти работы были сделаны в начале XIX века – и именно они считаются предвестниками жанра «Книги художника» в том виде, в котором он раскрылся в Париже XX века. Имя Делакруа нашим зрителям, конечно, известно – художника на весь мир прославило полотно «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»).
Возможны и открытия имен на выставке. Например, в нашей стране мало знают творчество художника-графика и книжного иллюстратора Александра Алексеева, после революции эмигрировавшего во Францию. А французы знают его очень хорошо и считают лучшим в своем роде, к тому же, Алексеев – изобретатель игольчатого экрана, способа съемки анимационных фильмов.
Павел Башмаков рассказал не только о представленной графике парижских художников, происхождением часто вовсе не французов, но и их судьбах, порой – трагических, а также переплетенных связях в жизни и творчестве.
А еще по наблюдениям директора петербургской галереи, дети лучше понимают изобразительное искусство, чем взрослые. Он сам был свидетелем разговора бабушки и внука-дошкольника на одной из выставок «Шедевров». Бабушка, глядя на одну из литографий сказала, мол, ничего не понятно, «мазня какая-то». На что внучок ответил – как ты не видишь, бабушка, это же ящерица! Это действительно была «Ящерица» Жоана Миро, которая представлена в разделе «Мир природы».
Выставка из Петербурга прогостит в Архангельске до середины июня, предполагаются экскурсии.
Первые
зрители выставки обратили внимание на название – «шедевры», как бы не предполагающее
другого мнения. Соглашаться с этим или нет – ваше дело. Но посмотрев выставку, архангельские
зрители получат представление обо всех основных вехах графического искусства XX
века. И вероятнее всего,
дотошным любителям искусства придется прийти в музей художественного освоения
Арктики имени Борисова не один раз.