В прошлом номере «Правды Севера» мы подробно затронули тему сельского хозяйства: сравнили Архангельскую область с Ярославской и поговорили о производстве молока. На этот раз мы встретились с региональным министром сельского хозяйства Алексеем Коротенковым и попросили его рассказать о том, в каком состоянии находится отрасль сегодня, и что ждёт её в будущем.
О том, что идёт в рост
– Алексей Анатольевич, как вы можете охарактеризовать уходящий сельскохозяйственный сезон?
– В целом он прошёл неплохо. По итогам десяти месяцев мы можем говорить о росте производства молока в коллективных хозяйствах на 4,5 процента по сравнению с 2015 годом. Увеличение также наметилось и в поголовье коров и в их продуктивности. Если в 2015 году удой на одну корову составил 6300 килограмм, то по итогам работы за этот год ожидаемая продуктивность коров составит порядка 6500 килограмм. Такие показатели позволяют нам претендовать на третье место по удою в России.
Что касается овощей, которые входят в традиционный суповой набор, а это картофель, свёкла, капуста и морковь, то перед нами в этом году стояла задача увеличить их производство. По итогам сезона видно, что нам это удалось. И мы добились этого во многом благодаря увеличению посевных площадей. Так, по картофелю посевная площадь по сравнению с прошлым годом была увеличена на 6 процентов. А его валовый сбор составил 27 тысяч тонн, что на те же 6 процентов больше, чем урожай 2015 года. В два раза увеличилась площадь посева моркови. В принципе, это небольшие площади, но валовый сбор подрос на 83 процента по сравнению с прошлым годом, а урожайность составила 123,7 центнера с гектара. В прошлом году она составляла 120 центнеров с гектара.
Стабильным остаётся и производство овощей защищённого грунта: огурцов, помидоров, которые выращиваются в СПК «Тепличное» в Северодвинске.
На 7 процентов увеличилась посевная площадь и по зерну. В нынешнем году сельхозпроизводителям удалось увеличить посевную площадь озимых культур под урожай следующего года на 40 процентов в сравнении с 2015 годом.
Третий год подряд растёт и объём заготовки кормовых культур. Но в принципе, это говорит лишь о том, что сельхозпредприятия собирают зерна и кормов столько, сколько им нужно. Гнаться за показателями здесь не совсем правильно. Ведь кормов нужно ровно столько, сколько нужно для того, чтобы прокормить поголовье.
– А как дела с мясом?
– Архангельская область никогда не была крупным производителем мяса, говядины в первую очередь. Но и она, и свинина у нас производятся, пусть и в небольших количествах. Причём со сбытом своей продукции у производителей проблем нет – она крайне востребована на рынке. Так вот, по планам сельхозпроизводителей говядины в этом году мы произведём на 2,6 процента больше, чем в прошлом году, производство свинины остаётся стабильным, а вот производство баранины подрастёт на 6,8 процента.
– Все эти цифры касаются крупных сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств. А как себя чувствуют личные подсобные хозяйства северян, дачников?
– К сожалению, урожайность в личных подсобных хозяйствах падает. Но эта тенденция наблюдается не только в Архангельской области, а по всей России. На мой взгляд, это связано с тем, что постепенно люди отказываются от традиции выращивать на дачных участках овощи, отдавая предпочтение простому отдыху за городом.
Когда сравнения некорректны
– В адрес министерства иногда звучат упрёки в том, что применяет весьма архаичный способ господдержки сельхозпроизводителей. То есть товарное субсидирование – грубо говоря, платим за литр молока. В то же самое время наши южные соседи вкладывают бюджетные деньги в модернизацию производства.
– Существуют две формы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, которые мы можем использовать. Первый – субсидирование производства продукции, который мы и выбрали. В его рамках производитель, например, молока получает на килограмм продукции один рубль из федерального бюджета. Ещё 4 рубля доплачивает областной бюджет. Ещё 70 копеек на килограмм мы платим тем предприятиям, у которых есть инвестиционный кредит или они работают в условиях Крайнего Севера.
Второй путь, по которому идут наши соседи из Вологодской и Ярославской областей, это господдержка инвестиций в строительство и модернизацию скотомест и других средств производства. Если говорить о строительстве скотомест, то по такому сценарию из федерального бюджета будет возмещаться 20 процентов его стоимости. Регионам при этом даётся право доплачивать из собственного бюджета.
У каждого из этих вариантов поддержки есть свои плюсы и минусы. И принимая решение о том, по какому пути идти, мы руководствовались двумя факторами. Первый из них – целесообразность. Строительство той же фермы – дело весьма затратное. Если мы говорим о крупном агрохолдинге, которые есть на юге нашей области, то они готовы идти на эти траты.
Но не будем забывать, что многие сельхозпредприятия региона – это небольшие фермы, у которых нет денег даже на проектно-сметную документацию, не говоря уже о десятках миллионов рублей, чтобы оплатить 70–80 процентов стоимости строительства. На этом фоне тот путь, по которому мы идём сейчас, очевидно выгоднее: предприятия благодаря нашим субсидиям не только могут выделять средства на развитие, но подчас и просто выживать. Ведь себестоимость молока, произведённого под Вологдой и в Мезенском районе, согласитесь, разная. Только по одной этой причине наши регионы сравнивать некорректно.
Второй фактор – конечный результат, которого мы хотим добиться. А это в случае, например, молочного животноводства, – продуктивность одной фуражной коровы. К достижению этого результата ведут оба пути. И показатели Архангельской области, которые мы увеличиваем с каждым годом, лучшее тому доказательство. Поэтому я считаю, что эффективность каждого рубля, который мы сегодня вкладываем в отрасль, достаточно высока.
– Однако, в Вологде и Ярославле добиваются не только этого результата, но и создают новую, современную материально-техническую базу, которая гарантирует стабильный рост производства на годы вперёд. У нас же субсидиями из бюджета сельхозпроизводители могут распоряжаться по собственному усмотрению…
– Я объездил всю область и могу с уверенностью сказать, что в нашем сельском хозяйстве наивных людей нет. Руководители предприятий отчётливо понимают, что, не вкладывая в своё развитие сегодня, можно остаться ни с чем завтра. Поэтому та субсидия, которую мы им перечисляем, работает и на развитие. Судите сами: в прошлом году в области введено в строй 1926 скотомест, в этом – ещё 2028. И большинство тех предприятий, которые мы субсидируем, имеют планы дальнейшего развития.
– Субсидии из бюджета получают только крупные сельхозпроизводители?
– Нет. Их получают и небольшие крестьянско-фермерские хозяйства, которые заключили соглашения с нашим министерством. Мы готовы помогать каждому, правда, взамен мы требуем выполнения социальных обязательств и создания и сохранения рабочих мест. Если предприятие – крупное или не очень – готово пойти на эти условия, то милости просим.
– Но ведь есть и хозяйства, которые отказываются от господдержки…
– Отчасти я их понимаю. Виной всему проверки и необходимость составлять отчётность, которые приходят вместе с субсидией. Для некоторых предприятий это является серьёзным сдерживающим фактором, к сожалению.
– А вот производителям куриного яйца в Архангельской области никакие субсидии не помогли. Его выпуск в промышленных масштабах в Поморье практически прекратился.
– Это произошло по объективным причинам. В регионе было несколько крупных птицефабрик: Вельская, Уемская, Котласская, Няндомская. Но в последние годы произошёл целый ряд событий, который привёл к резкому сокращению производства яйца и куриного мяса. Начнём с того, что Вельская птицефабрика, которая производила около 70 процентов всего объёма продукции в масштабе области, была практически уничтожена пожаром. Котласская и Няндомская птицефабрики тоже остановились. Некоторое время в регионе работала только Уемская птицефабрика, чем и обусловлено резкое сокращение объёмов производства.
Однако перспективы у отрасли есть. Буквально в этом году возобновила работу Котласская птицефабрика. И более того, у собственника есть серьёзные планы её развития.
Помимо этого, рассматривается возможность объединения Няндомской птицефабрики и возрождаемой Вельской в один проект. В рамках его Няндомская птицефабрика станет репродуктором второго порядка, который будет производить бройлеров, яйцо и поставлять его на Вельскую птицефабрику, где вновь начнут выращивать бройлеров. У нас есть инвесторы, готовые реализовать этот проект, но пока нам необходимо решить имущественные вопросы. Заработает новая связка производственных комплексов не раньше 2017 года.
Догоняли и обгоняли сами себя
– С 1998 года в Архангельской области в 2,7 раза сократилось производство картофеля, чуть больше чем в два раза – производство овощей открытого грунта, в 5,2 раза – овощей защищённого грунта. Что же случилось за эти 17 лет?
– 17 лет – это очень долгий срок. Если говорить о том, что было в 1998 году, то нужно вспомнить и о том, что было за восемь лет до этого. А тогда был Советский Союз и плановая экономика со всеми её характерными особенностями. В те годы за каждым сельхозпредприятием был закреплён рынок сбыта – магазины, учреждения соцкультбыта, заводские столовые, которые и не думали о том, чтобы закупать овощи в Турции, Азербайджане или в Краснодарском крае. Но в одночасье всё изменилось – на смену плану пришёл рынок. Беда в том, что экономика не может мгновенно перестроиться – перейти с плановых рельс на рыночные. Так и наши предприятия, все эти годы по старинке составляли планы, догоняли и обгоняли сами себя, подчас не заботясь о рынке сбыта, маркетинге, конкурентоспособности. Со временем стало очевидно, что такая система нежизнеспособна.
Сегодня мы видим картину, которая выстроилась на основе характеристик рынка, которые учитывают наличие недорогих овощей, выращенных на юге нашей страны и за рубежом, покупательской способности населения, свободной конкуренции и контрактной системы, которая строго регулирует закупки государственных и муниципальных заказчиков.
– Грубо говоря, мы сейчас производим ровно столько, сколько способен поглотить рынок?
– Да, но рынок продуктов питания в принципе не ограничен, его можно наращивать постоянно. Но делать это только за счёт увеличения объёмов производства уже нельзя. Нужно чётко определить стратегию нашего позиционирования на рынке. Например, наш картофель дороже кубанского, но он экологически чище, да и вкуснее, наконец. Значит, мы так и должны его преподносить – упаковывать в такую «обёртку», которая привлечёт новых потребителей. Никто не запрещает нам открывать и совершенно новые ниши – морковные чипсы, например, которые я попробовал в Москве, производятся у нас, в Архангельской области.
Искать своего покупателя сельскохозяйственным предприятиям помогаем и мы, проводя для них закупочные сессии, в ходе которых учим фермеров работе с контрактной системой.
– Всё это со временем потребует и увеличения площади сельхозземель, посевных площадей, а они у нас сократились с 230 тысяч гектар в 1998 году до 77,4 тысячи гектар в 2015‑м.
– На самом деле площадь сельхозземель у нас не изменилась. Дело в том, что значительный их объём находится в долевой собственности у бывших членов колхозов и совхозов, которых сейчас уже нет. Многие из этих земель уже скуплены сельхозпредприятиями, частными владельцами, но значительная часть остаётся у тех самых вчерашних колхозников. Причём судьба этих наделов туманна: многие их владельцы умерли, уехали из деревни или попросту не пользуются землёй. Наша совместная с муниципалитетами задача – проинвентаризировать эту землю, создать единую карту сельхозземель области для того, чтобы нам было что предложить потенциальному инвестору.
Более того, земля ведь бывает разная – по составу, кислотности, другим характеристикам. Это значит, что помимо прочего нам нужно провести и эти исследования, чтобы карта получилась максимально информативной. Безусловно, это большой объём работы, но радует то, что выбирать у нас есть из чего – земли в Архангельской области достаточно. Да и спрос на неё имеется, ведь в южных и центральных регионах страны она уже поделена между сельхозпроизводителями, и за каждый гектар свободных площадей там идёт настоящая война.
– В конце ноября депутаты областного Собрания будут рассматривать законопроект о внесении изменений в областной закон об обороте сельскохозяйственных земель. Им предусматривается принудительное изъятие наделов у их собственников в том случае, если они не используются по назначению. Это значит, что с принятием этого закона потенциал отрасли возрастёт?
– Мы, конечно, рассчитываем на это, но одновременно и понимаем, что это будет нелёгкий и продолжительный по времени процесс, в котором будут задействованы все: и наше министерство, и Россельхознадзор, и муниципалитеты, и собственники земли. Тем не менее, мы будем готовы включиться в эту работу, ведь земля – это одно из главных богатств региона.