«Это визуальный терроризм»

15 февраля 12:05 Из газеты
Фото “Правда Севера“
Фото "Правда Севера"

В прошлом номере «Правды Севера» был опубликован материал «Фантазируйте в другом месте». Речь в нём шла о наружной рекламе, которая вызывает у жителей города резко негативную реакцию

Алёна СветушковаМы получили множество откликов на эту публикацию и обратились за комментарием к специалисту, который знает проблему изнутри. Алёна Светушкова работает в Москве вице-президентом в «Рыбаков фонде», который одной из своих миссий считает влияние на окружающую среду. До этого она двадцать лет руководила в Архангельске рекламным агентством «Новая линия».

— В Архангельске я была не так давно – продавала свою квартиру. Я проехала фактически весь город вдоль реки. Проехала и сказала: «Это визуальный терроризм». На меня обрушилось огромное количество информации, которую можно сформулировать в трёх предложениях: «Купи. Займи денег. Заплати меньше». Всё это «купи хоть что‑нибудь» – от древесных материалов до колготок – на меня обрушилось в формате надписей на заборах, рекламных щитов разных размеров, каких‑то плакатиков, прибитых на заборах, кривых перетяжек на фасадах домов, торговых центрах.

– Алёна Анатольевна, вы считаете, это работает? Неужели те, кто заказывают, производят и размещают эту рекламу, искренне так думают?

— Именно этот вопрос я задала своим друзьям, которые здесь работают в рекламном бизнесе. Они говорят – почти не работает. Возможно, это свидетельство серьёзного экономического кризиса – такой посыл от отчаяния, или это простая безалаберность, или отсутствие правил. Потому что их потихоньку-потихоньку начали все нарушать, а потом оказалось такое количество нарушений, что все плюнули на нормы.

– Что для вас «норма»?

— Есть два понятия нормы: законодательная, она прописана в федеральном законе о рекламе, и профессиональная. Спущенные штаны – это нарушение профессиональных этических норм. Если бы я покупала квартиру в Архангельске, меня бы эта картинка оскорбила. Неужели дела так плохи, чтобы использовать приёмы ниже плинтуса? В Архангельске было некое профессиональное сообщество, оно собиралось на фестивали, обсуждало работы. Я думаю, если делать что‑то в одиночку, без публичного обсуждения, то возможно всё, что угодно. Если профессиональное сообщество найдёт в себе желание и возможности начать обсуждать острые вопросы, то включится механизм саморегуляции. Сделал работу на грани фола, но понимаешь при этом, что если встретишься на фестивале рекламы с кем‑то понимающим, то будет… не очень.

– Креативность рекламы упала?

— И это очень заметно. Средняя норма, которая установилась сейчас в Архангельске, меня искренне огорчает, она ниже среднероссийской нормы.

– И какой, по‑вашему, выход?

— Создать общественный комитет, экспертный совет. То, что не имеет законодательной силы, но имеет рекомендательную основу. При области, при городе, любая структура, главное, чтобы там были уважаемые люди. Например, я руковожу рекламным агентством, мне звонит – условно – ректор университета и говорит: «Алёна Анатольевна, мы тут рассматривали ваш макет на экспертном совете, и нам кажется, что вы немного не в ту сторону пошли». Я бы задумалась. Профессиональные этические нормы важны. Конечно, наглые могут сказать: «Да пошли вы!» Но думаю, что постепенно производители рекламы вышли бы на какую‑то норму чуть повыше, чем сейчас она установилась.

– А вы знаете примеры таких общественных советов?

Меня могут забросать помидорами, но я, конечно же, сошлюсь на опыт Москвы. Я ссылалась на этот опыт, когда ещё жила в Архангельске. Мы делали такой макет, как бы выглядели фасады города, если бы жёстко регулировалось размещение вывесок и размещение рекламы. На компьютере это просто сделать – отрисовать Троицкий проспект и очистить его от рекламы, показать фасады. Ведь архитектуры города не видно – видно наляпанную бездарную рекламу. Артемий Лебедев, основатель и владелец известных дизайнерских студий, когда он начинал работу с правительством Москвы, начал именно с этого. Мы прочитали и попытались сделать так же. У меня даже где‑то папки сохранились с тех времён.

В Москве они пережили это. Хоть и болезненно. Но у них теперь жесточайшим образом регулируется высота размещения вывески, материалы, используемые на вывесках. Из центральных районов убраны вообще все большие билборды, и все остановки, щиты для пешеходов вписываются в городской интерьер. И хорошо бы архангельский экспертный совет по рекламе по примеру Москвы сформировал соответствующие предложения об изменениях в законодательстве. Это сложный путь, но возможный.

Ирина ЖУРАВЛЁВА

Неэтично, и не только

В письме читательницы «Фантазируйте в другом месте» речь шла о баннере, на котором его авторы, чтобы показать доступность цены на квартиры, разместили рекламный плакат со спущенными штанами

На эту публикацию ответил Денис Бугаев, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области. В ответе говорится: «На рекламу, в которой присутствуют мужские ноги со спущенными штанами, в УФАС уже пожаловались в середине января. Причем пожаловались не столько на неэтичность рекламы, сколько на недостоверность информации (по словам заявителей, сведения, что однушка стоит 1,7 млн руб., не отвечают действительности. Это, якобы, размер первого взноса). Заявления рассматриваются».

Общество

18 марта

Школь­ни­ков Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на все­рос­сийс­кий сель­скохо­зяйс­тве­нный конкурс

16 марта

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 9 по 16 марта

15 марта

Ноч­ной инцидент на Шие­се: есть постра­дав­шие

15 марта

В Архан­гель­ске, Севе­род­винске и Новод­винске появит­ся один мусор­ный поли­гон вмес­то трёх

14 марта

Недос­трои на Доков­ской решили снести

13 марта

В Архан­гель­ске отме­тят пяти­ле­тие вос­со­еди­не­ния Крыма и Севас­топо­ля с Россией

13 марта

Меди­цина с колёс

12 марта

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 13 марта

12 марта

Заболе­ва­емость грип­пом в Архан­гель­ской области выше эпи­де­ми­чес­кого порога на 37,3 процента

11 марта

За неде­лю с архан­гель­ских улиц вывез­ли 26 тысяч кубо­мет­ров снега

9 марта

Итоги неде­ли. Архан­гель­ская область с 2 по 9 марта

7 марта

В Архан­гель­ской области стар­ту­ет опе­ра­ция «Трез­вый водитель»

7 марта

8 марта на архан­гель­ском ЖД-вок­зале прой­дёт празд­ни­чный концерт

6 марта

Общест­вен­ное дви­же­ние «Чис­тый Север» зай­мётся экоп­росве­щени­ем северян

6 марта

Совер­шенству нет пре­дела в любом возрасте

Похожие материалы

12 марта Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 13 марта

6 марта Общество

Совер­шенству нет пре­дела в любом возрасте

6 марта Общество

«У меня оста­лось чувство мно­го­то­чия…»

5 марта Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 6 марта

5 марта Общество

Помор­ские исто­рии: козу­ли, боло­то и комары

4 марта Общество

В Архан­гель­ске откры­лся центр для заня­тий пляж­ными вида­ми спорта

1 марта Общество

На носу хищ­ной птицы

1 марта Общество

Следы оста­ют­ся всегда

27 февраля Общество

Мусор, от кото­рого пах­нет день­гами и политикой

27 февраля Общество

«Даль­ше – толь­ко Белое море и Ледо­витый океан»

26 февраля Общество

Све­жий номер «Прав­ды Севе­ра» выхо­дит 27 февраля

26 февраля Общество

Победи­тели кон­курса «Прав­ды Севе­ра» «Бит­ва за уро­жай» полу­чат две теп­лицы для дачи

22 февраля Общество

Порт при­пис­ки: ост­ров Соло­вец­кий, школа юнг ВМФ