06.01.2015 14:38

Мы делаем это! Архангельская область - 2014: Морская среда

Самые значимые, самые громкие, самые курьезные, самые памятные, самые трагичные, самые экономичные, самые спортивные, самые морские, самые зарубежные новости года по версии портала «Правда Севера».

Минувший 2014-й год оказался богатым на события в теме, которую мы назвали «Морская среда».

Строим и ремонтируем атомный флот

В федеральных новостях Архангельскую область достаточно редко вспоминают, кроме разве что сообщений о закладках подводных лодок, спусков кораблей, испытаний ракет. Этот год не стал исключением.

В сфере военного кораблестроения за 2014 год — масса интересных событий.

Начнем с военного кораблестроения, которым как раз и славится наш регион. В этом году северодвинские корабелы сдали флоту сразу две новейшие атомные подводные лодки.

17 июня на многоцелевой АПЛ К-560 «Северодвинск», первой подводной лодке проекта 885 «Ясень», был поднят Андреевский флаг. Субмарина вошла в состав 11-й дивизии подводных лодок Северного флота и сейчас базируется в порту Заозёрска в Мурманской области. Кстати, за полгода своей службы «Северодвинск» уже засветилась в СМИ, когда на ней провели уникальные спасательные учения.

Впервые за несколько десятилетий глубоководные испытания спасательной капсулы лодки прошли с моряками непосредственно на борту.

Под конец года Андреевский флаг взвился еще и на «стратеге» - атомном ракетном крейсере проекта 955 «Борей» «Владимир Мономах». И если «Северодвинск» - головная подлодка своего проекта, то «Владимир Мономах» - это уже отработанный в производстве продукт. До этого в Северодвинске успели построить еще два однотипных крейсера: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский».

«Бореи» станут основной морской составляющей сил ядерного сдерживания России. Всего построят восемь таких ракетоносцев. Все — в Северодвинске.

Основное оружие этих субмарин — межконтинентальные баллистические ракеты «Булава». «Владимир Мономах» этой осенью уже успел отстреляться ею по полигону на Камчатке.

Кроме того, на том же Севмаше в 2014 году заложили сразу четыре новые АПЛ: два «Борея»: «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов» и один «Ясень»: «Красноярск». Заложена и крейсерская атомная подводная лодка специального назначения «Хабаровск».

С «Генералиссимусом Суворовым» вообще вышла интересная история. Лодка за день до закладки называлась «Князь Суворов». Но в Минобороны решили, что «Генералиссимус» звучит более грозно.

Не остались без дела и соседи по Северодвинской гавани — корабелы судоремонтного центра «Звездочка».

На предприятии не только ремонтируют подводные лодки, но и строят вспомогательные корабли для ВМФ России. 26 июля из цеха предприятия выкатили и спустили на воду транспорт снабжения проекта 20180 «Академик Ковалев». На испытания корабль уйдет в 2015 году. Предполагается, что «Академик Ковалев» будет доставлять боезапас для подводных лодок на Тихоокеанском флоте, в том числе и для тех, которые строятся в Северодвинске.

В самом начале 2014 году в состав ВМФ после очередного ремонта на «Звездочке» вошла подлодка К-410 «Смоленск» проекта 949А «Антей», знаменитый «убийца авианосцев».

На «Звездочке» обновили и модернизировали атомный ракетный крейсер проекта 667БРДМ К-84 «Екатеринбург». Лодка получила известность из-за пожара, который произошел на субмарине в 2011 году. Тогда серьезно пострадал гидроакустическая станция АПЛ.

Еще один инцидент произошел уже во время заводских испытаний отремонтированного крейсера. В Белом море 21 ноября при проверке работоспособности системы удаления бытовых отходов, которая находилась под давлением, внутренней крышкой контейнера была нанесена травма ноги рабочему заводской команды. Но, несмотря на это, «Екатеринбург» успели передать флоту до конца 2014 года.

Процесс ремонта еще одной лодки на «Звездочки» подходит к концу. Дизельная подлодка Б-459 «Владикавказ» проекта 877 «Палтус» 19 сентября покинула эллинг. Сейчас она стоит у причальной стенки завода, где устанавливается и регулируется оборудование. В 2015 году «Владикавказ» уйдет в Белое море на ходовые испытания.

Завод спустя почти двадцать лет получил новый железнодорожный мост на остров Ягры, а список заказов предприятия на ремонт подлодок пополнился новыми именами: «Волк», «Самара», «Братск». Последние две лодки доставило в Северодвинск голландское судно по Северному морском пути с Тихого океана.

Русская Арктика

Начнем опять же с военных. В этом году Министерство обороны России вплотную занялось созданием арктических бригад. Вот и на территории Приморского района Архангельской области появился новый военный городок. Правда, он располагается в 1700 километров от Архангельска — на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. Сборное блочно-модульное здание смонтировано на металлических балках по сваям. Оно рассчитано на комфортное проживание военнослужащих.

Пока военные обустраивают далекий архипелаг, мусор от прошлых военных баз и метеорологических станций продолжают убирать экологи. Нацпарк «Русская Арктика» вновь отправил на Землю Франца-Иосифа рабочих и строительный отряд студентов для уборки арктических островов.

31 октября в Архангельске вернулось последнее грузовое судно «PolarKing» с арктическим  мусором на борту.

«По плану необходимо было вывезти не менее восьми тысяч тонн мусора с архипелага Земля Франца-Иосифа, несмотря на тяжелые погодные условия. Это лето выдалось самым холодным за последние 20 лет. Все работы уже закончены – заявил заместитель директора по охране национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов.

Продолжил свою работу и проект САФУ - «Плавучий Университет». В этом году научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» выполнило два рейса в Арктику.

Например, в шестой экспедиции «Плавучего университета» приняли участие 55 человек, в число которых вошли учёные, студенты и аспиранты из России, Дании, Канады, Норвегии, Швеции, представители французской компании, а также российский журналист Михаил Кожухов.

«Н.В. Гоголь» - морское наследие России

Наш колесный пароход «Н.В. Гоголь», которому в этом году исполнилось аж 103 года, получил награду «Морское наследие России». «Ассоциацию морского наследия», которая и удостоила пароход-ветеран такого звания, ничуть не смутило, что «колесник» — сугубо речное судно.

«Мы считаем своим долгом наградить исторический корабль этим знаком. В России он является единственным параходом-колесником, который не только сохранился до наших дней, но и находится в прекрасном техническом состоянии. Почему в России так мало кораблей-музеев? Да потому что это очень дорогое занятие», – отметила генеральный директор музея Мирового океана города Калининграда, председатель «Ассоциации морское наследие» Светлана Сивкова.

В 2014 году «Н.В. Гоголь» отходил по Северной Двине всю навигацию, а осенью вернулся в Северодвинск. Сейчас, наряду с атомными подводными лодками, корабелы «Звездочки» проводят ремонт парохода. К навигации 2015 года его обещают вернуть на прежние маршруты.

Треска вернулась в Архангельск

Все лето в Архангельск и обратно в Баренцево море ходили траулеры Архангельского тралового флота. Например, 18 августа у причала в Маймаксе отшвартовался небольшой траулер «Мичуринск» мезенского колхоза "Прилив" с 228 тоннами рыбы на борту.

Это лучшая иллюстрация того, что после смены владельца АТФ не перестал работать, а скорее, наоборот, активизировался на просторах северных морей. Напомним, 31 января 100-процентный пакет акций Архангельского тралового флота перешел от Росимущества к новому собственнику – ООО «Вирма». Например, только трески и пикши выловили в 2014 году около 36 000 тонн.

Новым владельцам удалось избавиться и от большого количество старых траулеров, которые буквально загромождали собой причальные стенки порта Маймаксы. Пять судов отправили на металлолом в Турцию.

Вьетнам стал ближе

Под конец года неожиданная новость пришла из далекого Вьетнама. Сотрудничество между Россией и этой страной дошло до того, что на судостроительном заводе в городе Дананг заложили дноуглубительное судно для Архангельского порта.

Судно получит название «Северная Двина» и имеет длину в 80 метров. Корабль сможет забирать грунт с глубины до 22 метров.

В поисках ледохода

В Архангельске подвели итоги экспедиции в Карское море. Ученые и историки искали несколько погибших в годы Второй мировой войны кораблей.

Среди найденных погибших пароходов - судно «Марина Раскова», которое принадлежало Северному морскому пароходству и было в 1944 году торпедировано немецкой подводной лодкой в Карском море.

Как выяснилось, у проректора САФЦ Натальи Чичериной на погибшем судне служил старшим механиком ее дедушка.

Российский военный флот родом из Архангельска?

И напоследок. В минувшем году историки и чиновники в Архангельской области решили сказать на всю Россию, что именно в Архангельске зародился военно-морской флот страны. Этому посвятили целый форум - «Во славу флота и Отечества!»

В регион приехали представители Костромской, Нижегородской, Мурманской, Калининградской областей, Республики Карелия, Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма и Севастополя, а также партнeры из Норвегии, Финляндии, Швеции, Франции, Голландии и Сингапура.

«Мы должны прекратить разговоры о том, откуда пошeл военный флот России. Я вижу за этим больше популистский шум, чем предметные заявления. Думаю, всем еще со школьной скамьи известно, что первый военно-морской корабль России заложен в Архангельске, а на Соловках освящeн первый Андреевский флаг», – подчеркнул губернатор Игорь Орлов.

Итоги года:

Как дела? Архангельская область-2014: Общество

Дела «высокие». Архангельская область-2014: Культура

Ну и дела. Архангельская область-2014: Из жизни

Деловая среда. Архангельская область-2014: Экономика

Дела государственные. Архангельская область-2014: Политика

Читайте завтра: Дела победные. Архангельская область-2014: Спорт


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Олег МАГЛИЧ Фото автора, Владимира Соколова и Николая Гернета