О брутальном железе Сольвычегодска, мягком купечестве Каргополя и неожиданной тайне Вельска

20 февраля 2019 9:05 Из газеты
Сольвычегодск
Сольвычегодск

Посетители выставки, посвящённой столетию трёх музеев, кроме редчайших экспонатов, увидят на электронных табло документальный фильм-триптих

О том, как снимался фильм, и что в итоге получилось, «Правде Севера» рассказали режиссёр-оператор Григорий Чухин и помощник режиссёра Татьяна Григорий ЧухинБородина.

Они долго думали, как построить фильм, потому что каждый город имеет свою историю, каждый музей имеет свою историю, каждый предмет в музее имеет свою историю, за каждым предметом стоит человек, который имеет свою историю!

И хотя свои закрома музейщики открыли не сразу, но создатели фильма всё‑таки получили материал, который не демонстрировался нигде и никому. И сюжетные линии переплелись в точке «основатели-продолжатели».


Вельск. О любимом мужчине директора музея

Василий Феоктистович Кулаков, основатель музея ВельскаКоллекция Вельского музея основана Василием Феоктистовичем Кулаковым, человеком, который в девятнадцать лет ушёл из дома на Соловки учиться иконописи. Мастерство иконописца после революции некуда было применить, и он стал писать портреты. И всю жизнь собирал древности, причём не абы что, делал это очень осмысленно.

— Первая половина фильма – что это за музей, кто такой Кулаков, и почему всё это есть. Как у него эту коллекцию конфисковали-экспроприировали. А вторая половина – переход, связующее звено, – объясняет Григорий Чухин. – Кулаков создавал макеты домов, которые стоят как экспонаты – старинные поморские избы, курные избы – классика деревянной архитектуры. А вельские музейщики, по сути, повторили то, что он делал, только собрали не макет, а настоящий дом. Привезли и поставили. Там ведь живопись авторская домовая необыкновенная – расписаны стены, косяки, печи. И мы провели параллель между Кулаковым и нынешним директором музея Галиной Александровной Веревкиной, продолжателем этой традиции. Она в фильме так и говорит – это мой любимый мужчина, я не скрываю. И эта же линия «основателей-продолжателей» есть в Каргополе и Сольвычегодске. Вернее, мы попытались это сделать, но в Каргополе получилось не столь явно.

— Когда мы поехали просто знакомиться, уже тогда было ощущение, что попали на другую планету. Все музеи, все люди, которые там работают, удивительно интересны, с каждым мы разговаривали по два-три часа, и не оторваться было, – рассказывает Татьяна Бородина. – У всех очень большая история, можно забраться в такие дебри, для журналистов – рай. А для меня это был полёт в космос.

Каргополь. Всё самое распрекрасное – оттуда

Капитон Григорьевич Колпаков, основатель музея Каргополя Музей в Каргополе – градообразующее предприятие. Направлений очень много, зданий очень много, коллектив по сравнению с остальными районными музеями огромный – пятьдесят пять человек. Основатель Каргопольского музея – Капитон Григорьевич Колпаков – был собирателем древностей, к началу революции собрал очень серьёзную коллекцию: женские костюмы, оружие, золотное шитьё, вышивку.

— Колпаковская коллекция – это музейная база, всё самое распрекрасное – оттуда, – рассказывает Григорий Чухин. – А нынешний директор Лидия Ивановна Севостьянова – продолжательница дела. Мы узнали, что она передала в музей кокошник, который был расшит жемчугом, у хранителя выпросили, и в момент, когда записывали интервью, прямо в руки ей подали. Она смутилась. И в фильме она о нём рассказывает, что в войну весь жемчуг отдали на нужды оборонки, часть красоты кокошник утратил. Надо его реставрировать.

— В Каргополе происходит так много ярких событий, начиная с «Хрустальных звонов» и заканчивая «Бараньим воскресеньем»! Вот и фильм получился такой, – увлечённо говорит Татьяна Бородина. – Я рассказываю об этом всем знакомым, людям, которые прожили в нашей области всю жизнь, – они рот открывают. «Серьёзно? Они там, в Каргополе, все в костюмы переодеваются?» «Да!» «И дети, и мастера, и ярмарка шикарная?» «Да!» Мы ж не знаем, что в соседнем дворе делается. А летом все думают, куда бы с детьми съездить? Так вот же! Сюда – легко, шесть часов на поезде всего‑то».

— А ещё мы очень рады, что музыку специально для фильма написал Сергей Власов, профессиональный звонарь из Каргополя, и Антон Веселков, звукорежиссёр кукольного театра. И Дмитрий Попов из Шенкурска три вещи записал, – добавил Григорий.

Сольвычегодск. Строгановское серебро вам в руки

Илья Иванович Томский, первый директор музея СольвычегодскаСольвычегодск – это Строгановы, это величие. Солеварение и железоделание у Строгановых было поставлено на промышленный уровень. Железа для солеварения требовалось очень много, поскольку металл быстро окислялся от соли. В Сольвычегодске они друг без друга не существовали. Директор музея Максим Вячеславович Черных экспериментирует со строгановскими технологиями, по сути, возрождает то, чем они занимались.

— Наверное, ему не грозит стать промышленником мирового уровня, но и задачи такой нет. Он человек скромный, говорит: «Куда мне до Строгановых», – рассказывает Григорий Чухин. – Но когда я работал над фильмом, когда узнавал, находил, открывал – испытывал громадное удовольствие и удовлетворение. Надеюсь, получилось кино ещё и для интернет-аудитории. И эта аудитория пока не готова приехать в эти города, но, может быть, когда увидит – заинтересуется. Люди приедут и посмотрят своими глазами, потрогают руками. Потому что все музеи настроены на интерактив и развиваются. Строгановское серебро им в руки не дадут, но соль поварить, железо поковать вполне могут дать. Сольвычегодск – он, вообще, такой мужской, брутальный, железо в нём чувствуется. Каргополь – большой и вечный музей, купеческий и женский, равнинно-мягкий. А Вельск был абсолютно непонятен, он никогда Татьяна Бородинабольшим городом не был, раскрылся неожиданно.

— Мало кто знает, что происходит в этих городах, а они на самом деле живут очень яркой жизнью, – соглашается с ним Татьяна. – Музеи теперь – это не просто какие‑то помещения с витринами, к которым можно подойти и поглазеть, а они живут вместе с городами. На мой взгляд, дни рождения музеев и выставка в Гостиных дворах – это очень важное событие для области. Такого в ближайшие сто лет и не будет больше.

До конца февраля создатели фильма устроят презентации в Каргополе, Вельске и Сольвычегодске. В интернете фильм появится в марте. Кроме того, планируется запустить его на телеканалы и сделать киноверсию, которую можно будет смотреть на больших экранах.

Ирина ЖУРАВЛЁВА Фото Николая Выморкова и Григория Чухина

Культура

3 июня

Вер­хняя Тойма приг­лаша­ет всех жела­ющих на Фокин­ский лите­рат­ур­но-музы­каль­ный фестиваль

3 июня

Архан­гель­ская область побор­ет­ся за зва­ние «Само­го чита­юще­го региона»

3 июня

В Лешу­кон­ской дет­ской музы­каль­ной школе отрем­он­тиру­ют кон­цертный зал

2 июня

Кено­зерье приг­лаша­ет школь­ни­ков и роди­те­лей прой­ти эко­ло­ги­чес­кий квест о Рус­ском Севере

2 июня

К 130 дню рож­де­ния Антони­ны Коло­тило­вой в Гос­тиных дво­рах откро­ет­ся выставка

1 июня

«Малые Коре­лы» приг­лаша­ют детей на кон­курс «Штри­хи к портре­ту лошади»

1 июня

Свя­то-Троиц­кий Антони­ево-Сий­ский монас­тырь отмеча­ет 500‑летие

30 мая

Нац­парки «Кено­зер­ский» и «Онеж­ское Поморье» пере­но­сят открытие

29 мая

Архан­гель­ский театр Драмы пред­лага­ет своим поклонни­кам побывать на вир­туаль­ной цере­мо­нии закры­тия сезона

29 мая

Открыт прием заявок на V меж­реги­ональ­ный фес­тиваль «Кос­тюм Рус­ско­го Севера»

29 мая

Наз­ваны имена победи­те­лей XIV регио­наль­ного кон­курса «Нас­ле­дие Поморья»

28 мая

Архан­гель­ский театр драмы про­ве­дёт закры­тие 87-го сезо­на онлайн

27 мая

Сту­ден­чес­кие отряды Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на кон­курс авторс­кой песни

27 мая

«Паль­то дона­ши­ваю отцовск­ое!»

26 мая

Архан­гель­ский театр драмы пока­жет мини-сери­ал по Дос­то­ев­ско­му на Youtube

Похожие материалы