О брутальном железе Сольвычегодска, мягком купечестве Каргополя и неожиданной тайне Вельска

20 февраля 9:05 Из газеты
Сольвычегодск
Сольвычегодск

Посетители выставки, посвящённой столетию трёх музеев, кроме редчайших экспонатов, увидят на электронных табло документальный фильм-триптих

О том, как снимался фильм, и что в итоге получилось, «Правде Севера» рассказали режиссёр-оператор Григорий Чухин и помощник режиссёра Татьяна Григорий ЧухинБородина.

Они долго думали, как построить фильм, потому что каждый город имеет свою историю, каждый музей имеет свою историю, каждый предмет в музее имеет свою историю, за каждым предметом стоит человек, который имеет свою историю!

И хотя свои закрома музейщики открыли не сразу, но создатели фильма всё‑таки получили материал, который не демонстрировался нигде и никому. И сюжетные линии переплелись в точке «основатели-продолжатели».


Вельск. О любимом мужчине директора музея

Василий Феоктистович Кулаков, основатель музея ВельскаКоллекция Вельского музея основана Василием Феоктистовичем Кулаковым, человеком, который в девятнадцать лет ушёл из дома на Соловки учиться иконописи. Мастерство иконописца после революции некуда было применить, и он стал писать портреты. И всю жизнь собирал древности, причём не абы что, делал это очень осмысленно.

— Первая половина фильма – что это за музей, кто такой Кулаков, и почему всё это есть. Как у него эту коллекцию конфисковали-экспроприировали. А вторая половина – переход, связующее звено, – объясняет Григорий Чухин. – Кулаков создавал макеты домов, которые стоят как экспонаты – старинные поморские избы, курные избы – классика деревянной архитектуры. А вельские музейщики, по сути, повторили то, что он делал, только собрали не макет, а настоящий дом. Привезли и поставили. Там ведь живопись авторская домовая необыкновенная – расписаны стены, косяки, печи. И мы провели параллель между Кулаковым и нынешним директором музея Галиной Александровной Веревкиной, продолжателем этой традиции. Она в фильме так и говорит – это мой любимый мужчина, я не скрываю. И эта же линия «основателей-продолжателей» есть в Каргополе и Сольвычегодске. Вернее, мы попытались это сделать, но в Каргополе получилось не столь явно.

— Когда мы поехали просто знакомиться, уже тогда было ощущение, что попали на другую планету. Все музеи, все люди, которые там работают, удивительно интересны, с каждым мы разговаривали по два-три часа, и не оторваться было, – рассказывает Татьяна Бородина. – У всех очень большая история, можно забраться в такие дебри, для журналистов – рай. А для меня это был полёт в космос.

Каргополь. Всё самое распрекрасное – оттуда

Капитон Григорьевич Колпаков, основатель музея Каргополя Музей в Каргополе – градообразующее предприятие. Направлений очень много, зданий очень много, коллектив по сравнению с остальными районными музеями огромный – пятьдесят пять человек. Основатель Каргопольского музея – Капитон Григорьевич Колпаков – был собирателем древностей, к началу революции собрал очень серьёзную коллекцию: женские костюмы, оружие, золотное шитьё, вышивку.

— Колпаковская коллекция – это музейная база, всё самое распрекрасное – оттуда, – рассказывает Григорий Чухин. – А нынешний директор Лидия Ивановна Севостьянова – продолжательница дела. Мы узнали, что она передала в музей кокошник, который был расшит жемчугом, у хранителя выпросили, и в момент, когда записывали интервью, прямо в руки ей подали. Она смутилась. И в фильме она о нём рассказывает, что в войну весь жемчуг отдали на нужды оборонки, часть красоты кокошник утратил. Надо его реставрировать.

— В Каргополе происходит так много ярких событий, начиная с «Хрустальных звонов» и заканчивая «Бараньим воскресеньем»! Вот и фильм получился такой, – увлечённо говорит Татьяна Бородина. – Я рассказываю об этом всем знакомым, людям, которые прожили в нашей области всю жизнь, – они рот открывают. «Серьёзно? Они там, в Каргополе, все в костюмы переодеваются?» «Да!» «И дети, и мастера, и ярмарка шикарная?» «Да!» Мы ж не знаем, что в соседнем дворе делается. А летом все думают, куда бы с детьми съездить? Так вот же! Сюда – легко, шесть часов на поезде всего‑то».

— А ещё мы очень рады, что музыку специально для фильма написал Сергей Власов, профессиональный звонарь из Каргополя, и Антон Веселков, звукорежиссёр кукольного театра. И Дмитрий Попов из Шенкурска три вещи записал, – добавил Григорий.

Сольвычегодск. Строгановское серебро вам в руки

Илья Иванович Томский, первый директор музея СольвычегодскаСольвычегодск – это Строгановы, это величие. Солеварение и железоделание у Строгановых было поставлено на промышленный уровень. Железа для солеварения требовалось очень много, поскольку металл быстро окислялся от соли. В Сольвычегодске они друг без друга не существовали. Директор музея Максим Вячеславович Черных экспериментирует со строгановскими технологиями, по сути, возрождает то, чем они занимались.

— Наверное, ему не грозит стать промышленником мирового уровня, но и задачи такой нет. Он человек скромный, говорит: «Куда мне до Строгановых», – рассказывает Григорий Чухин. – Но когда я работал над фильмом, когда узнавал, находил, открывал – испытывал громадное удовольствие и удовлетворение. Надеюсь, получилось кино ещё и для интернет-аудитории. И эта аудитория пока не готова приехать в эти города, но, может быть, когда увидит – заинтересуется. Люди приедут и посмотрят своими глазами, потрогают руками. Потому что все музеи настроены на интерактив и развиваются. Строгановское серебро им в руки не дадут, но соль поварить, железо поковать вполне могут дать. Сольвычегодск – он, вообще, такой мужской, брутальный, железо в нём чувствуется. Каргополь – большой и вечный музей, купеческий и женский, равнинно-мягкий. А Вельск был абсолютно непонятен, он никогда Татьяна Бородинабольшим городом не был, раскрылся неожиданно.

— Мало кто знает, что происходит в этих городах, а они на самом деле живут очень яркой жизнью, – соглашается с ним Татьяна. – Музеи теперь – это не просто какие‑то помещения с витринами, к которым можно подойти и поглазеть, а они живут вместе с городами. На мой взгляд, дни рождения музеев и выставка в Гостиных дворах – это очень важное событие для области. Такого в ближайшие сто лет и не будет больше.

До конца февраля создатели фильма устроят презентации в Каргополе, Вельске и Сольвычегодске. В интернете фильм появится в марте. Кроме того, планируется запустить его на телеканалы и сделать киноверсию, которую можно будет смотреть на больших экранах.

Ирина ЖУРАВЛЁВА Фото Николая Выморкова и Григория Чухина

Культура

24 мая

Мы слож­но вжи­вались в роли

24 мая

Вкус чте­ния с Доб­рол­юб­вкой: Чте­ние – это сво­бода и радость

23 мая

Вор­зого­ры вир­туаль­ной реаль­нос­ти

23 мая

Сот­рудн­ик музея исто­рии ГУЛА­Га на «Ночи музе­ев» в Архан­гель­ске рас­ска­зал о «Дож­дях истории»

22 мая

В Архан­гель­ске откры­лся IX регио­наль­ный фес­тиваль «Ваш выход!»

21 мая

Архан­гель­ских стар­шек­лас­сни­ков приг­лаша­ют на город­ской праз­дник последне­го звонка

21 мая

В Архан­гель­ске вто­рой раз прой­дёт меж­дуна­род­ный фес­тиваль диз­ай­на Typomania

21 мая

В архан­гель­ском Худо­жест­ве­нном сало­не откры­лась пер­сональ­ная выставка Кати Барановой

20 мая

В Архан­гель­ске откры­лась выставка, посвящ­ен­ная репресси­ров­ан­ному худож­нику Бори­су Крейцеру

20 мая

Юные архан­гель­ские тан­цоры победи­ли на меж­дуна­род­ном кон­курсе в Костроме

19 мая

В «Ночь музе­ев» в Архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах предс­та­вили волон­терс­кий про­ект «Про­стые вещи»

17 мая

Прек­расные лужи Зои Гав­шинс­кой

17 мая

В Архан­гель­ске нача­лась «Нор­вежс­кая весна»

16 мая

«Все­лен­ная Фёдо­ра Абрамова»

16 мая

Всам­дел­иш­ные истории

Похожие материалы