Лирику – в сторону!

5 декабря 2018 11:07 Из газеты
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

На день рождения Архангельского театра кукол приезжал Михаил Логинов, главный режиссёр Костромского театра кукол

Но имя Михаила Логинова до сих пор ассоциируется с нашим театром кукол, несмотря на то что он уехал уже более десяти лет назад. Он здесь не просто сыграл блистательные роли, но и был одним из тех, кто создавал неповторимую театральную ауру.

Мы разговариваем с Михаилом в театре «Понарошку». Поскольку мы знакомы давно, общение логичнее идёт на «ты».

– Михаил, ты не опасался первый раз переступать порог нового здания театра кукол?

— Я понимаю, о чём вопрос. Но также понимаю, что жизнь есть жизнь. Поэтому сантименты – в сторону. Это прекрасно, что появилось новое здание. Я сейчас живу в хорошем театре, ещё раз подчеркну – в хорошем творческом театре, но у нас актёрская гримёрная одна – на 14 человек, то есть на всю труппу. И это совсем маленькая комнатушка. А бывают спектакли, где заняты все, а надо переодеться, подготовиться. Поэтому – лирику в сторону, эти обычные разговоры – ах, театр переехал в новое здание, а дух театра потеряли. Новое здание – замечательное. Замечательно, что молодые актёры могут готовиться к спектаклю отдельно от «взрослых». Потому, что тяжело им в одной гримёрке. Хорошо, что есть куда разбежаться и отдохнуть друг от друга во время тяжёлого репетиционного дня.

– А если с лирикой?

— Но если говорить о лирике, мне сейчас было ехать в театр очень страшно. Не просто грустно, а страшно. Потому что сколько меня здесь нет, а это лет десять, снится ж, снится родной театр. Я готовился, понимал, что нет того театра, который снится каждую ночь. Но это лирика, и с этим надо справляться.

– То есть мы не будем говорить о том, как бы не потерять духа прежнего театра в новых стенах?

— Не буду говорить! И знаешь, почему и за что я люблю театр как таковой? Никакие вчерашние заслуги не работают. Я так ненавижу говорить: «В моём Костромском театре тоже две «золотые маски» … При том недавние, и я сейчас невольно хвастаюсь – я участвовал в их обретении. Но это всё не работает. Сегодня ты выйдешь на сцену, и сегодня ты можешь провалиться. Так что все заслуги – в сторону. Есть только – сегодня! Обожаю за это театр.

– А как сегодня живёт Костромской театр кукол?

— Костромской театр кукол, на мой взгляд, в очень хорошем тонусе. Началось это, наверное, без меня, я говорю о последнем десятилетии. Я поработал там немного, потом уехал на два года в Волгоград на повышение, как это называется – меня туда позвали главным, а потом вернулся. Пока меня не было, приезжал Владимир Иванович Бирюков, знаковая фигура в театре кукол, и перетряхнул там всё! Когда я приехал, ставили спектакль «Медведь» – и этот первая «Золотая маска» Костромского театра кукол. Вся пыль стряхнулась, и, как мне кажется, театр почувствовал вкус. Меня очень радует, что труппа очень разновозрастная – от семидесятилетних до двадцатилетних. И все они готовы на риск, эксперимент. Мы очень много работаем, мы постоянно на колёсах, много ездим по области.

– Много работы – это же хорошо…

— Это хорошо, некогда плести интриги, рефлексировать, что жизнь нехороша. На нас, как на многие театры страны, свалились федеральные миллионы. Свалились в октябре. За декабрь я ставлю три спектакля, у меня три премьеры на федеральные деньги, а потом новогодняя кампания. Отступать некуда, все понимают, что такое грант. А следующий год – Год театра, там обещают её большее финансирование. Живём в очень странном режиме – как успеем, не знаю, но страдать некогда. Вливание федеральное позволило приглашать много молодых успешных художников.

– А какие спектакли ставишь?

— «Золушку» – с молодёжным составом. Мы этот спектакль начинали с Ниной Тумановой для студентов тогда АГТУ, был такой проект. Это очень плотная компиляция Шварца. Композитор – Антоша Веселков, звукооператор Архангельского театра кукол. Второй спектакль по пьесе Анны Богачёвой – я его зацепил, когда надо было что‑то найти для Нового года. Называется он «Волшебная ночь, или Когда оживают игрушки». История такая – выбросили пять игрушек, потому что они старые, а девочка ждёт новые. А эти игрушки на помойке очень переживают, как там она без них?

– Очень актуально…

— Да, и это возможность актёрам предпенсионного и пенсионного возраста в театре кукол что‑то шепнуть детям. Мораль понятна – старый друг лучше новых двух. Не торопись расставаться со старыми друзьями. Но здесь ещё кое-что… Про судьбу, про возраст. Очень интересно об этом говорить с маленькими детьми. Третий проект «Мойдодыр» – я его подхватил, потому что режиссёр заболел, а проект грантовый.

— Мы находимся в здании театра «Понарошку», который создал твой сын Илья…

— Илья с Машей (жена и коллега Ильи Логинова – прим. авт.) или Маша с Ильёй.

– Понимаю, но говорю так потому, что делаю акцент на «сын». Что для тебя этот театр?

— Это место меня спасает. Сегодня (разговор шёл 2 декабря – прим. ред.) у меня здесь премьера, а этот проект я двадцать лет в себе таскаю. В 1998 году я понял, что хочу читать «Крысолова» Цветаевой. И всё, никак. И вот собираюсь ехать на юбилей, звоню Илье, говорю, что успеваю к нему на Высоцкого… А он спрашивает: «А слабо что‑нибудь новое прочитать?» Я понял, что у меня есть две недели, и я ему говорю: «Заявляй, а то ещё десять лет не соберусь». «Понарошку» – это волшебный пендель в каких‑то вещах, которые можно было бы отложить. И мечтать о них всю жизнь.

– Да, кстати, как ты оцениваешь исполнение Ильёй произведений Высоцкого?

— Неоднозначно, мы с Илюшей говорили, он расстроился. Для меня Высоцкий – с тринадцати лет. Очевидно, что для Ильи – это недавнее открытие.

– Может, это профессиональная ревность?

— У меня было такое отношение к Высоцкому – это моё, и не троньте! Но сейчас просто хотел его слушать и исполнять в другом ракурсе. Но у Ильи есть пафос первого открытия, с которым он делится, и это здорово.

– Тебе есть чему поучиться у сына?

— Конечно, потому что это тяжело, то, что он делает. Но такую энергию даёт, когда делаешь сам. Легко быть под кем‑то и жаловаться на судьбу и на глупое и неправильное руководство. А тут встал на ножки и пошёл. Это здорово! И я питаюсь их творчеством не только в лирическом плане. Я в четырёх городах поставил Машину «Дюймовочку», они десять лет назад попросили меня помочь. Я, конечно, помог, а потом говорю, ребята, отдайте мне, я его поставлю в профессиональном театре. И она у меня хорошо идёт, она лауреат многих фестивалей. И вторая её пьеса «На одной лесной полянке» – я тоже в двух местах поставил, и я вижу, что Маша – очень крепкий интересный драматург. В трёх спектаклях в Костромском театре кукол звучит Ильюхина музыка – вот такая сознательно наивная – она очень на месте.

– Наверное, для тебя всё это большая радость?

— Да, это счастье, не будем этого слова стесняться.

Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО

Культура

21 апреля

В Гос­тиных дво­рах впер­вые рабо­тали волон­теры культуры

21 апреля

Север­ный хор завер­шил гас­троль­ный тур

20 апреля

Фильм, сня­тый в Поморье, пока­жут на Мос­ковс­ком Меж­дуна­род­ном кино­фес­тива­ле

20 апреля

В Архан­гель­ске наз­вали луч­ших тан­цо­ров Поморья

19 апреля

В архан­гель­ском музее Бори­сова рабо­та­ет выставка «Аркти­чес­кая сага»

19 апреля

В «Рус­ской Аркти­ке» сняли доку­мен­таль­ный фильм о белых медведях

19 апреля

Темой Биб­ли­оно­чи в Доб­ролю­бов­ке в этом году ста­нет космос

19 апреля

В Ломо­нос­ов­ском ДК про­шёл гала-кон­церт кон­курса «Прек­рас­ное далеко»

18 апреля

В Архан­гель­ском музее изоб­рази­тель­ных искусств откры­лась выставка «Север. При­тя­же­ние»

18 апреля

В архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка фотог­ра­фий Ивана Вагнера

18 апреля

«Кни­га года-2020»: Это наша биография

17 апреля

В Архан­гель­ске в День памя­ти Миха­ила Ломо­носо­ва про­шёл концерт

17 апреля

Два про­ек­та Поморья номи­ниро­ваны на «геог­рафи­чес­кий Оскар»

17 апреля

Кильки-мор­яч­ки, трол­ли и феи: в Архан­гель­ске откры­лась меж­дуна­род­ная Аркти­чес­кая выставка авторс­кой куклы

16 апреля

Рос­си­ян приг­лаша­ют на вир­туаль­ную экску­рсию по Каргополю

Похожие материалы

3 декабря Культура

Чет­вёрто­го декаб­ря в Архан­гель­ске и Севе­род­винске нач­нётся показ фильм­ов фес­тива­ля Arctic Open

1 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: » Бес­сони­ца. Гомер. Тугие паруса»

1 декабря Культура

Год Фёдо­ра Абрамо­ва: «Фак­ти­ков под­брось­те!»

29 ноября Культура

В АГКЦ про­шёл бла­гот­вори­тель­ный кон­церт, посвящ­ен­ный юби­лею заслуж­ен­ной артистки Рос­сии Ренаты Кур­бато­вой

21 ноября Культура

Играла на ман­доли­не и гита­ре: кар­пог­ор­ские учи­теля писа­теля Фёдо­ра Абрамова

19 ноября Культура

В Новод­винске про­шёл Север­ный меж­наци­ональ­ный форум

19 ноября Культура

В музее Бори­сова откры­лась выставка «Дмит­рий Свеш­ни­ков. Путе­вые заметки»

19 ноября Культура

Дмит­рий Лохов отме­тил 70-й день рож­де­ния бене­фи­сом и премье­рой «Золо­чёных лбов» по Шергину

15 ноября Культура

Что дет­ские теат­ры могут про­тиво­пос­тавить циф­ровым тех­ноло­ги­ям?

15 ноября Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: «Осень с клас­сика­ми»

8 ноября Культура

Где посел­ят­ся герои книги «Детство в Солом­бале»?

8 ноября Культура

Доб­ролю­бов­ка про­дол­жа­ет онлайн-мара­фон «Осень с клас­сика­ми»

8 ноября Культура

В Гос­тиных дво­рах про­шла пре­зен­та­ция фильма Клав­дии Хоро­шави­ной о теат­ре помор­ской куль­туры «Сузёмье»