Эдуардо де Фелиппо советские кинозрители запомнили в роли отца дезертира

25 марта 11:38
кадр из фильма «Все – по домам»
кадр из фильма «Все – по домам»

На сцене Архангельского театра драмы в нынешние выходные состоялась громкая премьера по пьесе итальянца Эдуардо де Фелиппо.

Интересно, что де Фелиппо был не только драматургом, основателем собственной школы драматургов, театральным режиссером и актером, но и кинорежиссером, и киноактером.

Он написал более 55 театральных пьес, известны и экранизации пьес под руководством как самого Эдуардо, так и других режиссеров (Ренато Кастеллани «Привидения по-итальянски», Витторио де Сики «Брак по-итальянски», Эдуардо де Фелиппо «Неаполь – город миллионеров», снятые в 1950-60-е годы).

Эдуардо де ФелиппоКонечно, как театрального актера российский (тогда – советский) зритель де Фелиппо знать не мог. Но оказывается, знаменитый драматург снимался в кино еще и в качестве актера. У него была весьма характерная внешность и кинозрители запоминали его сразу, правда, не только из-за внешности.

Один из таких фильмов с участием де Фелиппо-актера, в начале 1960-х годов широко демонстрировался в СССР.

Это фильм «Все – по домам» режиссера Луиджи Коменчини, в котором де Фелиппо сыграл эпизодическую роль отца главного героя. А герой этот (в исполнении Альберто Сорди) – отчаявшийся офицер фашистской итальянской армии Альберто Инноченци. Армии, потерпевшей полное поражение. С большим трудом он пробирается домой по перевернутой войной стране, прячась от бывших союзников-немцев, опасаясь высадившихся американцев, хоронясь от соотечественников-штурмовиков и просто обезумевших мародеров.

А его отец (Эдуардо де Фелиппо), встречая любимого и единственного сына, отправляет его обратно на фронт биться до последнего непонятно с кем и непонятно во имя чего или кого. Причем, сеньор Инноченци вовсе не фашист и не злодей. Он просто не хочет видеть и знать того, что происходит на самом деле, все еще веря в непобедимость немецкой армии и величие Муссолини, которого к тому времени уже арестовали. К тому же он хочет видеть в сыне героя, а не дезертира.

В фильме такой поворот сюжета весьма неожидан для зрителя, поскольку подобные родители в любой стране не часто встречаются. Отец лейтенанта, уверенный в своей отцовской правоте, ужасен, смешон и жалок одновременно: «Я договорился с майором, тебе ничего не будет за то, что ты оставил полк».

А то, что обозленные союзнички отлавливали сбежавших итальянских солдат и под конвоем отправляли их прямиком в Германию, в концлагеря, про то он даже не подумал, а сын не стал говорить – бесполезно. Герой тайком покидает отцовский дом и плачет, мысленно навсегда прощаясь с родным человеком.

Рекламный слоган фильма гласит: «Альберто Сорди – в качестве солдата, который не стал сопротивляться… пока он не нашел врага!». Фильм был удостоен Специальной золотой премии на Московском международном кинофестивале в 1961 году и тут же попал в отечественный прокат. Сейчас его можно найти в интернете.

Татьяна БОРИСОВА

Культура

23 апреля

В музее ИЗО откры­лась выставка памя­ти архан­гель­ского худож­ника Нико­лая Федорова

23 апреля

В Архан­гель­ске завер­шился Пас­халь­ный фес­тиваль «Небо славян»

23 апреля

В Доб­ролю­бов­ке назо­вут «Кни­ги года»

20 апреля

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

19 апреля

У каж­дого есть свой «сон золотой»

18 апреля

В Архан­гель­ске на фес­тива­ле «Род­нико­вое сло­во» сыг­ра­ют спек­такль в бассейне

17 апреля

В Новод­винске наз­ваны луч­шие народ­ные теат­ры области

17 апреля

Книж­кины име­нины: Кот Учё­ный, посвяще­ние в аген­ты и спец­приз от «ПС»

17 апреля

В Архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах про­звуча­ли песни о главном

16 апреля

Архан­гель­ский про­ект «Живое слово теат­ра» полу­чил грант Рос­моло­дёжи

16 апреля

В Архан­гель­ске гото­вит­ся к выходу «Кале­вала» на трёх языках

14 апреля

В Архан­гель­ском теат­ре кукол – премьера

13 апреля

Алек­сей Моча­лов: «Нель­зя же бежать вечно!»

12 апреля

Люби­тель­ский театр: жизнь после работы

12 апреля

В Архан­гель­ской области начал­ся отбор­оч­ный тур меж­дуна­род­ных Пара­дель­фий­ских игр