На сцене Архангельского театра драмы в нынешние выходные состоялась громкая премьера по пьесе итальянца Эдуардо де Фелиппо.
Интересно, что де Фелиппо был не только драматургом, основателем собственной школы драматургов, театральным режиссером и актером, но и кинорежиссером, и киноактером.
Он написал более 55 театральных пьес, известны и экранизации пьес под руководством как самого Эдуардо, так и других режиссеров (Ренато Кастеллани «Привидения по-итальянски», Витторио де Сики «Брак по-итальянски», Эдуардо де Фелиппо «Неаполь – город миллионеров», снятые в 1950-60-е годы).
Эдуардо де ФелиппоКонечно, как театрального актера российский (тогда – советский) зритель де Фелиппо знать не мог. Но оказывается, знаменитый драматург снимался в кино еще и в качестве актера. У него была весьма характерная внешность и кинозрители запоминали его сразу, правда, не только из-за внешности.
Один из таких фильмов с участием де Фелиппо-актера, в начале 1960-х годов широко демонстрировался в СССР.
Это фильм «Все – по домам» режиссера Луиджи Коменчини, в котором де Фелиппо сыграл эпизодическую роль отца главного героя. А герой этот (в исполнении Альберто Сорди) – отчаявшийся офицер фашистской итальянской армии Альберто Инноченци. Армии, потерпевшей полное поражение. С большим трудом он пробирается домой по перевернутой войной стране, прячась от бывших союзников-немцев, опасаясь высадившихся американцев, хоронясь от соотечественников-штурмовиков и просто обезумевших мародеров.
А его отец (Эдуардо де Фелиппо), встречая любимого и единственного сына, отправляет его обратно на фронт биться до последнего непонятно с кем и непонятно во имя чего или кого. Причем, сеньор Инноченци вовсе не фашист и не злодей. Он просто не хочет видеть и знать того, что происходит на самом деле, все еще веря в непобедимость немецкой армии и величие Муссолини, которого к тому времени уже арестовали. К тому же он хочет видеть в сыне героя, а не дезертира.
В фильме такой поворот сюжета весьма неожидан для зрителя, поскольку подобные родители в любой стране не часто встречаются. Отец лейтенанта, уверенный в своей отцовской правоте, ужасен, смешон и жалок одновременно: «Я договорился с майором, тебе ничего не будет за то, что ты оставил полк».
А то, что обозленные союзнички отлавливали сбежавших итальянских солдат и под конвоем отправляли их прямиком в Германию, в концлагеря, про то он даже не подумал, а сын не стал говорить – бесполезно. Герой тайком покидает отцовский дом и плачет, мысленно навсегда прощаясь с родным человеком.
Рекламный слоган фильма гласит: «Альберто Сорди — в качестве солдата, который не стал сопротивляться… пока он не нашел врага!». Фильм был удостоен Специальной золотой премии на Московском международном кинофестивале в 1961 году и тут же попал в отечественный прокат. Сейчас его можно найти в интернете.