Когда больно

1 августа 11:07
Светлана Лойченко
Светлана Лойченко

На выходных удалось выбраться в Верколу, где прошёл фестиваль «А в Пекашино ставят стога», правда, по усечённой программе

В основном она переместилась в музей Фёдора Абрамова, в частности, гости «обжили» дом Иняхина, который тоже принадлежит музею. Там открылось несколько выставок – работ художника Дмитрия Клопова, друга Фёдора Абрамова, экспозиция, собранная из работ юных мастеров школы Бурчевского, а также необыкновенная выставка расписных граблей, которые были одновременно орудиями труда и произведениями искусств. Прошли лекции, в частности, посвящённые истории сенокоса, состоялась премьера фильма «А в Пекашино ставят стога» Светланы Синицыной, корреспондента телекомпании «Поморье».

Но всё же главными гостями фестиваля стали Теймураз Эсадзе, режиссёр фильма «Две зимы и три лета», и актёр Дмитрий Шевченко, который сыграл в этом фильме Петра Житова. Теймураз снова собирается снимать фильм про Абрамова под рабочим названием «Путешествие в прошлое». И это была подготовительная поездка.

С Тэмо и Дмитрием мы проехали по некоторым местам, где снимался многосерийный фильм. «Вот здесь был мостик, я его ещё успел снять – на нём Егорша курил», – рассказывает режиссёр.

Мостика уже нет. Что мостик – многие избы, настоящее достояние Пинежья, останутся только в фильме. И это больно – потому что они часть мировой культуры, даже если их не внесло в свой реестр ЮНЕСКО.

Так вот про боль. Эсадзе уже снял художественно-документальный фильм про Фёдора Абрамова, который называется «#ВпоискахАбрамова». Рассчитан он на молодёжь, которая Абрамова не только не читала, но и не слышала о нём. Премьера фильма прошла на фестивале «Аrctic Open».

Чем, на мой взгляд, показался особо ценен этот фильм? Тем, что мы видим, как постепенно меняется не только настроение, но и состояние героини, которая погружается в неведомую ей жизнь. Есть такое понятие «позитивчик», в котором жить удобно, комфортно, беззаботно. Но позитив – он уместен и в горестях. А именно беспрерывно радостный взгляд на мир, в ожидании новых и беспрерывных радостей.

Так вот, пройдя свой путь в поисках Абрамова, героиня в конце фильма плачет. Притом есть ощущение, что это не игра. Что слёзы настоящие. Потому, что ей стало больно. И это, возможно, самое ценное чувство, которое ей пришлось испытать. И, может, благодаря этому, удастся сохранить другие мостики, без которых мир становится безликим и бессмысленным. Даже если он радостно-позитивный…

О поездке в прошлое вместе с создателями фильма «Две зимы и три лета» читайте здесь.

Светлана ЛОЙЧЕНКО

Колумнисты