15.02.2019 12:05

«Это визуальный терроризм»

Фото "Правда Севера"

В прошлом номере «Правды Севера» был опубликован материал «Фантазируйте в другом месте». Речь в нём шла о наружной рекламе, которая вызывает у жителей города резко негативную реакцию

Алёна СветушковаМы получили множество откликов на эту публикацию и обратились за комментарием к специалисту, который знает проблему изнутри. Алёна Светушкова работает в Москве вице-президентом в «Рыбаков фонде», который одной из своих миссий считает влияние на окружающую среду. До этого она двадцать лет руководила в Архангельске рекламным агентством «Новая линия».

– В Архангельске я была не так давно – продавала свою квартиру. Я проехала фактически весь город вдоль реки. Проехала и сказала: «Это визуальный терроризм». На меня обрушилось огромное количество информации, которую можно сформулировать в трёх предложениях: «Купи. Займи денег. Заплати меньше». Всё это «купи хоть что‑нибудь» – от древесных материалов до колготок – на меня обрушилось в формате надписей на заборах, рекламных щитов разных размеров, каких‑то плакатиков, прибитых на заборах, кривых перетяжек на фасадах домов, торговых центрах.

– Алёна Анатольевна, вы считаете, это работает? Неужели те, кто заказывают, производят и размещают эту рекламу, искренне так думают?

– Именно этот вопрос я задала своим друзьям, которые здесь работают в рекламном бизнесе. Они говорят – почти не работает. Возможно, это свидетельство серьёзного экономического кризиса – такой посыл от отчаяния, или это простая безалаберность, или отсутствие правил. Потому что их потихоньку-потихоньку начали все нарушать, а потом оказалось такое количество нарушений, что все плюнули на нормы.

– Что для вас «норма»?

– Есть два понятия нормы: законодательная, она прописана в федеральном законе о рекламе, и профессиональная. Спущенные штаны – это нарушение профессиональных этических норм. Если бы я покупала квартиру в Архангельске, меня бы эта картинка оскорбила. Неужели дела так плохи, чтобы использовать приёмы ниже плинтуса? В Архангельске было некое профессиональное сообщество, оно собиралось на фестивали, обсуждало работы. Я думаю, если делать что‑то в одиночку, без публичного обсуждения, то возможно всё, что угодно. Если профессиональное сообщество найдёт в себе желание и возможности начать обсуждать острые вопросы, то включится механизм саморегуляции. Сделал работу на грани фола, но понимаешь при этом, что если встретишься на фестивале рекламы с кем‑то понимающим, то будет… не очень.

– Креативность рекламы упала?

– И это очень заметно. Средняя норма, которая установилась сейчас в Архангельске, меня искренне огорчает, она ниже среднероссийской нормы.

– И какой, по‑вашему, выход?

– Создать общественный комитет, экспертный совет. То, что не имеет законодательной силы, но имеет рекомендательную основу. При области, при городе, любая структура, главное, чтобы там были уважаемые люди. Например, я руковожу рекламным агентством, мне звонит – условно – ректор университета и говорит: «Алёна Анатольевна, мы тут рассматривали ваш макет на экспертном совете, и нам кажется, что вы немного не в ту сторону пошли». Я бы задумалась. Профессиональные этические нормы важны. Конечно, наглые могут сказать: «Да пошли вы!» Но думаю, что постепенно производители рекламы вышли бы на какую‑то норму чуть повыше, чем сейчас она установилась.

– А вы знаете примеры таких общественных советов?

Меня могут забросать помидорами, но я, конечно же, сошлюсь на опыт Москвы. Я ссылалась на этот опыт, когда ещё жила в Архангельске. Мы делали такой макет, как бы выглядели фасады города, если бы жёстко регулировалось размещение вывесок и размещение рекламы. На компьютере это просто сделать – отрисовать Троицкий проспект и очистить его от рекламы, показать фасады. Ведь архитектуры города не видно – видно наляпанную бездарную рекламу. Артемий Лебедев, основатель и владелец известных дизайнерских студий, когда он начинал работу с правительством Москвы, начал именно с этого. Мы прочитали и попытались сделать так же. У меня даже где‑то папки сохранились с тех времён.

В Москве они пережили это. Хоть и болезненно. Но у них теперь жесточайшим образом регулируется высота размещения вывески, материалы, используемые на вывесках. Из центральных районов убраны вообще все большие билборды, и все остановки, щиты для пешеходов вписываются в городской интерьер. И хорошо бы архангельский экспертный совет по рекламе по примеру Москвы сформировал соответствующие предложения об изменениях в законодательстве. Это сложный путь, но возможный.

Неэтично, и не только

В письме читательницы «Фантазируйте в другом месте» речь шла о баннере, на котором его авторы, чтобы показать доступность цены на квартиры, разместили рекламный плакат со спущенными штанами

На эту публикацию ответил Денис Бугаев, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области. В ответе говорится: «На рекламу, в которой присутствуют мужские ноги со спущенными штанами, в УФАС уже пожаловались в середине января. Причем пожаловались не столько на неэтичность рекламы, сколько на недостоверность информации (по словам заявителей, сведения, что однушка стоит 1,7 млн руб., не отвечают действительности. Это, якобы, размер первого взноса). Заявления рассматриваются».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина ЖУРАВЛЁВА