10.02.2021 06:59

Уникальное судно. На рыбном траулере «Баренцево море» подняли государственный флаг

«Баренцево море» – первое в истории крупнотоннажное рыболовецкое судно, построенное на российских верфях
Траулер-процессор оснащён самым современным оборудованием
Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области, Ирина Бажанова, министр АПК и торговли области, Алексей Заплатин, генеральный директор "АТФ"
Алексей Заплатин, генеральный директор АО «Архангельский траловый флот». Фото Аллы Валуйских
Фото: пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области/И. Малыгин

4 февраля на Английской набережной Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония подъёма Государственного флага России на траулере-процессоре «Баренцево море». Это триумфальное событие для Архангельского тралового флота. 

Первое в России, лучшее в мире

Это событие не только российского масштаба, но и мирового. «Баренцево море» – первое в истории крупнотоннажное рыболовецкое судно, построенное на российских верфях. Траулер также стал победителем конкурса Baird Maritime Awards в номинации «Лучшее рыбоперерабатывающее судно 2020 года» – здесь учитывались такие показатели, как инновационность, надёжность и экономичность.

Церемония поднятия флага проходила перед выходом траулера на промысловые испытания.

И конечно, это триумфальное событие для Архангельского тралового флота. Закладка «Баренцева моря» под заводским номером 935 состоялась в мае 2017 года на верфях Выборгского судостроительного завода, спуск на воду – в декабре 2018 года. Больше двух лет ушло на оснащение его современнейшим оборудованием. Это головное судно в серии из четырёх траулеров-процессоров, строящихся здесь же, на Выборгском судостроительном заводе по программе инвестиционных квот для Архангельского тралового флота.

Алексей Заплатин, генеральный директор АО «Архангельский траловый флот» в интервью «Правде Севера» говорил, сколь непросто быть первым в построении траулера такого масштаба, но только так можно обрести опыт в этом деле и поднять отечественное судостроение. И получается, что траулер «Баренцево море» испытания проходил с момента закладки. Все проблемы и недочёты, которые случились во время его строительства, будут учтены при строительстве других судов такого класса.

И закономерно, что на церемонию поднятия флага прибыли высокие гости – Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области, Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга, Илья Шестаков, руководитель федерального агентства по рыболовству, представители Совета Федерации, профильных министерств, представители правительства Архангельской области.

Гостям показали устройство траулера-процессора, в том числе фабрику по переработке продукции полного цикла с безотходным производством, морозильный трюм, траловый комплекс новейшего поколения, помещения для работы и отдыха экипажа, основные системы и механизмы судна.

Увиденное Александр Цыбульский оценил так:

Фото: пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области/И. Малыгин– Мы горды тем, что такое большое современное судно, корабль-процессор, который впервые за многие десятилетия построен на российской верфи, будет работать в архангельской компании. «Тралфлот» – компания со столетней историей, занимает, наверное, основную часть на рыбопромысловом рынке Архангельской области. Уверен, что рыбаки будут работать в совершенно новых, современных условиях.

Глава Росрыболовства Илья Шестаков «Баренцево море» назвал уникальным судном с точки зрения и технологии добычи, и переработки продукции, и обеспечения безопасности рыбаков. Он подчеркнул:

– Важнейшая задача, которую ставил перед нами президент России, – социальный вопрос. И здесь предусмотрено всё для того, чтобы члены экипажа, которые несут сложную вахту, чувствовали себя безопасно и комфортно.

«Баренцево море» ушло на первую большую рыбалку, где ему предстоит пройти испытание промыслом.

«Теперь все они – мои крестники»

Среди гостей, которые прибыли на торжества по случаю поднятия флага на «Баренцевом море», стоит особенно выделить его крёстную. Эта необычная роль выпала Ирине Бажановой, министру агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.

О том, что входит в обязанности крёстной матери корабля, мало кто знает. Сегодня мы поговорили об этом с Ириной Борисовной, а она ещё находится под впечатлением от события, которое состоялось несколько дней назад в Санкт-Петербурге и которое ещё предстоит по‑настоящему оценить.

– Ирина Борисовна, расскажите, как вы стали крёстной матерью такого огромного современного траулера?

– О том, что я крёстная мать рыболовецкого траулера, я узнала два года назад, когда его спускали на воду.

– А почему выбрали для этой роли именно вас?

– Это вопрос не ко мне. Такое предложение мне сделало руководство Архангельского тралового флота. Но, думаю, что это оценка моей работы – ведь мы делаем всё, чтобы наши предприятия развивались, всегда их защищаем, поддерживаем по мере сил и возможностей. Но один в поле не воин, значит, это оценка труда всего нашего коллектива. Это очень почётно.

– Когда вы принимали на себя столь почётные обязанности, вы знали, что в них входит?

– Таких сведений было очень мало, пришлось их собирать по крупицам.

– Будет ли судьба корабля удачной, говорят, во многом зависит от крёстной матери. Всем известна примета с бутылкой шампанского – очень важно, чтобы она разбилась с первого раза. Вы её тоже разбивали?

– Да. У меня были помощники, но эту миссию я никому не доверила. Бутылку шампанского разбивают, когда судно спускают на воду, что произошло два года назад. Погода в тот день стояла очень ветреная, а сильные порывы ветра были направлены в нашу сторону. Я понимала, что одним таким порывом бутылку может отнести обратно… И по секундам рассчитала мгновение, когда я могу её бросить. Разбить её получилось с первого раза! Все очень радовались – моряки верят в эту примету. К тому же ветер сразу стих и выглянуло солнце. Для нас это стало ещё одним подтверждением, что путь моего крестника будет счастливым.

– Хотя казалось бы – не так уж сложно разбить хрупкую стеклянную бутылку о борт…

– Но промахиваются, и довольно часто. Кстати, последний раз на этом заводе гражданское судно строили двадцать лет назад.

 На момент спуска на воду у траулера уже было имя?

– По поводу его присвоения тоже есть невероятно волнующая и трогательная традиция. Перед тем как разбить бутылку, я произнесла: «Нарекаю тебя именем Баренцева моря». Разволновалась до слёз. Даже, когда вспоминаю об этом, у меня мурашки по коже…

– Своего крестника вы не видели два года? Он очень изменился?

– Его, действительно, не узнать! Я даже не могу описать ощущения, которые испытывала на этот раз. Это восторг, удивление, восхищение. Это гордость за наш Архангельский траловый флот, который сумел построить такое современное судно, лучшее в мире. Мы прошли по нему и всё время удивлялись, как грамотно всё сделано – и для работы, и для отдыха. У меня внутри был такой трепет… Ведь это мы открываем новую веху отечественного судостроения.

– По поводу команды, которая работает на «Баренцевом море», у вас тоже есть обязательства? Ведь они, выходит, ваши крестники – все пятьдесят человек…

– Первое, что должна сделать крёстная мать после поднятия флага, преподнести подарок экипажу. Я подарила икону святителя Николая, которую заказала в монастыре. Там меня спросили – для какого случая? Когда узнали, что она уйдёт в море, основу сделали из цельного дерева, покрыли специальным лаком, защищающим её от влаги. Эта икона висит в кают-компании. Там есть и моя фотография, которую я тоже специально заказывала – она, как велит традиция, отпечатана на холсте, тоже покрыта специальным лаком и находится под матовым стеклом.

Теперь по поводу моих крестников, которые здесь трудятся. Я должна за них молиться и всячески их поддерживать. Во время нынешних торжеств узнала, что у одного из членов экипажа был день рождения. Я его поздравила и преподнесла небольшой подарок – тёплый шарф. Попросила капитала послать мне список дней рождения остальных членов экипажа, буду их поздравлять. И обязательно молиться за их здоровье.

– У них ведь тоже непростая миссия – чтобы работать на таком траулере, нужны знания и новые умения…

– Действительно, возможности траулера впечатляют – на его фабрике ежесуточно может перерабатываться порядка 200 тонн рыбы. Здесь будут изготавливаться и рыбные консервы – из печени трески и икры. Притом продукция, которая здесь изготавливается, высочайшего качества, – она не будет разделяться на ту, которая идёт на экспорт, и ту, которая предназначается для внутреннего потребителя. Судно может вести лов и переработку круглые сутки, потом перегрузить её на другое судно и продолжать лов. Тралфлот вложил в строительство «Баренцева моря» большие средства – шесть миллиардов рублей, это прямые и косвенные инвестиции вместе. Их ведь тоже надо отработать.

– В Архангельске продукция, изготовленная на «Баренцевом море», появится?

– Обязательно! Тем более что Архангельский траловый флот открыл свои фирменные магазины, покупатели знают, что там продаётся продукция, произведённая на предприятии, а вскоре появится и изготовленная на новом траулере.

– А сам траулер в Архангельск когда зайдёт?

– Этот вопрос обсуждается. В июле, если позволит эпидемиологическая обстановка, в Санкт-Петербурге пройдёт Международный рыбопромышленный форум. Логично было бы показать столь современное судно участникам форума, в таком случае сначала оно зайдёт в Санкт-Петербург.

– А как в дальнейшем складываются отношения крёстной матери со своим подопечным? Или её роль ограничивается только пуском судна?

– Нет. При заходе в любой порт капитан должен известить крёстную. Если «Баренцево море», например, зайдёт в Мурманск, я непременно туда поеду…

– С подарками?

– С подарками.

– А крёстной матери что‑то полагается в ответ? Или она всё только дарит?

– Капитан должен крёстную мать угостить рыбой, которую поймали рыбаки на этом судне. Это тоже традиция…

– Будем надеяться, что рыбалка у вашего крестника будет удачной всегда…

– Для меня это будет большая радость. И будем ждать «Баренцево море» дома, в Архангельске…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО